Приходилось ли вам замечать, что вы с бухгалтером словно разговариваете на разных языках, и любые попытки прояснить ситуацию заводят ваш диалог в тупик? Бывало ли так, что бессилие и раздражение вынуждают вас не искать пути решения конфликта, а выплёскивать эмоции, но это почему-то приводит разве что к крикам и битью офисной посуды, но никак не к компромиссу?
Мы, к счастью, сталкиваемся с этим крайне редко – большинство наших партнеров и клиентов осознанные и опытные люди, владеющие навыками эффективной коммуникации. И, вероятно, поэтому в тех редких случаях, когда это случается, нас напрочь выбивает из колеи...
Всё вышеописанное – это признаки неконструктивного общения, когда цель коммуникации отходит на второй план, уступая место эмоциям. Почему так происходит?
Предприниматель стремится к минимально возможной налоговой нагрузке. А бухгалтер, помимо всего прочего, обязан считать налоги так, чтобы не нарушить закон. Случается, что ожидание предпринимателя в части суммы налогов не совпадают с тем, что посчитал бухгалтер. И именно в этот момент возникает риск испортить ситуацию, и вместо эффективного решения прийти к конфликту, а то и к разрыву отношений.
Что же делать (помимо того, чтобы держать в зале совещаний небьющуюся посуду)? На каком языке говорить, чтобы общение с бухгалтером стало продуктивным?
За годы работы мы так и не нашли «волшебной кнопки», которая бы позволяла мгновенно переключить эмоциональную ситуацию в конструктивное русло. Но можем дать несколько подсказок, которые позволят избежать неприятных последствий.
Чего точно НЕ стоит делать:
– Повышать тон и переходить на личности. Вы же не думаете, что если накричать на бухгалтера, ему тут же захочется сделать для вас ещё больше, чем он уже сделал?
– Требовать сумму налога «какую нужно» (или вовсе нулевую). Вы уверены, что это будет законно? В случае чего ответственность ляжет на вас. Не говорят уже о том, что бухгалтер, как правило, берёт суммы налога совсем не «с потолка»...
– Обвинять бухгалтера в некомпетентности и непрофессионализме. Вы же с ним не первый отчётный период преодолеваете, и если до сих пор всё было в порядке, почему сейчас он вдруг растерял квалификацию?
Как помочь ситуации?
Чтобы цель – минимум налогов – стала ближе и реальнее, предприниматель или руководитель тоже может кое-что сделать – и тем самым повернуть общение с бухгалтером в конструктивное русло:
– Организовать документооборот, и регулярно – не реже 1 раза в месяц! – передавать документы от поставщиков и покупателей в бухгалтерию. Да-да, сбор документов – это часть внутренних процессов компании, а не задача бухгалтера. Есть такая закономерность: чем меньше документов в наличии, тем больше будут налоги (шутка, конечно, но в каждой шутке – сами знаете).
– Попросить бухгалтера сделать предварительный расчёт налогов. Например, по итогам работы за первые два месяца квартала. Это, конечно, не полная и не точная цифра, но, по крайней мере, когда наступит дата уплаты, на вас не свалится «сюрприз» в виде непредвиденных платежей.
– Как можно быстрее реагировать и отвечать на запросы бухгалтера. Особенно в отчётный период. Подсказка: март, апрель, июль и октябрь должны быть в вашем календаре красными. Это как раз те месяцы, когда каждый предприниматель вынужден расставаться с частью кровно заработанных денег. И игнорировать вопросы бухгалтера в эти периоды - прямой путь к неожиданным налоговым суммам.
– Попросить бухгалтера разъяснить, как получилась такая сумма. Не нужно цитат из Налогового кодекса, просто на цифрах – что откуда взялось. Да, придётся вникать и считать. Но это же ваши деньги, ради них есть смысл приложить усилия.
– Наконец, просто спросить у бухгалтера, как можно снизить сумму налогов. Если начинает говорить непонятными словами – смело просите перевести на русский (вы вовсе не обязаны понимать бухгалтерские термины). И не забудьте уточнить, насколько законно то, что предлагает ваш специалист – ведь в случае чего отвечать придётся именно вам и вашему бизнесу!
Самое главное – нужно принять, что уплата налогов – часть жизни любого бизнеса. Если вы зарабатываете – значит, налоги неизбежны. А если налоги съедают всю вашу прибыль – это повод задуматься о ценообразовании своих услуг и товаров, пересмотреть ценовую, а возможно, и налоговую политику вашего бизнеса. Словом, главное, помнить, что конечная цель у вас с бухгалтером общая - благополучие организации. А значит, сотрудничать всегда полезнее, чем провоцировать развитие конфликта!