Найти тему

На каком языке разговаривать с бухгалтером?

Приходилось ли вам замечать, что вы с бухгалтером словно разговариваете на разных языках, и любые попытки прояснить ситуацию заводят ваш диалог в тупик? Бывало ли так, что бессилие и раздражение вынуждают вас не искать пути решения конфликта, а выплёскивать эмоции, но это почему-то приводит разве что к крикам и битью офисной посуды, но никак не к компромиссу?

Мы, к счастью, сталкиваемся с этим крайне редко – большинство наших партнеров и клиентов осознанные и опытные люди, владеющие навыками эффективной коммуникации. И, вероятно, поэтому в тех редких случаях, когда это случается, нас напрочь выбивает из колеи...

Всё вышеописанное – это признаки неконструктивного общения, когда цель коммуникации отходит на второй план, уступая место эмоциям. Почему так происходит?

Предприниматель стремится к минимально возможной налоговой нагрузке. А бухгалтер, помимо всего прочего, обязан считать налоги так, чтобы не нарушить закон. Случается, что ожидание предпринимателя в части суммы налогов не совпадают с тем, что посчитал бухгалтер. И именно в этот момент возникает риск испортить ситуацию, и вместо эффективного решения прийти к конфликту, а то и к разрыву отношений.

Что же делать (помимо того, чтобы держать в зале совещаний небьющуюся посуду)? На каком языке говорить, чтобы общение с бухгалтером стало продуктивным?

За годы работы мы так и не нашли «волшебной кнопки», которая бы позволяла мгновенно переключить эмоциональную ситуацию в конструктивное русло. Но можем дать несколько подсказок, которые позволят избежать неприятных последствий.

Чего точно НЕ стоит делать:

Повышать тон и переходить на личности. Вы же не думаете, что если накричать на бухгалтера, ему тут же захочется сделать для вас ещё больше, чем он уже сделал?

Требовать сумму налога «какую нужно» (или вовсе нулевую). Вы уверены, что это будет законно? В случае чего ответственность ляжет на вас. Не говорят уже о том, что бухгалтер, как правило, берёт суммы налога совсем не «с потолка»...

Обвинять бухгалтера в некомпетентности и непрофессионализме. Вы же с ним не первый отчётный период преодолеваете, и если до сих пор всё было в порядке, почему сейчас он вдруг растерял квалификацию?

Как помочь ситуации?

Чтобы цель – минимум налогов – стала ближе и реальнее, предприниматель или руководитель тоже может кое-что сделать – и тем самым повернуть общение с бухгалтером в конструктивное русло:

Организовать документооборот, и регулярно – не реже 1 раза в месяц! – передавать документы от поставщиков и покупателей в бухгалтерию. Да-да, сбор документов – это часть внутренних процессов компании, а не задача бухгалтера. Есть такая закономерность: чем меньше документов в наличии, тем больше будут налоги (шутка, конечно, но в каждой шутке – сами знаете).

Попросить бухгалтера сделать предварительный расчёт налогов. Например, по итогам работы за первые два месяца квартала. Это, конечно, не полная и не точная цифра, но, по крайней мере, когда наступит дата уплаты, на вас не свалится «сюрприз» в виде непредвиденных платежей.

Как можно быстрее реагировать и отвечать на запросы бухгалтера. Особенно в отчётный период. Подсказка: март, апрель, июль и октябрь должны быть в вашем календаре красными. Это как раз те месяцы, когда каждый предприниматель вынужден расставаться с частью кровно заработанных денег. И игнорировать вопросы бухгалтера в эти периоды - прямой путь к неожиданным налоговым суммам.

Попросить бухгалтера разъяснить, как получилась такая сумма. Не нужно цитат из Налогового кодекса, просто на цифрах – что откуда взялось. Да, придётся вникать и считать. Но это же ваши деньги, ради них есть смысл приложить усилия.

Наконец, просто спросить у бухгалтера, как можно снизить сумму налогов. Если начинает говорить непонятными словами – смело просите перевести на русский (вы вовсе не обязаны понимать бухгалтерские термины). И не забудьте уточнить, насколько законно то, что предлагает ваш специалист – ведь в случае чего отвечать придётся именно вам и вашему бизнесу!

Самое главное – нужно принять, что уплата налогов – часть жизни любого бизнеса. Если вы зарабатываете – значит, налоги неизбежны. А если налоги съедают всю вашу прибыль – это повод задуматься о ценообразовании своих услуг и товаров, пересмотреть ценовую, а возможно, и налоговую политику вашего бизнеса. Словом, главное, помнить, что конечная цель у вас с бухгалтером общая - благополучие организации. А значит, сотрудничать всегда полезнее, чем провоцировать развитие конфликта!