Егор Симачев о воспитании, таланте и работе «через слезы».
Когда мы разговариваем с теми, кто сделал заботу о детях делом своей жизни, нам хочется скорее поделиться этим с читателями. Ведь счастье детей в наших с вами руках и будет не лишним напомнить, что плохой педагог может испортить даже самого талантливого ребенка.
В этом нас еще раз убедил Егор Симачев — артист и хореограф Большого театра, основатель Фонда развития и поддержки юных талантов в области культуры и искусства, наследник известной балетной династии. Сегодня он занимается воспитанием будущих звезд балета. Среди юных учеников артиста – например, Алиса, дочь Тимати и модели Алены Шишковой.
Благодаря ему в России основана первая в мире детская балетная труппа. Он точно знает ответ на самые важные вопросы. Когда отдавать ребенка в балет? Достаточно ли таланта? И какие дополнительные занятия требуются малышам?
WLD: Нас читает много танцующих родителей и родителей, которые хотят отдать в танцы своего ребенка. С какого возраста нужно и можно отдавать ребенка в балет?
Егор Симачев: Вне зависимости от дальнейших планов на будущее, лучше всего отдавать ребенка на занятия, начиная уже с 2,5 - 3 лет. Так он получит необходимую базу, которая пригодится ему не только в балете, но и в жизни или, например, в спорте.
Конечно, занятия в таком возрасте не означают, что ребенок в дальнейшем выберет профессиональную карьеру. Хотя некоторые наши ученицы по окончании полного курса в «Мастерской балета», переходят в академию Большого театра.
В большинстве же случаев, родители приводят детей на занятия в раннем возрасте не для того, чтобы сделать из них профессиональных артистов. Основная задача на данном этапе – привить музыкальность, заложить фундамент в физическую подготовку и помочь раскрепоститься. При этом важно помнить, что в столь юном возрасте необходимо точно рассчитывать подходящий уровень нагрузки. Детский педагог должен действительно быть большим специалистом.
WLD: Как понять, что ребенку стоит попробовать занятия балетом?
Е.С.: Предварительные выводы о том, сможет ли ребенок сделать карьеру именно в профессиональном балете, появятся только спустя несколько лет. На детей, которые подают серьезные надежды, обязательно обратят внимания педагоги, но до этого им все равно необходимо будет обучиться основным балетным навыкам. По одним природным данным выводы сделать, конечно же, не получится.
WLD: Тогда как выбрать школу, чтобы быть уверенным, что с ребенком будет заниматься квалифицированный педагог?
Е.С.: Главное для педагога – быть не только квалифицированным хореографом, но и обязательно уметь ладить с детьми. Среди наших учителей есть немало профессионалов из Большого театра. Также многие приходят преподавать к нам из известных ансамблей, таких, например, как ансамбль имени Моисеева. Но статус хореографа или артиста из Большого театра не гарантирует, что детям будет комфортно заниматься. Именно поэтому мы так трепетно подходим к умению наших педагогов находить общий язык с каждым ребенком.
Это очень тонкая и важная работа, и я, как многодетный отец, хорошо знаю и понимаю, почему индивидуальный контакт здесь так важен. Все эти навыки вкупе с огромным профессионализмом дают в итоге необходимый результат. Дети начинают уверенно чувствовать себя на сцене, правильно двигаются, держат осанку. А единственный способ узнать, хороший ли педагог у вашего ребенка, — это увидеть результат его работы своими глазами.
WLD: Кроме занятий хореографией, нужны ли ребенку дополнительные предметы?
Е.С.: Все зависит от конечной цели. В большинстве случаев дети занимаются для своего удовольствия, осанки, хорошей фигуры, развития музыкальности, артистизма. Но если и ребенок, и родители нацелены на серьезный и качественный результат, то чем больше они занимаются, тем эффективнее они осваивают всю методику. В среднем, в нашу мастерскую дети приходят два раза в неделю, а те, кто хотят выступать профессионально, занимаются минимум три раза в неделю. Для начального уровня, если мы говорим о возрасте от 2 до 9 лет, два-три занятия в неделю — это нормально и достаточно.
Конечно, если ребенок дополнительно занимается еще музыкой или актерским мастерством, то это сильно облегчает ему занятия балетом. Все эти навыки помогают усваивать хореографический материал быстрее и проще. Ребенок понимает, что он должен выразить своими движениями, и лучше чувствует музыку, становясь настоящим артистом. Поэтому любые занятия, которые развивают талант и личность человека, являются огромным плюсом, делают его одухотворенным, красивым, музыкальным и всесторонне развитым.
WLD: Хореография, музыка, актерское мастерство — когда изучать литературу и математику? Или здесь работает правило про «чем больше делаешь, тем больше успеваешь»?
