В пять лет я оказался в подготовительной группе детского сада, и вместе со старшими этим детьми научился читать. В шестидесятых это считалось очень рано.
Через год они ушли в школу, Татьяне Исааковне дали группу пятилетних. И я снова остался у неё.
Это был мой первый опыт, когда я пользовался безоговорочным и безусловным авторитетом в коллективе. Никто не посягал на моё верховенство, и это даже никому не могло придти в голову.
Я умел читать, а они – нет.
Я был самым старшим и самым большим, добрым и справедливым.
Ну, старался быть.
Был третейским судьёй во всех спорах и ссорах.
И вот однажды вывели нас в лес на экскурсию.
Наш садик был построен на опушке прекрасной дубравы, и мы вышли за калитку и парами шли по тропинке в лес.
Воспитательница - впереди, а я сзади. Чтобы не потерялся никто из мелких и не отстал, меня замыкающим ставили.
Возле меня три-четыре человека кучкуются, я, конечно, что-то умное им втираю, и вдруг вижу, что в середине колонны какая-то заминка. Воспитательница дальше там идёт и не останавливается, а эти несколько человек собрались гурьбой, что-то на земле разглядывают и жарко спорят. И вот уже кричат: «Позовите Витю! Позовите Витю!»
Я подхожу, и снисходительно интересуюсь причиной переполоха.
Они спрашивают: «Витя, это жук вредный или полезный?»
По тропе ползёт жучишка. Похож на божью коровку. Только пятнышки не чёрные, а жёлтые.
А тогда, видимо, нам что-то на занятиях говорили про вредных и полезных насекомых.
Мы знали, что вот одних надо беречь, а других уничтожать.
Вот я теперь стоял над этим жучком, и надо было как-то своё реноме поддержать. И соврать я не мог. Не научился ещё.
Поэтому честно ответил: «Не знаю».
И для поддержания авторитета этак начальственно добавил: «Раздавите его на всякий случай!»
Над жуком сразу взметнулось несколько детских сандаликов...
Много в жизни было разного.
Но этот случай с жуком – самое раннее воспоминание из тех, за которые стыдно.
***