Здравствуйте уважаемые читатели.
Многих водителей не удовлетворяет тот факт, что им необходимо оплачивать за проезд участков федеральной трассы М-4 Дон. Так как получилось, что столь востребованная трасса стала платной?
В первую очередь – это сама востребованность данного направления.
Трасса М-4 Дон имеет протяженность 1543,7 км и соединяет собой Москву и Новороссийск. Изначально дорога имела всего две полосы для движения транспорта, при этом полосы небыли разделены между собой защитными ограждениями, что приводило к большому количеству аварий, чаще всего со смертельным исходом. В результате чего трассу называли дорогой смерти.
Время строительства трассы точно не зафиксировано, т.к. строилась она из уже имеющихся участков, но чаще остальных встречается дата 1957-1961, её и принимают за время создания дороги.
После распада СССР в декабре 1991 года автодорога была включена правительством России в список дорог федерального значения, получив современное наименование М-4 Дон.
В 2000-х годах продолжилась реконструкция автодороги на всём протяжении, в результате которой большая часть дороги получила раздельные проезжие части и многоуровневые пересечения с другими дорогами, увеличилась длина участков с искусственным освещением.
В 2010 дорога была передана в доверительное управление Государственной компании "Автодор". Госкомпания совместно с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, «Опорой России» и СМИ произвела мониторинг состояния объектов придорожного сервиса, признав более 50% существующих объектов некомфортными для использования, еще 30% — не соответствующим требованиям законодательства.
Целью передачи в доверительное управление являлось не только возможность взимания платы за проезд по трассе, но формирование привлекательной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, создание современной сопутствующей сервисной и придорожной инфраструктуры.
Кстати первый платный участок на федеральной трассе М-4 «Дон» был создан на основании Распоряжения Правительства РФ от 4 октября 1999 года. В ходе реконструкции дорога была расширена, выровнена, переходно-скоростные полосы на съездах и площадках отдыха приведены в нормативное состояние. На всем протяжении участка было установлено освещение и проведен ремонт искусственных сооружений.
Но не всё так радужно. С инфраструктурой ситуация куда хуже. Если заправок хватает, то вот стоянок, кафе, мест для ночевки, автомагазинов и СТО по пути явно недостаточно. Спасают пока населенные пункты, через которые проходит трасса. В них большая часть местных жителей живет дорогой – торгует всем, чем не попадя, сдает жилье, старается оказывать всяческие услуги (например, показывают, как объехать очередную пробку).
Однако все это – кустарщина, и качество обслуживания оставляет желать лучшего. Профильных мест отдыха очень и очень мало. Нельзя не отметить и тот факт, что с тенденцией строить развязки в обход населенных пунктов многие традиционные места дорожного сервиса оказываются в стороне от трассы.
Сложно сказать, почему дорожная инфраструктура развивается не так быстро, как того хотелось бы. Понятно, что это сфера интересов не государства, а частного бизнеса, но он пока пассивен. Может, сложно договориться с собственниками дорог по поводу земельных участков, а может, есть сомнения в рентабельности бизнеса, хотя, учитывая загруженность трассы, с этим-то проблем быть не должно.
Нельзя скидывать с счетов тот факт, что основная часть трассы от Москвы до Краснодара является составной частью европейского маршрута E 115. Он целиком проходит по территории России от Северодвинска через Москву до Новороссийска. И если заносит зарубежных автотуристов на эту трассу, то они видят всё это во всей красе.
В общем, сегодня трасса М-4 «Дон» вызывает смешанные чувства. С одной стороны, проведена огромная работа по расширению и реконструкции, на некоторых участках вполне европейское качество, с другой – постоянные ремонты дорог, вызывающие огромные пробки, слабо развитая инфраструктура. Остается надеяться, что когда-нибудь все это закончится, и рядовые водители смогут воспользоваться результатами вложенных миллиардов рублей хоть и на платной основе. В любом случае, другой дороги подобного масштаба на юг все равно нет.
Удачи вам на дороге и приятных впечатлений о поездках.