Найти тему

Мой автодизайн. Часть 1. Классификация

Дизайн автомобиля - искусство визуального воплощения желаемых требований в облике автомобиля человеком, на понятном для него языке.

Общемировая тенденция формирования дизайна автомобиля, как решающего фактора при выборе той или иной модели машины потенциальным покупателем, несомненно коснулась и России, вместе с тем требования к внешнему виду автомобиля в России имеют свою специфику, которую можно принимать во внимание автопроизводителям, учитывая существенный объем рынка, причем не только сугубо российского, но и бывших советских республик (Белоруссия, Украина, Армения, Грузия..), так как несмотря на границы разделяющие народы, предпочтения всё еще схожие и четко отличимые от общеевропейских, мировых вкусов.

Обилие моделей машин предлагаемых на нашем рынке со схожими техническими, потребительскими характеристиками, выводит внешний вид, дизайн интерьера на первостепенную роль, учитывая что одним из первостепенных мотивов при выборе - отражение индивидуальности, социального статуса будущего владельца.

Чтобы проанализировать реальное расстояние между посланием дизайнера в облике машины и душой потенциального российского покупателя, надо рассмотреть самые популярные требования выставляемые покупателем автомобиля при выборе машины и их взаимосвязь с дизайном:

1. Надежность - безотказность, продолжительность эксплуатации без поломок, играет ведущую роль, так как по прежнему уровень благосостояния и компетенция официальных и не только сервисов оставляет желать много большего, поэтому приобретение капризной, ненадежной машины может разорить семейный бюджет, тут уж будет не до выражения своей уникальности. Пример специфичного, "непонятого" дизайна потребителями и тем не менее устойчивого пусть и небольшого спроса - линейка машин "Ссанг-Йонг", которые сыскали устойчивую репутацию надежных и не требовательных машин. Обратный пример, когда несовершенная конструкция, дороговизна обслуживания, слабо развитая дилерская сеть, в общем то очень удачный дизайн не спасает модель от провала - премиум-модели (и не только) французского концерна "Ситроен".

Вывод: удачный дизайн, не подкрепленный другими достоинствами, не обеспечит модели крупного успеха, более того успешный дизайн в сочетаний с низким качеством самой машины, приобретает отрицательный окрас, то есть недоработки инженеров, технологов, запросто может погубить фирменный стиль, сделав его "волчьим билетом" даже для отдельных моделей с приемлемыми потребительскими качествами. И такие ассоциации разбить получается как правило только комплексными мерами - радикальная смена стиля с модернизацией текущего производства. Данная схема действует и в обратном направлении - машина с неудачным дизайном, может восприниматься в целом положительно рядовым покупателем, поскольку при виде такой машины, человек "видит" не промахи дизайнеров, а олицетворение "надежности".

Модель диалога: если надежный то и красивый, роль дизайна вторична, имидж создают конструкторы.

2. Фанатство - история, спортивные достижения, страна происхождения, конкретные модели "легенды" имеющих колоссальных успех в свое время, делят большинство автолюбителей на группы поклонников конкретных марок, например "БМВ", либо марок объеденных страной производителем, например - Япония, при таком раскладе, такой приверженец строго ограничивает свой выбор, известны попытки переманить таких приверженцев, хитрыми маркетинговыми ходами, при продвижении модели "СИтроен - С5", позиционировался как французский автомобиль скроенный по немецким традициями, что впрочем не особо помогло модели стать успешной на нашем и видимо прочих рынках. Поскольку не было реального подтверждения наличия немецкого качества в самой модели.

Вывод: фанатство или приверженность играет главную роль для владельцев ведомых одним - исполнением Мечты - конкретная марка является идеалом, венцом технического совершенства автомобилестроения, мечта реализуемая в первую очередь для удовлетворения внутренних мотивов (приобщиться к истории, забыть о поломках, наслаждаться комфортом и динамикой и тп). В целом получать позитивные эмоции от эксплуатации машины и мыслей владения ею. Для человека преданного конкретной марке, очень важно видеть в дизайне своей машины - славную историю всей марки, тем самым приобщаться к ней, поскольку он сам становится владельцем частички этой истории, в "лице" своего "коня". Таким фанатом гораздо важнее не любоваться гармонией линий и изгибов в своей машине, они видят совсем иное, когда смотрят на свои машины - преемственность традиций, овации трибун, пьедестал.

Модель диалога: Любая модель этой марки - красива, если похожа на ту которая "Легенда".

3. Репутация марки (не "поп - имидж"!!) - у каждого производителя есть свой стиль, акцент при проектировании своих моделей, та особенность на которую делается ключевая ставка для привлечения покупателей, что в свою очередь оставляет отпечаток на дизайне машины.

Спорт, динамика - БМВ, Субару, Инфинити

Безопасность, комфорт - Вольво, Мерседес-Бенц, Лексус,

Семья - Тойота, Форд, Ниссан.

Надежность - Тойота, Фольксваген

Изысканнность, индвидуальность - Ситроен, Рено.

Потенциальный покупатель, идет к конкретному производителю ожидая от его модели идеальное исполнение в автомобиле той потребительской характеристики, которая для него важнее всего, и здесь дизайн авто играет роль инструмента убеждения (внушения), того что эта характеристика, так важная для автовладельца в полной мере представлена.

