373 подписчика

Охота на ведьм

159 прочитали

С древних времен науку заменяло колдовство. Все, что невозможно было понять и объяснить считалось либо божественным, либо магическим. Люди, обладающие знаниями, резко выделялись из общей толпы. Одни из них становились правителями или их приближенными, другие лекарями, жрицами, колдунами или магами. Последние часто вели обособленную жизнь, а свои знания передавали по наследству или ученикам. Простые люди часто обращались к ним со своими проблемами за помощью, так как верили в их магическую силу. Наказаниям подвергались лишь те колдуны и ведьмы, которые своими действиями наносили вред другому человеку.

"Допрос ведьмы". Иллюстрация XIX века.
"Допрос ведьмы". Иллюстрация XIX века.

В средневековой Европе колдовством почти не интересовалась даже церковь. Дьявол еще не стал центральной фигурой Зла, но постепенно к XIII веку в католической церкви наметился кризис. В течение следующих 200 лет возникло огромное количество ересей. Для борьбы с ними была создана Инквизиция. Объяснение этому нашли в связи еретиков с дьяволом. Однако ведьмы не сильно интересовали инквизиторов, которые в первую очередь искали и уничтожали еретиков, но вскоре очередь дошла и до них. Считалось, что знания и силу колдуны и ведьмы получают от дьявола и в этом корень всех проблем. Первые попытки борьбы с ведовством были предприняты папой римским Иоанном XXII, жившим в середине XIV века, но не получили характер массовой эпидемии, а в Германии церковь даже выпускала прокламации, запрещающие обвинять кого-либо в колдовстве.

Франсиско Гойя "Трибунал инквизиции"
Франсиско Гойя "Трибунал инквизиции"

Всё изменилось в конце XV века. В немецких землях вспыхнуло огромное количество дел, где обвинялись ведьмы. Инквизитор Генрих Крамер написал трактат «Молот ведьм», который посвятил демонологии, а также методах преследования ведьм. После этого папа римский Иннокентий VIII издал буллу «Всеми силами души», направленную на гонения и искоренение любых признаков колдовства. Это стало причиной старта бесчисленных судов над ведьмами, которые продолжались более 200 лет.

В Европе назревает недовольство папской властью, возникает движение Реформация, которое постепенно приведет к расколу Католической церкви и появлению Протестанства. Вокруг бушуют бесконечные и разорительные войны. Вспыхивает экономический кризис, голод и эпидемии накрывают всю Европу. На этой почве дьявол становится значительной фигурой в жизни человека. Раньше он был абстрактным злом, но теперь он и его подручные поджидали любого где угодно. Хоть в лесу, хоть в собственном доме. Подвергнуться его влиянию не могли только те, кто искренне с ним боролся. Церковные просветители писали огромные трактаты по демонологии, выстраивали их сложнейшую иерархию, каждый из которых занимал свое место в одном из 666 легионов ада. Известный гуманист и одновременно безжалостный сторонник преследования ведьм того времени Жан Боден писал: «Колдун - это тот, кто вошёл в контакт с дьяволом ради достижения своих целей».

Под обвинение в колдовстве мог попасть любой, но основными жертвами были женщины, как изначально более подверженные пороку. Существует популярный миф XX века, что ведьмами считались самые красивые женщины, но на самом деле всё полностью наоборот. В первую очередь под подозрение попадали старухи и безобразные женщины. Считалось что на них остался след общения с нечистой силой. Не зря дьявола и все его слуг изображали жуткими чудовищами.

"Испытание ведьмы" Художник Thompkins H.Matteson
"Испытание ведьмы" Художник Thompkins H.Matteson

Кто же еще мог попасть под подозрение в колдовстве? В «Молоте ведьм» были выделены целые группы, которые впоследствии добавлялись и корректировались:

1. Женщины, конфликтовавшие с общиной, имеющие скверный характер.

2. Повивальные бабки. Рождение ребенка не являлось рядовым случаем – огромное количество смертей при родах. Поэтому многие бабки использовали ряд магических ритуалов и заговоров. Кроме этого бабки знали способы прерывания беременности и делали тайные аборты. Это привело к мнению, что они похищают детей для жертв дьяволу.

3. «Падшие женщины» - любое лицо женского пола живущее с мужчиной вне освященного церковью брака.

