13 подписчиков

Сказка одиннадцатая. Письмо

Поздно вечером вошла в избушку Лелюшки дама. Ни больше не меньше. Ладно сложенная, в дорожном платье, а видно сразу - знатная особа. Удивительно, как судьба сводит разных людей, которые никогда и никаким образом не могли бы пересечься между собою. 

Встала гостья скромно, вежливо. Ждет приглашения. Держит достоинство, не сломало ее горе, промелькнувшее в отражении печного огня в зрачках. 

"Гостьей моей будешь, располагайся. Присаживайся, милая, у меня просто, да радостно. Любую печать-тоску излечить можно простотою этакой" - так сказала Лелюшка и протянула ладонь к поздней гостье. 

"Благодарю, матушка, лесная затворница, зверям и птицам близкая, духами нареченная, богами посланная" - произнесла древнее приветствие и склонилась в поклоне. 

Удивилась Лелюшка, неоткуда было знать простой женщине, даже из знатных кругов, слова тайного приветствия. Но виду не показала, кивнула. Садись, мол, сказывай. 

Присела необыкновенная женщина на край лавки. И начала. Совсем по-простому, как обычная, сельская баба. " Сыночка я схоронила, берегинюшка. Прошлым годом. Такой был ясный, что сокол поднебесный. Выправка и стать, сразу на службу пошел. Отечество защищать, себя показать. Не успел только долго-то... Пропал на дальних границах. Письмо пришло, как все было, а тело мы с супругом так не увидали. Но, это ничего, господь... запнулась, в затруднении, можно ли поминать, и продолжила, господь знает, что делает, видно там, моей кровиночке, с ангелами лучше, нужнее он там." И замолкла. 

"Нет боли в тебе, матушка, нет протеста и зла на вашего бога и на врагов ваших. Все как есть приняла ты, верная кровь древняя помогла тебе. Зачем пришла, издалека приехала? Не возьму в толк."

"Снится стал мне, мальчик мой, ни ночи не проходит. Просит, матушка, помоги. Матушка, смой позор с моего имени. Просит и просит. Не могу я понять, куда идти, как помочь. В церковь к попу ходила, заупокойную ставила. А все не идет из моих снов. Может, хоть ты подскажешь. Как его успокоить там, сердечного?"

Задумалась Лелюшка. Всмотрелась, вгляделась лучше в просительницу. Нет. Не держит она сына, отпустила на небо. Не враз, конечно, поубивалась, но верит она в своего бога, любит его. " А расскажи, что за письмо получили вы, о его смерти написанное. Может было чего, какие-то важные слова недоговоренные? Может бой какой страшный, неравный?"

"Никакого страшного боя не было. Написано было, что разбойники его в лесу убили и ограбили, когда он донесение и довольствие какое-то перевозил. Один поехал, захрабрился. Ну и.. Не справился. Очень уж торопился доставить, какой-то важный сослуживец его ждал на месте вручения. Важное письмо ему вез.

Мы нашли его, приглашали даже познакомится. Хороший человек. Из простых. Научил нашего сына многому из военного дела, а потом попали в разные расположения. Как старший брат ему был. Очень уж сокрушался, корил даже, что тот один поехал, не взял никого в подмогу." 

"Корил, говоришь... Сокрушался. Вот что матушка, ты испей водицы и на ночлег у меня оставайся. Время совсем позднее, не отпущу я тебя. А утро вечера мудренее. Придумаю я до света что-либо." 

Подала заговоренной водицы для легкого сна, когда сон и явь перемешиваются. И, когда гостья, продолжая что-то просить, начала дремать, зажгла травки-корешки, открыла щелочку малую неспокойной душе. 

И как застонала пришедшая женщина, как как начала шептать слова горькие:" Сыночек мой, мальчик, как помочь тебе, как освободить тебя?"

Стала Лелюшка приговаривать: "Нет греха на тебе, душа ясная, нет никакого стыда и позора. Никто не держит тебя здесь, кроме твоей совести. Нет никакой вины в том, что с тобою приключилось и друг твой верный не пострадал через тебя. Иди с миром в царства сияющих богов, в царство сильных воинов, благородных душою и помыслами. Провожаю тебя, ограждаю тебя, попрощайся с матушкой и выстилаю тебе дальний путь." 

Так сказала Лелюшка, на женщину глядя. Видя, как успокоился лик, как порозовели щеки и ровным стало дыхание. Открыла глаза с удивлением. " Ушел, ушёл, матушка, по широкой дороге, вверх и в свет. Поклониться тебе велел, и другу своему верному." 

Ушла гостья в радости и спокойствии. Присела на лавку в горнице,посмотрела ей вслед и улыбнулась Лелюшка.