Встреча с фотолетописцем
К лету 2019 года я прочитала о подземном ходе, который предположительно проходил от палат Аверкия Кириллова и церкви Николы на Берсеневке к Кремлю и Храму Христа Спасителя, всё, что удалось найти.
Начало истории здесь: Часть I, Часть II, Часть III
И мне очень хотелось найти человека, который мог бы хотя бы косвенно все прочитанное подтвердить. Писатель Михаил Павлович Коршунов, участник спуска в подземелья «церкви Малюты Скуратова» в 1939 году, собравший и опубликовавший сведения обо всех известных поисках подземного хода, умер в 2003 году. Умерла и его жена, соавтор и одноклассница Виктория Терехова. Про учёного Олега Владимировича Сальковского мне не удалось найти совсем никаких современных сведений.
Казалось бы, зацепиться совершенно не за что. Но, перечитывая публикации Коршунова в журнале «Вокруг света» за 1993 год, я обратила внимание, что он упоминает фотографа Артёма Задикяна: по словам Коршунова, они вместе спускались в подвалы палат Аверкия Кириллова и храма на Берсеневке: «И вот спустя десятилетия (точнее сказать, более пятидесяти лет) я — Химиус, именно под такой школьной кличкой я выведен у Трифонова в знаменитой повести, и Олег Сальковский (Лева погиб на войне под Тулой, Юра Трифонов умер), мы вдвоем плюс фотограф Артем Задикян и решили продолжить наши поиски тоннеля в Кремль».
«Артём Задикян» - забила я в поиск Яндекса без особой надежды.
И нашла человека, который в определённых кругах: фотографов, историков, москвоведов, диггеров, градозащитников, театралов и т.д. - считается, и не без оснований, настоящей легендой. Он снимал - и продолжает снимать — Москву уже больше шестидесяти лет, только представьте! Причем его интересует не парадная Москва, а Москва меняющаяся, старая, исчезающая, и его миссия, не побоюсь пафосного слова, эту Москву сохранить — хотя бы на фотографиях.
Телефон Артёма Задикяна мне дали в музее Дома на набережной. Когда-то он там работал, старый контакт остался, может, номер не изменился, попробуйте. Я попробовала — он не изменился:)
От первого лица
«Я дружил с Коршуновым много лет. Я еще работал фотографом при издательствах. Был такой горком художников-графиков, я в нем состоял в советское время, работал на издательства, делал иллюстрации для книг. А он книжки издавал в «Советском писателе». Он вообще работал в «Мурзилке», он был детский писатель, порядка полсотни книг у него вышло самых разных. Ну и потом, к старости, он вдруг начал вспоминать свою молодость, как он жил в Доме на набережной, и очень много интересного рассказал. И я ему предложил: давайте пройдем тропами детства. И мы вместе организовали такую экспедицию. Много видео осталось, где мы с Коршуновым проникаем во внутристенные проходы в палатах Аверкия Кириллова, там была масса интересного».
«Определить наличие подземного хода можно с помощью георадара. Если георадар обнаруживает пустоту, мы сверлим скважину на эту глубину и опускаем видеокамеру. И видим, существует ли там ход, насколько он завален или вода там. Но этим сейчас некому заниматься».
«Подземный ход? Существует, конечно. Но сейчас там не пройти. Сейчас в подвалах церкви монашки живут, там обустроено все».
«Отец Кирилл в церкви Николы на Берсеневке, с которым я дружу, разрешил нам раскопки там сделать. Мы раскопали много плит с надписями древними. Часть парапетов Дома на набережной, где тротуар, тоже были из могильных плит сделаны, там куски надписей оставались. Мы все перевезли туда в церковь, потому что неизвестно, с какого кладбища они взяты. А кладбище этой церкви было засыпано мусором, землей, когда строили Дом на набережной».
«В подвале церкви мы пробили вход внизу, к пустоте, и там обнаружили плиту, которую использовали как камень, потому что когда Екатерина запретила тут хоронить, с части могил камни были сброшены. Эти камни использовали при строительстве трапезной».
«Однажды вдруг пошла вода снизу. Вскрыли полы и обнаружили огромное количество черепов, порядка двухсот, если не больше. Мы это все собрали в большие ящики, выкопали яму и сделали захоронение. Отец Кирилл все это освятил».
Своими глазами
По словам Артёма Задикяна, у него есть видеозаписи и захоронения этих черепов, и рассказа «хабаровской» Елены, которая в детстве со своими друзьями перешла по подземному ходу под Москвой-рекой к Храму Христа Спасителя, и ещё много интересного. И он даже обещает этими сокровищами поделиться, когда найдёт их в своём архиве, похожем, по его словам, на пирамиду Хеопса. Тут следует набраться терпения: дома Артём Задикян практически не бывает: в Москве всегда что-то происходит.
За время нашего знакомства я посмотрела несколько его съемок подземной Москвы и убедилась, что подземные ходы очень и очень реальны. Правда, к церкви и палатам на Берсеневке я пока не очень приблизилась, но кое-чем поделиться могу.
С разрешения Артёма Задикяна выкладываю отрывок видеозаписи, на которой они с Михаилом Коршуновым проникают во внутристенные проходы палат Аверкия Кириллова (1998 год, начало реставрации палат, в кадре Михаил Коршунов, съемка и комментарии Артема Задикяна).
Очень надеюсь, что Артёму Аршаковичу удастся найти и остальные записи, и тогда я ими обязательно поделюсь здесь.
В следующий раз я покажу то, что увидела в палатах и церкви на Берсеневке сама.
Продолжение здесь.
Этот пост - часть проекта "Как попасть в книгу".
Читайте и гуляйте по Москве!