372 подписчика

В.П. Эфроимсон. Генетика гениальности.

1,9K прочитали

Гениями именно рождаются – это главный вывод исследований знаменитого генетика. Гениальные люди могут жить во имя добра или зла, могут за всю жизнь так и не проявить свой дар, а могут «похоронить» его в силу различных причин, но это врожденное качество. Усердие в изучении наук, чтение многочисленных книг, бесконечные тренировки могут сделать людей образованными интеллектуалами, грамотными специалистами, виртуозными исполнителями, но не истинными гениями. Данная теория подтверждена фактами и выводами в книгах выдающегося советского генетика Владимира Павловича Эфроимсона.

Владимир Павлович Эфроимсон
Владимир Павлович Эфроимсон

Краткая биография.

Владимир Павлович Эфроимсон родился в 1908 году, в Москве. Отец был банковским служащим, выпускником юридического факультета Киевского университета. Мать – сестра милосердия. Раннее детство Владимир Павлович прожил в Доме страхового общества «Россия» по адресу Лубянка, 2. В том самом, где после Октябрьской Революции разместилось ЧК.

Всю жизнь Эфроимсон занимался не только наукой, но и был бесстрашным борцом с несправедливостью, схватки с которой он часто проигрывал.

В 1925 году поступил на биологическое отделение физико-математического факультета МГУ, но уже на 4-м курсе был исключён за выступление в защиту своего учителя, профессора С.С.Четверикова (арестованного в 1929 году и высланного на 3 года).

Другой наставник Эфроимсона, знаменитый генетик Николай Константинович Кольцов, пытался ему помочь, характеризуя своего студента, как талантливого исследователя, но в университете его не восстановили. Тогда Эфроимсон продолжил обучение и занятия наукой в московской школе эволюции генетики, основанной его университетскими учителями.

Владимир Павлович Эфроимсон
Владимир Павлович Эфроимсон

Он успел опубликовать несколько научных работ, но в декабре 1932 года его арестовали и осудили на 3 года лагерей. Причины были в его критике мичуринской агробиологии Лысенко Д.Л., а также его научные рассуждения о невозможности реализации лозунга, что «Любая кухарка может управлять государством».

В 1936 году Владимир Павлович вышел на свободу, провел ряд глубоких научных исследований и защитил диссертацию.

В Великую Отечественную войну был на фронте и дослужился до звания капитана медслужбы и был награжден орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени. В феврале 1945 он пишет рапорт командованию о случаях сексуального насилия над немецкими женщинами и детьми советскими солдатами. За это в 1949 его арестовали и приговорили к 10 годам лагерей по обвинению в дискредитации Советской армии. В 1955 был освобожден с ограничением в правах и через год полностью амнистирован.

Владимир Павлович Эфроимсон
Владимир Павлович Эфроимсон

После заключения Эфроимсон продолжил научную деятельность. В 1962 году ему вернули докторскую степень, а в 1967 он получил звание профессора и с тех пор он стал признанным авторитетом в научных кругах. Уже после смерти (в 1989г.), были опубликованы его блестящие книги - «Генетика гениальности», «Генетика этики и эстетики» и «Педагогическая генетика».

Генетика гениальности.

Во многом это центральная и самая известная книга Владимира Павловича Эфроимсона.

О гениях и гениальности написано несметное количество книг, но эта уникальна тем, что в ней собрано огромное количество известных людей, проведен анализ их способностей и установлена связь с определенными генетическими отличиями (часто врожденными) от обычных людей, которые и повлияли на проявление талантов. Безусловно, эта книга – объемный научный труд, но многие моменты в ней очень интересны даже далеким от генетики читателям. Кратко описать содержание книги невозможно – информации очень много, но я приведу для примера некоторые факты и удивительные выводы автора.

Понятие гениальности и как рождаются гении.

1. Изучение биографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев – в гениев развивается. И из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется. Всего за всю историю человечества было всего около 400 гениев.

2. По характеру гении все разные и зачастую бывает, что люди, проявившие себя в одной области, имеют совершенно противоположные типы личностей. Нельзя выделить гения только по характеру и темпераменту.