Модель диалога: Машина красива если отражает в дизайне конкретную требование, ожидаемое от конкретного производителя.

4. Социальный статус - автолюбитель(ница) выбираю автомобиль, в первую очередь заботятся о произведенном впечатлении на окружающих, демонстрации собственных финансовых возможностей, что для большинства в обществе на данный момент считается главным критерием успеха в целом. Новый автомобиль престижной марки, это "шанс" повысить свой статус в глазах близких, четко отнести себя к определенной группе "элиты общества", даже в ущерб собственному комфорту, элементарной логике. Как ярчайший пример - Мерседес-Бенц Джи-класса, любимый автомобиль "авторитетных" бизнесменом родом из середины 90-х, на данный момент, все таки по эргономике и полезному пространству, просто как семейный автомобиль, не смотря на свои внушительные габариты полностью проигрывает среднему корейскому кроссоверу по всем основным позициям, зато внушает уважение (страх) на дороге, и дает понять какими "понятиями" живет владелец.

Вывод: именно желание утвердить свое положение в обществе, заставляет все еще существенную часть обеспеченных людей, как правило сколотивших свой капитал в "лихие" года, делать абсолютно иррациональный выбор в пользу прожорливых, дорогих в обслуживании, зачастую слабо адаптированных к российским условиям машинам. Дизайн некоторых таким машин порой ужасен, на мой взгляд линейка внедорожников "Лексус" исключая 200 модель, диспропорциональны, аляповаты, отсутствует единство восприятия, зато обилие хрома, большие колеса, в целом большие размеры, ксенон всей головной оптики очень тепло встречается обеспеченной публикой, ведь "важного" человека должно быть видно издалека). Шильда именитого производителя действует как гипноз на обычного человека, будто затмевает разум. Такие "статусные" бренды прекрасно осознают что от них хотят потенциальный владельцы - пафос, шик, гламур, что выражается в обилии декора, дорогих материалах и тд. Таким образом, для "статусного" автомобиля главные составляющие подобающего дизайна - дороговизна, размеры, блеск.

Модель диалога: если большинство говорит, что эта машина - круто, значит она красива.

5. Цена обслуживания (ликвидность, ремонтопригодность)- столь утилитарное требование к автомобилю, выдвигается покупателем, как правило без всяких в принципе художественных стереотипов технической гармонии, таким людям вообще все равно как выглядит автомашина, основное - машина должна исполнять свои функции.

Модель диалога - не важно как выглядит - главное чтобы ехала, дизайн практически не имеет значения.

6. Футуризм - главный тренд на протяжении всей истории автомобилестроения, особенно динамично развивающиеся в последние годы, связано это с прорывным развитием электроники, которая помимо комфорта и безопасности в автомобиле, отвечает и за "иллюминацию" в интерьере и экстерьере автомобиля - множеств ж/к дисплеев, диодные фонари и фары, помощники, голосовые ассистенты, мультимедиа. Все эти составляющие создает четкую ассоциацию владением символом прогресса, недалекого будущего в своей повседневной жизни. Данная модель отражается в дизайне новыми не типичными линиями, формами, необычными пропорциями, что служит катализатором для желаемого дизайнером впечатления от созданного автомобиля. Эта основообразующий компонент всех современных моделей, в том числе и бюджетного класса, и только потом к нему второй и последующей очередью добавляется другие компоненты рассмотренные выше. Отчего же так хочется ВСЕМ (но не всеми можется) именно футуристичную машину, а не классической проверенной конструкции, но без изюминки? С одной стороны это страх быть отставшим от плодов современного прогресса, а следовательно не понятым в обществе, и как следствие это страха - желание владеть всеми возможными плодами прогресса, так как априори это лучшее из возможного. Очень важно в современном динамичном обществе, где главным качеством личности является стремление к развитию, иметь необходимый набор атрибутов подтверждающих вашу приверженности главным идеям общества, попросту говоря это жизненно необходимо.

Модель диалога - машина красива если она символ прогресса по мнению общества.

Выводы:

1.Дизайн художественная интерпретация главной идеи автомобиля направленная для восприятия ко ВСЕМ потенциальным покупателям, то есть понимают все главную идею, а вопрос принятия её или нет, личное дело каждого. Успех не только восприятия этой главной идеи, её принятия как "своей" целиком зависит от успешности рекламной кампании и реального подтверждения в процессе эксплуатации автомобиля.

2. Современная система оценки дизайна автомобиля рядовым потребителем успешно формируется самими автоконцернами, и на данный момент главенствует футуризм и статусность, объединяя эти качества выходит "респектабельный футуризм", который тепло принимается по всему миру.

3. Российский покупатель выбирает из тех вариантов что предлагают мировые производители, и наивно полагать что они хоть чуть-чуть учитывают российскую ментальность в восприятии действительности при создании облика автомобиля, и в этом заключается важный момент - мы выбираем из того, что ближе всего к нам по духу, и количество этого "своего" духа вполне вероятно гораздо ниже чем у того, же западного европейца, все остальные смыслы, "послания" которые вписаны дизайнером в образ автомобиля попросту не считываются российским потребителем! Что если эту долю понимания и принятия можно довести до куда большего размера?

Олег КотовАвтодизайн Россия. Взгляд любителя.