23 подписчика

3 детские повести Ирины Токмаковой. А все ли так просто?

135 прочитали

Имя Ирины Токмаковой знакомо мне с мурзилковского детства. Правда, журнал удавалось купить не всегда, и две ее повести - "И настанет веселое утро" и "Маруся ещё вернётся" я читала (или мне читали) лишь в отрывках. С тех пор осталось впечатление чего-то серебристо-мечтательного и волшебного.

Когда моя старшая пошла в садик, я вспомнила про эту писательницу. И у нас с дочкой она на время стала абсолютным фаворитом, этаким преддверием к "Хроникам Нарнии".

Близится пора перечитывать их со средней дочкой, а там черед и за младшим сыном. Но за десять лет у меня возникли некоторые вопросы, вполне возможно - надуманные. Я не хочу очернить эти светлые детские книги или "вчитать" в них тот смысл, о котором автор и не помышлял. Просто предлагаю подумать.

И настанет веселое утро

Имя Ирины Токмаковой знакомо мне с мурзилковского детства.

Главная героиня - девочка Полина лет, наверное, 5-6 (ещё ходит в садик, но уже понимает достаточно). При всём внешнем благополучии (не любит Полина это странное слово!) семью нельзя назвать счастливой. И было бы полбеды, если бы родители проводили весь день на работе, ведь есть заботливая бабушка. Нет в семье ладу. Приземленный вещист папа и мечтательная, живущая воспоминаниями бабушка (папина тёща) никак не сойдутся в том, что главное в жизни, какие ценности нужно прививать ребенку. А папе достается от мамы, когда она заступается за бабушку.

И вот, к заболевшей Полине приходит девочка-звезда. Вместе они отправляются за букетом роз, который во время оно, "сразупослевойны", дедушка дарил бабушке.

Спойлер -миссия выполнена с блеском. Злонамеренные хмурцы посрамлены. В семье - идиллия.

Казалось бы, всё здорово. Но не возлагается ли на ребенка непосильный груз - ответственность за счастье родителей? Не даётся ли юным читателям, оказавшимся в ситуации малышки Полины, слишком смелая надежда на то, что они в силах вернуть в дом любовь и согласие?

Счастливо, Ивушкин!

Имя Ирины Токмаковой знакомо мне с мурзилковского детства.-2

Родители главного героя собираются переезжать в город из сельской местности. Мальчика беспокоит участь любимой лошади Луши, ведь "списали " - непонятное, но такое страшное слово! Вместе с лошадью Ивушкин попадает в параллельный мир, где ищет ответы на свои вопросы, и проходит своеобразный квест на добрые дела. В конце выясняется, что жизни Луши ничего не грозит. Главный урок, который он получает в финале - никогда не сомневайся в своих родителях! Наверное, для определенного возраста это правильно. Но что делать детям, у которых родители "не столь идеальны", как у главного героя? Всегда ли предосудительного сомневаться в родителях? И в любом случае, разве можно осуждать за это ребенка?

Маруся ещё вернётся

Имя Ирины Токмаковой знакомо мне с мурзилковского детства.-3

В этой книге шестилетняя Варя спасает от гибели сказочную страну с говорящим названием Тут. А заодно исцеляется от застарелой болезни, посмотрев в глаза своему страху. Ведь впервые астматический приступ случился с ней после того, как ее кто-то напугал... Вот как предстает в повести решающая сцена:

Чем ласковее разговаривал с Варей дядя Боря, тем неприятнее ей становилось. Прохлада, такая приятная поначалу, стала делаться холодом. Варю точно познабливало. Было как-то странно, нехорошо, а отчего – она не могла понять.
Варя доела мороженое, завернула палочку в серебряную бумагу и вдруг… как-то ненароком взглянула своему собеседнику в глаза.
Потом Варя так никогда и не смогла объяснить, что же она в них увидела. В них была какая-то серая холодная пустота. От этих глаз нападала какая-то безнадёжность и тоска. Варя вдруг поняла, что всё, всё – и сад, и «дядя Боря», и его улыбки – всё это ложь. Ложь и погибель. Она вспомнила, что говорил Яшмовый Рыцарь. Конечно. Это всё ложь. Обман. А перед ней не кто иной, как сам Барнабас Злин!
«Только не бояться, только не бояться», – шептала себе Варя. Нет, она не боялась. Но холодные, недобрые, ледяные глаза напомнили ей что-то страшное и очень далёкое, точно когда-то она их уже видела и что-то очень плохое случилось. Таилась в этих холодных, злых глазах какая-то большая беда.
И вот что-то схватило Варю за горло. Стало трудно вдохнуть. Подступил кашель. Начинался приступ астмы.

Читатель так и не узнал, кто же напугал Варю в свое время, и какая беда таится в холодных глазах злодея. Но если бы перед нами была не сказочная ситуация, взрослый человек без труда понял бы, какая именно опасность грозит ребенку, и кто такой "дядя Боря" (он же Барнабас Злин). Впрочем, речь идет скорее о каком-то навязчивом детском кошмаре. Вряд ли Ирина Токмакова решилась бы ввести в детскую прозу табуированную тему.

Наверное, сказки тем и хороши, что дают ребенку прожить болезненную ситуацию и дарят надежду на хеппи-энд. В конце концов, это только сейчас он маленький и бессильный. Настанет время, и он сможет воплотить в жизнь любую сказку...

На этой радостной ноте я пошла искать книгу Токмаковой на полке. Если повезёт, сегодня-завтра начну ее читать дочке.