Найти тему

Скорочтение: применение, плюсы и минусы

Оглавление
Кадр из м/ф «Вовка в Тридевятом Царстве»
Кадр из м/ф «Вовка в Тридевятом Царстве»
Открыл, взглянул, перелистнул: расскажу, как научиться читать страницу быстрее, чем прогорит спичка.

Миф или правда: читать быстрее на 100-300% и понимать прочитанное.

Многие в школе проходили тест по скорости чтения. Для детей это был шанс проверить себя и посоперничать между одноклассниками. Дальше в жизни быстрое чтение не требовалось, пока не наступил дефицит времени взрослой жизни.

Надо читать ленту в Instagram, ВКонтакте, Twitter, проштудировать почту, вычитать информацию на работе и успеть почитать ту интересную книжку. Источников много, а времени мало. Приходится чем-то жертвовать и часто страдают новости или интересная книга.

Что это и для чего нужно

Кадр из м/ф «Вовка в Тридевятом Царстве»
Кадр из м/ф «Вовка в Тридевятом Царстве»

С самого детства мы проговариваем все, что читаем про себя (даже сейчас). И это главное препятствие на пути к скорочтению. Мы не можем читать быстрее, чем говорим. Для контраста посмотрим на пример.

Помните таблицу умножения? Если да, то на вопрос «сколько будет 7х7» без раздумий последует ответ – 49. Это уже рефлекс. С чтением то же самое: мы рефлекторно проговариваем все, потому что так учились с детства. Но 90% слов нам знакомо и увидев их очертание мы понимаем, что это за слова.

Однако скользить по тексту глазами без понимания – занятие пустое. Для пользы от быстрого чтения нужно еще и запоминать информацию. Запоминание – обширная тема и по ней будет отдельная статья. Посвятим этому следующую нашу встречу.

Легенды и факты

Вот 3 примера из интернета, в которые с трудом верится:

1. Скорость чтения 16-летней киевлянки Иры Иваченко – 163333 слова в минуту с полным усвоением прочитанного. После прочтения она в мельчайших подробностях пересказывала текст.

2. Ученица российской Школы Олега Андреева Светлана Архипова установила рекорд скорости чтения скорости чтения – 60.000 зн./мин. Он занесен в Книгу Рекордов Гиннесса.

3. Американец Син (Шон) Адам стал рекордсменом по скорочтению в 2003 году. Результат – 3850 слов в минуту.

Ещё информацию о рекордах можете посмотреть по ссылке.

В интернете есть и более фантастические истории. Официальных подтверждений им и указанным выше я не нашел, даже с меткой «Рекорд Гиннеса». Буду рад информации, если вы нашли подтверждение таким фактам. Оставьте в комментариях ссылки для обсуждения.

Я погрузился в эту тему, тренировался и проходил курс скорочтения. Для себя выбрал книгу Павла Палагина «Скорочтение на практике» (это не реклама, а осознанный выбор). Мой результат ~+60% к скорости. Это прирост после прочтения и понимания сути метода, без усиленных тренировок. Цель ставил не на рекорды, а на увеличении своей производительности, чего и достиг.

Практическое применение

Помимо своего опыта я прочел и другие статьи о скорочтении. Оказывается люди спорят о его существовании. Ученые приводят аргументы против, тренеры и опытные пользователи – за. И у всех убедительные аргументы!

Кому же верить? На этот вопрос надо ответить самому себе. Попробуйте 1-2 метода, определите сколько вы черпаете информации печатного формата. Для этого посмотрите советы, где скорочтение приносит пользу, а где только несет вред.

Где стоит применять скорочтение:

  • статьи, газеты, журналы;
  • учебная литература;
  • новости;
  • почта;
  • соцсети.

Где не стоит применять скорочтение:

  • художественная литература;
  • переписки;
  • рабочая информация;
  • важная информация (договоры, правила, указы и т.п.).

По пунктам «личная переписка/рабочая информация/важная информация» спорный момент. Все зависит от приоритетов, но лучше уделить им пристальное внимание.

В быстром чтении 2 плюса:

  1. развитие внимания и периферического зрения;
  2. освобождение времени на чтение другой информации или для других дел.

В начале мы говорили, что надо быстро читать только в паре с умением сразу запоминать информацию. Это так, если нужен максимум отдачи. Но есть и другой способ.

Точнее другая цель. Вы можете увеличить скорость для того, чтобы выделять суть из тонны информации. Пример: пользу колонок в газете можно оценить по заголовкам. Банальный способ, согласен. Но действенный и вы будете в курсе основных тем. Этим пользовался и президент Кеннеди. Ему каждый день прочитывали краткую сводку новостей, и он пробегал взглядом газеты, не тратя на них много времени.

А теперь перейдем к самому интересному: конкретные способы.

Упражнения и стратегии

Первое и главное – избавиться от привычки проговаривать про себя текст. Уже это позволит увеличить скорость. Попробуйте посмотреть на слова и понять смысл предложения без внутреннего голоса: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве.». Это сложно с первого раза, нужны тренировки. А отдача будет ощутимая. Минимум – научитесь проглядывать текст и вычитывать внимательно самое главное.

При чтении мы проговариваем все. Невозможно читать быстрее, чем мы можем говорить.
При чтении мы проговариваем все. Невозможно читать быстрее, чем мы можем говорить.

Есть способ для чтения учебной литературы. Обычно, опытный автор в статье пишет главную мысль первым предложением, а вывод – последним. В середине полезная, но не всегда обязательная информация. А важное автор выделяет визуально – курсив, жирное, фон, рамка и т.д. Это применимо как для абзацев, так и для пунктов. Остальной текст можно просмотреть, чтобы найти и прочесть интересные или незнакомые моменты.

На этом отрывке основная мысль в начале первого абзаца и главный вопрос в конце него. Между ними идет размышление. В следующем абзаце важные моменты автор выделил верхним регистром (слова капсом).
На этом отрывке основная мысль в начале первого абзаца и главный вопрос в конце него. Между ними идет размышление. В следующем абзаце важные моменты автор выделил верхним регистром (слова капсом).

Самый сложный способ – вертикальное и диагональное чтение. Для этого надо мало читать без внутреннего голоса. Еще придется увеличить область периферического зрения, количество и скорость узнаваемости слов. На это уйдет много времени. Тут без курсов и профессиональных методик никак.

Слева развитое периферическое зрение, справа - не тренированное.
Слева развитое периферическое зрение, справа - не тренированное.

На этом основаны методики тренеров скорочтения, но развитие навыков индивидуальное. Детали ищите в первоисточниках. Интернет сейчас богат на свободно распространенную информацию – пользуйтесь. Но платить за разработки людей честнее)

Заключение

Пока ученые не разработают прямой ввод информации в мозг, мы продолжим читать. Тем временем информации становится больше, а времени на ее усвоение меньше. Надо сделать выбор: поглощать ее всю или отказаться от лишней. Если вы хотите развиваться и оставить время на интересную книгу, то навык скорочтения поможет. Даже небольшой прирост позволит успеть больше.

А что вы думаете о скорочтении? Напишите в комментариях.