4. Знахарки и травницы. В связи с отсутствием медицины в сельских районах они были единственными лекарями. Сам факт исцеления больного мог быть приписан магическим свойствам. Также травницы хорошо разбирались в ядах и были главными подозреваемыми на процессах по отравлениям.

Ведьмины весы
Ведьмины весы

5. Осудить женщину за колдовство можно было при наличии определенных «отметин дьявола» или просто при малом весе - считалось, что метла может выдержать женщину до 50 кг. Поэтому в суде часто производились осмотры кожи и взвешивания.

Кроме этого большая часть «ведьм» была признана виновными по обычным наговорам, при этом являясь совершенно невиновными. Достаточно было подать жалобу, что видели соседку, летающую верхом на метле и она уже в темнице. После ареста обвиняемую подвергали ужасным пыткам и добивались «признанияя» в сговоре с дьяволом и участии в шабашах ведьм.

В конце XVI-начале VII веков большой размах получили суды сразу над большой группой ведьм. Дознание было простым. Пытая одну «ведьму» получали имена других, те оговаривали третьих и т.д. Одним из знаменитых обвинений стал процесс над «Салемскими ведьмами», проходивший в городе Салем (Новая Англия) с февраля 1692 по май 1693 года. В результате по обвинению в колдовстве было казнено 14 женщин, 5 мужчин и около 200 человек отправлены в тюрьму на различные сроки.

"Ведьма деревни Салем" Художник Joseph E. Baker XIX век
"Ведьма деревни Салем" Художник Joseph E. Baker XIX век

Причиной начала расследования послужили жалобы двух девочек (дочери и племянницы пастора Сэмюэла Пэрриса). У них появились симптомы неизвестной болезни. Девочки кричали, корчились, пугались и прятались неизвестно от чего, жаловались на боли во всем теле. Они говорили, что ощущают уколы ножом. Пэррис пытался читать священное писание, но они еще больше кричали и затыкали уши. Осмотр доктором подтвердил, что болезнь вызвана воздействием колдовства ведьмы. Девочки обвинили в своих бедах служанку-рабыню по имени Титуба. Вроде как она иногда рассказывала им о колдовстве. Со временем число «заболевших» увеличилось. Начались аресты и допросы. Первыми были арестованы Титуба и еще две женщины, которые давно не посещали церковь и выглядели подозрительными. Позже еще несколько человек, в том числе 4-летняя девочка и бывший пастор. В мае 1962 года начался суд. Главным доказательством вины были показания пострадавших, что к ним являлся дух обвиняемого. В то время считалось, что дьявол может предстать в виде духа, но принять внешность человека может только с его согласия. 2 июня уже были первые казни – повешена старуха на основании, что девочки видели ее дух. Вскоре казнили еще несколько человек, включая бывшего пастора. Многие жители подали прошение о смягчении приговора, но суд был непреклонен. 19 сентября к 80-летнему фермеру была применена особая процедура “peine forte et dure”. Заключалась она в том, что на грудь не желавшего давать на себя обвинительные показания (дьявол не позволял это сделать человеку добровольно) клали большие и тяжелые камни с целью «выдавить» нужные слова. Фермер знал, что не выживет и сам просил класть новый и новый груз. Пытка продолжалась два дня и фермер умер. Его желание умереть под пыткой было связано с возможностью спасти жену и детей, так как не сознавшийся обвиняемый оставался невиновным после смерти, но жену все равно казнили в группе еще нескольких человек.

"Ведьма Салема" Художник Thomas Slatterwhite  XIX век
"Ведьма Салема" Художник Thomas Slatterwhite XIX век

Обвинение затронуло даже нескольких человек из других городов и были приговорены к тюремному заключению. В 1697 дело было пересмотрено, а в 1702 году признано незаконным. Заключенных освободили, но двое уже скончались. Одна из обвинительниц объявила, что была обманута дьяволом, когда давала показания против невинных людей.

Массовой истерией во время охоты на ведьм пользовались мужчины, желающие развестись. В то время по католическим законам получить официальный развод было невозможно, и тогда писался донос, что жена занимается колдовством, а пока муж спит, изменяет ему с инкубами и суккубами. В итоге жену отправляли на костер, а мужчина получал свободу.

