Найти в Дзене
Владимир Цыганков

Можно ли гирю разбить молотком?

Легко, если это гиря-копилка из глины!

Фото автора
Фото автора

Всем привет! Недавно я решил поискать информацию про этот вид керамических изделий. Но не просто так, а для этой статьи. Сейчас объясню. Дело в том, что в 2007 году мне посчастливилось поработать на одном частном предприятии города Омска скульптором-модельщиком. Вернее, там нужно было обновить линейку копилок в течение трёх месяцев. Работал я дома, разумеется, на кухне. Всё, что делалось до меня, как правило, имело форму шара с приклеенными ушками, носиками, рожками, пятачками, копытцами и так далее. Местные лепщики (не скульпторы точно) налепливали на основу различные элементы, и в итоге получалась какая-нибудь свинка, котик, пёсик и другие представители фауны. Честно скажу, не впечатлило. На мой взгляд, китч, да и только.

Прошу извинить за плохое качество снимка. Мобила старая.
Прошу извинить за плохое качество снимка. Мобила старая.

Хозяин производства тоже явно подустал от однотипных игрушек. Да и народ хотел чего-нибудь новенького. В общем, звёзды сошлись.

Владельца бизнеса я разыскал сам через продавца сувенирами. Мы созвонились и уточнили место встречи. Он привёз в магазин на легковой машине очередную партию товара, и после разгрузки мы наконец-то смогли пообщаться. Полистав моё портфолио, «шеф» задумался. Позже он как-то признался, что меня для него, оказывается, «много». То есть, задействовать меня для его работы то же самое, что «стрелять из пушки по воробьям». Да и финансовый вопрос на тот момент стоял очень остро. Вы же понимаете, что любой предприниматель старается минимизировать затраты ради прибыли – иначе не выжить. В итоге я согласился попробовать сделать одну модель, а там - «как карта ляжет».