Е.С.: Здесь очень много параллелей можно провести с профессиональным спортом. Конечно, делать ставку только на балет очень рискованно. Ведь, как и в спорте, достаточно велик шанс получить травму. К тому же, на пенсию чаще всего приходится уходить еще до 40, поэтому будущему артисту важно освоить еще какие-то навыки, помимо балета.
В связи с этим, очень многие ученики академии Большого театра, совмещают занятия балетом и учебу. Чаще всего в таких случаях выбирается что-то максимально близкое по смыслу, например, режиссура или педагогика.
WLD: Сколько этапов предстоит пройти ребенку, если он мечтает танцевать в Большом?
Е.С.: Сначала он должен научиться азам. В дальнейшем, если почувствует интерес к балету и максимально проявит свои таланты и способности, его отметят детские педагоги. Только после этого он сможет попробовать пробиться в профессиональную балетную академию. Но даже сочетание всех этих факторов не будет 100% гарантией его последующей карьеры в Большом театре.
До конца этот путь проходят немногие — только самые упорные и талантливые. А для тех, кто не пройдет его, полученные навыки смогут стать отличным фундаментом для дальнейшего развития и занятия чем-то другим, например, спортом или восточными единоборствами.
Балет, несмотря на то что это внешне красивое, легкое, возвышенное искусство, требует ежедневного, кропотливого и очень сложного труда. Под час приходится преодолевать ограничения своего тела. Нужно часто делать через «не хочу», через «не могу», через боль и слезы, но в итоге все равно достигать результата.
Именно этому наши педагоги учат детей с самого раннего возраста. Разумеется, никто не гнет их через слезы и не бьет палкой по рукам. Все это происходит в форме соревнования и азартной игры, но постепенно добавляется дисциплина, потому что без нее в балете делать нечего.
WLD: Нужно ли обязательно целиться на крупный театр и высокую должность, чтобы мотивация была сильнее, или можно довольствоваться малым?
Е.С.: Все хорошо в меру и двигаться обязательно нужно шаг за шагом. Не нужно сразу пытаться разглядеть в ребенке будущую балерину или звезду Большого театра. Нельзя ломать еще только формирующегося человека. Сначала нужно понять, нравится ли ему это, умеет ли он преодолевать себя, близок ли ему вообще этот вид искусства. Когда и педагог, и родители понимают, что да, ребенок открыл ту дверь и ему это нравится, у него это получается, при наличии определенных данных… Только тогда стоит серьезно и профессионально подходить к вопросу его дальнейшей профессиональной карьеры.
WLD: Когда вы сами осознали, что пришло время двигаться дальше?
Е.С.: Здесь сразу несколько причин. Во-первых, осознание того, что век балетного артиста недолог и уже в раннем возрасте приходится задумываться о том, чем заниматься дальше. Наиболее логичным решением виделось создание бизнеса на основе именно тех навыков и знаний, которые я получал с раннего детства и развивал на протяжении всей карьеры. Во-вторых, когда стали появляться собственные дети, то стало ясно, что хочется создать какое-то глобальное и полезное дело, которое в последствии можно будет передать им.
Наша «Мастерская балета» — это балетная студия для детей от двух лет, имеющая задачу пробудить в детях любовь к танцу, музыке и движению, раскрыть их богатый внутренний мир. У нас проводятся групповые и индивидуальные занятия по специально разработанной методике. Комплекс упражнений включает в себя партерную гимнастику, растяжку, балетный экзерсис, хореографию, музыкальную ритмику, свободную пластику, танцевальную импровизацию и прыжки. При этом исключаются травмоопасные и нежелательные для детей элементы.
WLD: Каковы ваши личные правила в воспитании юных танцоров?
Е.С.: Здесь я основываюсь на личном опыте обучения в Московской Государственной Академии Хореографии. Тогда она называлась хореографическим училищем. Прежде всего это касается подготовки к уроку и дисциплине. Поэтому мы всегда начинаем с беседы с родителями и объясняем им, как важно настраивать ребенка и правильно его готовить к уроку. Необходимо чтобы дети приходили подготовленными, зная, куда они идут. Важно донести до них, почему нужно слушать педагога и повторять все то, что он показывает. Ребенок должен быть в теме: на досуге с ним стоит ходить в театры, читать ему соответствующие книги и рассказывать про сюжеты балетных спектаклей. Лично я в процессе подготовки к нашему большому отчетному спектаклю всегда на репетициях беседую с детьми. Стараюсь рассказать им суть той сцены и сюжета, которые они должны показать. Когда я вижу в глазах детей понимание и осознание того, что они делают, то потом этот результат виден и на сцене зрителям. Это небольшой шаг на пути к профессиональной работе артиста. Еще одно важное правило касается этики. Например, если в студии есть определенный регламент, то его нужно соблюдать, не потому что мы этого хотим, а потому что этого требует этика балетного искусства. Красота и дисциплина – основы балета, поэтому мы часто требуем, чтобы все были одеты в определенную форму или сценический костюм.