Обвинение в колдовстве активно применялось для сведения политических счетов. Так во Франции в 70-е годы XVII века на волне дела о ядах придворная оппозиция добилась смещения фаворитки короля мадам де Монтеспан, не смотря на то, что она была матерью нескольких детей короля. Кроме нее пострадала племянница кардинала Мазарини и даже высокопоставленные священнослужители.

Существует мнение, что основную роль в преследованиях ведьм играла инквизиция, но это не так. В странах, подвергнувшихся Реформации (Франция, Швейцария, Германия), население поделилось на католиков и протестантов. В них приговоры по ведьмам выносили светские суды. Для вынесения обвинительного приговора в этих судах было достаточно простого факта колдовства. А вот в Испании, где инквизиция была наиболее сильна, решались ведовские вопросы значительно менее усердно и количество процессов было гораздо меньше. Это связано с тем, что инквизиция ставило целью заставить еретика отречься и казнили только самых упорствующих или рецидивистов.

На севере (Россия, Дания, Норвегия) охота на ведьм была практически не заметна. За два века было казнено около 350 человек, когда в Европе счет шел на десятки тысяч. Одна из причин, в том, что в Европе женщину воспринимали как сосуд греха, а вот на Севере магией занимались колдуны и про ведьм почти вообще не знали. Исключением были только районы на территории нынешних Польши и Украины. Кроме этого в России колдун или ведьма вовсе не обязательно были исключительно порождением зла. Конечно, церковь относилась к ним отрицательно, но сам факт владения ремеслом не был наказуем. Колдуна могли судить только при наличии фактов вредительства другим людям и обычно это заканчивалось изгнанием из города или деревни или ссылкой в монастырь. Колдуны в России часто выполняли функции знахарей и травников, они изготавливали различные обереги и заговоры.

С началом XVIII века (Век Просвещения) колдовские процессы пошли на спад. В 1706 году полномочия германских обвинителей были резко ограниченны. Последним человеком, казнённым в Германии именно с формулировкой «за колдовство», стала служанка Анна Мария Швегель, обезглавленная 30 марта 1775 года в городе Кемптен (Бавария).

Последней казнённой в Европе за колдовство считается Анна Гельди, казненная в Швейцарии в 1782 г. (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление).

В Испании последние наказания за колдовство (200 ударов розгами и 6-летнее изгнание) были назначены в 1820 году.

Хелен Дункан. Медиум. Осуждена в XX веке по "Акту о колдовстве".
Хелен Дункан. Медиум. Осуждена в XX веке по "Акту о колдовстве".

Существует интересный факт. Первой страной, в которой было отменено уголовное наказание за колдовство считается Великобритания. Произошло в 1735 г. принятием королем Георгом II закона «Акт о колдовстве». Однако в январе 1944 года (именно в середине XX века, здесь нет ошибки!) на основании этого акта была осуждена известная медиум Хелен Дункан и провела в тюрьме 9 месяцев. Интересно, что поклонником ее необычных способностях был Уинстон Черчилль, но повлиять на решение суда он не смог, а только пообещал ей при посещении в тюрьме аннулировать злополучный акт. Свое слово он сдержал и после окончании войны спиритуализм в Великобритании стал официально разрешенным религиозным течением. Об этой необыкновенной женщине есть отдельная статья.

Современные исследователи оценивают общее число казнённых за ведовство в 300-летний период активной охоты на ведьм в 40—50 тысяч человек. По их результатам, как не странно, смертной казни подверглись в большем количестве мужчины, а женщины несли более "мягкие" наказания.

В современном мире уголовное преследование за колдовство до сих пор сохраняется в некоторых странах. Например, в Саудовской Аравии за магические практики полагается смертная казнь. Причем это наказание реально: в 2011 году саудовские власти обезглавили Амину Бин Абдулхалим Нассар «за колдовство и связь с нечистой силой». В Таджикистане за колдовство с 2008 года действовала административная ответственность, а с 2015 года ввели уголовное наказание в виде лишения свободы до 7 лет.

Сегодня выражение «охота на ведьм» иногда используется в названии кампаний по дискредитации каких-либо социальных групп без должных на то доказательств и оснований.

Если понравилась статья, жмите палец вверх.
Подписывайтесь на канал. Пишите комментарии.