3. Нельзя прогнозировать появление гения, но приходится обратить внимание на то, что гении и замечательные таланты почти всегда появлялись вспышками, группами, но именно в те периоды, когда им предоставлялись оптимальные возможности развития и реализации.

4. Частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов почти одинакова у всех народностей и народов. Нет гениальных наций, но количество гениев мало, так как в среднем реализуется 1 гений на 10 миллионов человек. Там, где плотность населения выше, а социальных проблем меньше, чаще и появляются гении.

5. Развиться гению часто мешают социальные преграды. Законы, моральные принципы, религиозные запреты, консерватизм и бюрократия часто создавали из потенциального гения – теоретика и мечтателя.

6. В разные периоды времени необходимость в гениях либо растет, либо падает. Также изменяется ценность гениальности. Зависит это от экономических, политических или социальных потребностей.

Воспитание и развитие гениальности у детей.

Огромное значение имеет качество ранне-детских и детских условий развития для будущего интеллекта. Пренебрежение интеллектуальным развитием ребенка, особенно в первые четыре года жизни, резко ухудшает будущий интеллект, а оптимизация условий интеллектуального развития после 4-х лет также лучше развивает будущие способности. Чрезвычайно важно, что именно в этом ранне-детском возрасте закладываются и основы социальности, контактности, доброты. Поэтому детям необходимо общение, внимание, ласка и уважение.

В раннем возрасте дети очень восприимчивы к новой информации. У них идет очень быстрое накапливание знаний. Основная задача родителей – создать благоприятные условия для развития таланта или гения. Речь идет в большей степени об интеллектуальной, нежели об экономической обстановке. При этом нельзя заставлять учиться силой, как и нельзя навязывать неинтересные для ребенка направления. Даже если знания необходимы, сначала надо заинтересовать ими, а дальше стимулировать появившийся интерес. Ребенок не начнет сам читать книги ради необходимости это делать - нужно подобрать такие темы, что он сам заинтересуется чтением, а дальше только направлять.

Наследственные болезни, стимулирующие гениальность.

Это самая интересная часть книги. Здесь автор приводит выводы, что практически все 400 гениев человечества имели различные наследственные болезни, которые прямо и косвенно влияли на их способности.

200 великих подагриков.

Из 400 гениев около половины страдали от подагры. Болезнь была описана еще Гиппократом. Уже в древности было замечено, что ею почему-то болеют самые великие полководцы и правители. Древнеримский врач Гален диагностировал подагру у героев Троянской войны Приама и Ахилла; он же считал, что подагрой болели Эдип и Беллерофонт. Подагриками были Александр Македонский и Птолемей, Микеланджело и Рубене, Рембрандт и Ренуар, Филдинг и Стендаль, Мопассан, Галилей, Ньютон, Лейбниц, Дарвин, Монтень, Петр I...

Петр I
Петр I

Отмечавшаяся, что загадочная связь между замечательными достижениями гениев и подагрой оставалась непонятной вплоть до 1956 года, когда английский ученый Е. Орован указал на два факта: во-первых, он установил, что мочевая кислота, избыточное количество которой в крови и приводит к подагре, по своей химической природе близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержатся в чае и кофе). Во-вторых, мочевая кислота отсутствует в крови почти всех млекопитающих, так как расщепляется специфическим ферментом - уриказой. Однако у всех обезьян и у человека уриказы в крови или нет вообще, или ее очень мало. Накопление мочевой кислоты в крови служило стимуляцией мозговой деятельности. В среднем на тысячу человек приходится три подагрика. Среди гениев эта цифра увеличена в 200 раз – почти каждый второй! Однако, к сожалению далеко не все подагрики – гении.

Гении, страдающие от маниакально-депрессивного психоза (МДП) .

Характерным признаком этого психоза являются частые смены высокой активности и депрессии. У некоторых гениальных людей проявлялось это в большей или меньшей степени, но все выдающиеся достижения они совершали на пике своей активности, а уходя в глубокую депрессию доходили даже до самоубийства.