Обычно задания мне давал сам "шеф". Вот этот "домовой" с балалайкой и стал моим "пропуском" в мир керамики.
Обычно задания мне давал сам "шеф". Вот этот "домовой" с балалайкой и стал моим "пропуском" в мир керамики.
На изготовление мастер-модели в пластилине у меня ушло 10 дней. Два раза пришлось вносить правки. Зелёная голова из-за того, что пластилин скульптурный оливковый имеет такой цвет. Пластилином тёмно-серого цвета со мной поделился "шеф". Вы спросите, как я запомнил количество дней, потраченных на заказ аж в 2007?  Заносил в компьютер, вёл статистику. Пригодилось, как видите.
На изготовление мастер-модели в пластилине у меня ушло 10 дней. Два раза пришлось вносить правки. Зелёная голова из-за того, что пластилин скульптурный оливковый имеет такой цвет. Пластилином тёмно-серого цвета со мной поделился "шеф". Вы спросите, как я запомнил количество дней, потраченных на заказ аж в 2007? Заносил в компьютер, вёл статистику. Пригодилось, как видите.
О, это, пожалуй, самая крутая часть работы, когда форматор сделал готовую гипсовую модель. Дальше от меня уже ничего не зависит. Я "родил" этого старика, посмотрел ему в глаза, и он "пошёл по рукам".
О, это, пожалуй, самая крутая часть работы, когда форматор сделал готовую гипсовую модель. Дальше от меня уже ничего не зависит. Я "родил" этого старика, посмотрел ему в глаза, и он "пошёл по рукам".
Чем меньше "кусков" будет  у гипсовой формы, тем дешевле обойдётся модель заказчику. Это к вопросу о минимизации затрат и оптимизации производства. Как это работает, я испытал позднее на собственной шкуре, потом расскажу как-нибудь.
Чем меньше "кусков" будет у гипсовой формы, тем дешевле обойдётся модель заказчику. Это к вопросу о минимизации затрат и оптимизации производства. Как это работает, я испытал позднее на собственной шкуре, потом расскажу как-нибудь.
После того, как глина образовала внутри гипсовой формы слой необходимой толщины, остатки глиняного раствора сливают в большую ёмкость, а то, что налипло на стенки, должно подсохнуть. Тут главное вовремя вытащить изделие из формы, правильно определив степень готовности. Затем сырые фигуры отправляются на стеллажи досыхать. Когда отливки можно будет брать руками, не боясь помять, или не дай бог сломать, работники подчистят все швы, замоют их губкой, чтобы не было видно стыков от разъёмной формы. Если перепад слишком заметен, то это уже мой "косяк", как скульптора, надо тщательнее следить за этим, чтобы не потерять работу. Кстати, обратили внимание на мышонка? Тоже мой. Он как раз являлся символом 2008 года.
После того, как глина образовала внутри гипсовой формы слой необходимой толщины, остатки глиняного раствора сливают в большую ёмкость, а то, что налипло на стенки, должно подсохнуть. Тут главное вовремя вытащить изделие из формы, правильно определив степень готовности. Затем сырые фигуры отправляются на стеллажи досыхать. Когда отливки можно будет брать руками, не боясь помять, или не дай бог сломать, работники подчистят все швы, замоют их губкой, чтобы не было видно стыков от разъёмной формы. Если перепад слишком заметен, то это уже мой "косяк", как скульптора, надо тщательнее следить за этим, чтобы не потерять работу. Кстати, обратили внимание на мышонка? Тоже мой. Он как раз являлся символом 2008 года.
А это дедок уже после обжига в печи. Щёлкнешь по нему - звенит, как колокольчик. Если треснул где-то, звук будет совершенно другим. Изделие получается полым и тонкостенным. Всё зависит от времени, сколько жидкая глина с добавками (шликер), находилась внутри гипсовой формы. Наверняка, есть и другие премудрости технологии, но я сильно не вникал: моё дело - слепить модель.
А это дедок уже после обжига в печи. Щёлкнешь по нему - звенит, как колокольчик. Если треснул где-то, звук будет совершенно другим. Изделие получается полым и тонкостенным. Всё зависит от времени, сколько жидкая глина с добавками (шликер), находилась внутри гипсовой формы. Наверняка, есть и другие премудрости технологии, но я сильно не вникал: моё дело - слепить модель.
Это последний этап. Художники делают несколько вариантов раскраски, и выбирают лучший. Или, какие есть краски в наличии, с теми и работают. Стоит добавить, что на данном предприятии в 2007 году глазурь не использовалась, и все изделия раскрашивались акрилом.
Это последний этап. Художники делают несколько вариантов раскраски, и выбирают лучший. Или, какие есть краски в наличии, с теми и работают. Стоит добавить, что на данном предприятии в 2007 году глазурь не использовалась, и все изделия раскрашивались акрилом.

Но давайте вернёмся к нашим гирям. Открыв картинки по запросу «гиря-копилка», я, мягко говоря, обалдел. Они существуют до сих пор! Я-то думал, что про них никто уже и не помнит, а их продолжают штамповать огромными тиражами по всей стране. 12 лет прошло! Значит, есть спрос? Умом Россию не понять. И тут я вдруг натыкаюсь на гири, сделанные по моим моделям! Вот они на фото 2007 года. Только география у них теперь несколько иная: Москва, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Белоруссия(!)

Если не верите, сравните. Не поленитесь, зайдите в интернет.
Если не верите, сравните. Не поленитесь, зайдите в интернет.

Нет, я не претендую на авторство, просто забавно вышло. Кто-то, купив нашу омскую гирю, снял с неё форму и льёт себе на здоровье! Да и пусть делают, мне не жалко.

А теперь я хочу покаяться за то, что тоже внёс свой скромный вклад в «размножение» китча. Кирпич в России больше, чем просто кирпич. Это наше ВСЁ! Простите меня, люди добрые!

У художников свои причуды.
У художников свои причуды.
Ну, тут хоть не так обидно: настоящие строительные кирпичи и эти кирпичи-копилки, в общем-то, "родственники".
Ну, тут хоть не так обидно: настоящие строительные кирпичи и эти кирпичи-копилки, в общем-то, "родственники".
-13

Думаю, вам было интересно узнать некоторые тонкости творческого процесса. Поэтому я обязательно продолжу об этом писать.

Спасибо за внимание! До новых статей!

Подписывайтесь на мой авторский канал, скучно не будет!