4,3K подписчиков

Как в биохимической лаборатории взрыв произошел (или почему двойные этикетки - зло) - старая байка.

1,8K прочитали
Это - байка от одного из выпускников НГУ (имя указано в конце). Описанные события происходили во времена СССР.  Рассказала Галка К.

Это - байка от одного из выпускников НГУ (имя указано в конце). Описанные события происходили во времена СССР.

Рассказала Галка К. Проходила она практику в Институте Молекулярной Биологии — обычное место работы биохимиков, что-то по хроматографии белков. Чистота там нужна очень высокая: микрограмм «чужой» органики попадет на анализ — все, можно выбрасывать образец. А образцы достаются очень тяжело. Поэтому мыли всю посуду очень тщательно — сначала обычной водой со стиральным порошком, потом просто водой, потом хромпик, потом бидистиллят. Хромпик стоял под тягой в большой пятилитровой бутылке. Хромовокислый калий растворяется в серной кислоте плохо, поэтому бухали его побольше, чтобы насыщенный раствор был, а потом подливали кислоты по мере надобности.

Галка К. сует бюретку в бутыль и понимает, что раствора набрать не может — кончилась кислота. Там оставалось, наверное, миллилитров 100, но дно большое, засыпанное солью, — трудно набрать бюреткой (и опасно, если набираешь ртом). Открывает шкаф под тягой, находит бутылку с серной кислотой. Все честно — на ней написано: «серная кислота, конц, 98,9 %, ХЧ". Прозрачная совершенно, как и положена чистой кислоте. Как потом рассказывала Галка, ее немного удивило, что бутылка легкая — серная к-та же плотность имеет больше 2. Ставит воронку в бутыль с хромпиком и начинает лить. Пару секунд ничего не происходило, за это время она налила с поллитра. Потом началось представление! Огонь, дым, из бутыли полезла какая-то желтая дрянь с резким отвратительным запахом! Она роняет бутылку, та разбивается и вылитая жидкость загорается!

Срабатывает пожарная сигнализация, прибегают мужики, огонь тушат. Вся тяга, весь пол перед ней, столы залиты желтой отвратительной жидкостью.

Галка собирает осколки бутылки и находит сзади полустертую синюю надпись стеклографом (восковым карандашом): «Ацетон, отгон». Виноватого, конечно, не нашли. Месяц диплома — коту под хвост.

О. Палек. "Байки старого химика"