Уинстон Черчилль
Уинстон Черчилль

Один пример – сэр Уинстон Черчилль. Кто бы мог подумать, что такой неутомимый, импульсивный и жизнерадостный человек может страдать от МДП. Однако это было так, но в достаточно легкой форме. Серьезные приступы депрессии у него были всего несколько раз в жизни, но носили длительный характер (по несколько лет). Причем в молодости у него долгое время были мысли о самоубийстве. Факты подтверждают, что болезнь была наследственной – в роду Черчиллей 5 из 7 последних герцогов Мальборо страдали тяжелой меланхолией.

Синдром Марфана.

Это одна из форм диспропорционального гигантизма. Внешне это выглядит как человек высокого роста с маленьким туловищем и длинными конечностями.

Авраам Линкольн
Авраам Линкольн

Встречается очень редко 1 из 50000 человек и реже, но среди 400 гениев их пятеро – Авраам Линкольн, Ганс Христиан Андерсен, Корней Иванович Чуковский, Шарль де Голль, Георгий Васильевич Никольский. (Если кто сомневается в некоторых людях из списка, их можно убрать и добавить Николу Тесла, Эрнста Аббе, Вильгельма Кюхельбекера. Про них автор не упомянул, но они тоже подходят под описание симптомов). Причем свои диспропорции они все получили по наследству.

Синдром Морриса.

Тоже очень редкая аномалия (1 из 65000). Заключается в том, что плод при беременности и родившийся человек имеет мужским набором хромосом (46/XY) с семенниками, но развивается по женскому направлению. Внешне это женщина, которая не в состоянии иметь детей и своими предрасположенностями больше соответствует мужчине – любит носить мужскую одежду, проявляет больший интерес к мужским занятиям и т.д. Эти женщины выделяются физической силой, быстротой, ловкостью и выносливостью. С недавнего времени женщины с Синдромом Морриса подлежат исключению из спортивных состязаний. При всей редкости синдрома, он обнаруживается почти у 1% «перспективных» спортсменок, т.е. в 600 раз чаще, чем обычно.

Орлеанская дева - Жанна д'Арк.
Орлеанская дева - Жанна д'Арк.

Самым известным представителем была Жанна д’Арк – красивая и стройная, но сильная и выносливая. Проведя множество исследований и изучив сохранившиеся документы Эфроимсон почти с полной уверенностью диагностировал у нее синдром Мориса.

Династическая гениальность.

Это вариант передачи целого набора генетических отклонений по наследству, которые привели к целому поколению пусть не гениальных, но талантливых людей. Среди них: Султаны-османы, династия Медичи, Вильгельм Оранский Молчаливый и его потомки и другие.

Сюда же можно добавить, что еще больший размах в Европе получила передача генов бездарности, уродства и болезненности.

Вот самые интересные закономерности, описанные в книге «Генетика гениальности». Кстати, общепринятый факт непременного наличия развитого интеллекта у высоколобых и гигантолобых представителей Эфроимсон ставит под сомнение, как не подтвержденный исследованиями. Однако это только одна книга замечательного ученого. Еще есть «Генетика этики и эстетики», «Педагогическая генетика», «Генетика альтруизма» и многие другие научно объясняющие многие наши желания и поступки.

Написать эту статью меня подтолкнуло не только желание познакомить читателей с этим удивительным человеком, но и наблюдение за современной «эпидемией» детского дополнительного образования. Безусловно качественное образование очень важно и полезно, но во всем нужна мера. Как описано выше – заниматься с ребенком надо с самого раннего возраста, но нельзя «выжать» из ребенка талант, если для этого нет почвы. Я знаю немало детей, доведенных до нервного срыва чрезмерными нагрузками, принимающих успокоительные средства, но продолжающими учебу в том же ритме. Не стоит ради родительских амбиций лишать ребенка счастливого детства. Даже если человек имеет огромный талант, не факт, что он сможет пробиться сквозь все трудности и получить признание – этого добиваются единицы, зато есть множество людей страдающих «Синдромом отличника» или впавших в глубокую депрессию потому, что после долгих лет тренировок его признали «бесперспективным спортсменом».

Возможно, ребенок никогда не станет выдающимся бизнесменом, великим ученым, знаменитым спортсменом или признанным мастером в искусствах, но он может вырасти просто хорошим и счастливым человеком. Мне кажется, что это гораздо важнее.

Если понравилась статья, жмите палец вверх.
Пишите вопросы и комментария.
Подписывайтесь на канал.