5,3K подписчиков

"Аврору" планировали затопить в Финском заливе

1,2K прочитали

Часть XVII. Последние дни "Дианы"

Часть XVII. Последние дни "Дианы" Приняв действенное участие в Октябрьском перевророте, «Аврора» вернулась к стенке Франко-русского завода в устье Невы.

Приняв действенное участие в Октябрьском перевророте, «Аврора» вернулась к стенке Франко-русского завода в устье Невы. Испытательный выход в море показал, что новые котлы не дают нужного давления пара. Повторные испытания были назначены на весну 1918 года. Завершив основные работы, 28 ноября крейсер за ледоколом вышел на чистую воду и отправился в Гельсингфорс. Там ему довелось пробыть совсем недолго: Балтийский флот оставлял свои базы в Финляндии.

22 декабря 1917 года «Россия», "Аврора" и «Диана» направились из Гельсингфорса в Кронштадт. Погода была ужасная: туман, снег, плавающие льдины. Близ острова Сескар крейсера попали в ледовый капкан, и, если бы не удачно подвернувшийся ледокол «Ермак», осуществлявший проводку линкора «Гражданин» (бывший «Цесаревич»), неизвестно, чем бы все закончилось. Особенно страдала замыкающая "Диана", которую то и дело затирало и зажимало льдинами. Уже в прямой видимости Петрограда старшая "богиня", основательно погрузневшая после всех модернизаций, села на мель. После серии безуспешных попыток сняться с камней, "Диану" стащил на чистую воду все тот же "Ермак".

"Аврора" и "Диана" на стоянке
"Аврора" и "Диана" на стоянке

К вечеру 27 декабря «Диана» и «Аврора» стали на зимнюю стоянку у Адмиралтейского завода в Петрограде. На "Авроре" вновь началось исправление недоделок, еще более неспешное, чем раньше.

К этому времени в экипажах обеих "богинь" был сильный некомплект. Матросы покидали корабли ради участия в революционных событиях, и далеко не всегда возвращались на борт. Нехватка офицеров достигла 50%, службу в основном несли молодые лейтенанты и мичманы. Большинству из них просто некуда было идти, но имелись и сознательные борцы за дело трудового народа, сотрудничавшие с новой властью из принципиальных соображений. К маю от 600 человек экипажа на "Авроре" оставалось только 127...

Модест Иванов, еще в звании капитан-лейтенанта
Модест Иванов, еще в звании капитан-лейтенанта

А вот бывший командир "Дианы", капитан 1 ранга Модест Иванов неожиданно сделал в красном флоте стремительную карьеру. В июле 1917 г. был избран матросами командиром 2-й бригады крейсеров Балтийского флота. С 4 по 9 ноября 1917 года занимал должность товарища морского министра с исполнением обязанностей председателя Верховной морской коллегии. А 21 ноября 1917-го он стал первым красным адмиралом! Долго и честно служил, и умер в 1942 году в блокадном Ленинграде.

30 марта 1918 года на борту "Авроры" была предотвращена диверсия: неизвестные пронесли на корабль "адскую машинку", но ее удалось нейтрализовать своими силами. При обезвреживании бомбы пострадал старший офицер.

Часть XVII. Последние дни "Дианы" Приняв действенное участие в Октябрьском перевророте, «Аврора» вернулась к стенке Франко-русского завода в устье Невы.-4

Летом «Аврору» и «Диану» начали… готовить к затоплению. Немцы заняли Прибалтику, и всерьез угрожали столице. Грозные крейсера, оставшиеся практически без экипажей, утратили боеспособность. Из кораблей Балтийского флота предполагалось создать заграждение – примерно так был затоплен Черноморский флот в Севастополе во время Крымской войны. Затопленные суда должны были создать несколько линий; «Аврора» и «Диана» были назначены в первую. Корабли уже даже выводили в море на точки подрыва; к счастью, в 1918 году немцам стало не до Восточного фронта, и все обошлось.

С кораблей понемногу снимали вооружение и оборудование – для нужд сухопутного фронта и просто на продажу. В первую очередь, конечно, "уходил" лом цветных металлов. К концу 1918 года на разукомплектованных крейсерах оставались только небольшие команды для охраны. Главной их задачей было следить, чтобы корабли не затонули прямо в порту у стенки. "Диана" в том году совершила свой последний переход - из Питера в Кронштадт.

В 1921 году началась подготовка к продаже кораблей, выведенных из состава флота. Устаревшая и обветшалая, безоружная «Диана» была осмотрена специальной комиссией. Та определила, что при утилизации можно выручить за старый крейсер порядка 660 тысяч золотых рублей, что примерно в 9 раз меньше стоимости постройки (а если прибавить стоимость бесконечных ремонтов – то раз в 20). Осенью 1922 года буксиры увели бывший крейсер в Германию на разделку.

Незадолго до этого, в июне 1922 года, приказом Реввоенсовета Морских сил Балтийского моря «Аврора», находившаяся в гораздо лучшем состоянии, нежели "Диана", была передана на хранение Кронштадтскому военному порту. Экипаж законсервировал крейсер и сдал крепостному караулу.

Часть I. Рождение в муках

Часть II. "Из всех труб били огненные факелы"...

Часть III. "Крейсера зарываются носом"

Часть IV. Адмирал требовал крови механика "Авроры"

Часть V. Порт-артурская эпопея "Дианы" и "Паллады"

Часть VI. "Аврора": путь к Цусиме

Часть VII. Цусимская катастрофа

Часть VIII. Конец отряда Энквиста

Часть IX. Интернированные

Часть X. Экипажи на грани бунта

Часть XI. Крейсера возвращаются на Балтику

Часть XII. Безнадежно устаревшие

Часть XIII. Под чужим флагом

Часть XIV. Хромые утки Балтийского флота

Часть XV. Смерть капитана Никольского

Часть XVI. Выстрел, которого не было

Часть XVII. Последние дни "Дианы"

Часть XVIII. Игра с огнем

Часть XIX. Неисправимо дурное поведение

Часть XX. Последний бой крейсера "Аврора"

Часть XXI. Как "Аврора" была "Варягом"

Часть XXII. Памятник себе

Продолжение следует