Как выглядит схема подробного анализа поэтического текста, предлагаемая на уроках литературы в школе?
Например, вот так:
СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
1. Дата написания с историческим или биографическим содержанием.
2. Связь текста стихотворения с эпохой (если это необходимо для понимания основной идеи).
3. Жанр, жанровое своеобразие стихотворения.
4. Тема, идея
а) тема - о каких явлениях жизни говорит поэт,
б) идея - как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни.
5. Пафос - отношение автора к изображаемому.
6. Композиция (основные части и их связь, ведущие переживания, чувства).
7. Поэтическая лексика ( использование синонимов, антонимов, устаревших слов, неологизмов, роль существительных и других частей речи, близость поэтического языка к разговорному).
8. Своеобразие тропов и фигур.
9. Поэтический синтаксис
10. Поэтическая фонетика.
Можно предложить ученикам иллюстративный вариант, дающий большую композиционную свободу:
Можно описать поэтический текст в 10-ти или в 17-ти пунктах, но и этим не сказать о стихотворении НИЧЕГО.
"Тогда что же делать? - спросите вы. - Лить слёзы и молча покрываться мурашками?"
На мой взгляд, единственный адекватный способ высказать впечатление о поэтическом тексте - создать его конгениальную интерпретацию.
Ту интерпретацию, которую не предложит ни один сайт с готовыми домашними работами по литературе. Ту интерпретацию, которая требует эмоционального (кожного, кровного) погружения в текст.
Для примера вспомним стихотворение Василия Жуковского "Море"
Море
Элегия
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
А теперь прочитаем стандартный школьный "разбор" стихотворения:
А теперь по пунктам:
1. Если мы требуем указать дату написания стихотворения, значит предполагается, что ребёнок должен быть знаком с понятием "контекст". То есть, неплохо было бы написать в этом абзаце, как элегия "Море" связана с другими произведениями Жуковского (который находится в этот момент не просто на пике поэтической славы, а "на гребне" романтической волны), и какие ещё стихотворения о море созданы в этот период в русской литературе. Идеально было бы вспомнить знаменитое обращение Пушкина "К морю", написанное двумя годами позже, стихотворения Вяземского "К кораблю" (1819) и "Море" (1849), лермонтовский "Парус" (1832), "Море" Языкова (1842) и другие.
2. Говоря о романтизме, хорошо бы сказать, что русский романтизм в его чистом виде начался именно с Жуковского, с его возвышенной души, в прямом и переносном смысле живущей между мирами. Важно отметить, что основная идея романтизма - раздвоенность, двоемирие, конфликт между земным и небесным началом - как нельзя лучше выражает себя в образе моря и связанных с ним романтических образах (корабль, кормчий, чайка, рыба, буря, скала, остров, легенда об Арионе).
3. К чему считать слоги и расставлять ударения, в тайне хихикая над словом "амфибрахий", если это не влияет на понимание смысла текста? Для чего ученику, не пишущему стихи, определять стихотворный размер?Это нужно! Но - для более тонкого уровня анализа, нежели тот, которого требует школа.
Ямб - сердцебиение здорового человека, хорей - аритмия взволнованного сердца. Дактиль тоскует и хоронит, помня о родстве с погребальными гимнами, анапест кружит в ритме вальса...
А между тем, схема амфибрахия выглядит так:
Стопа состоит из трёх слогов: 1-й и 3-й - безударные, 2-й - ударный. В Древней Греции говорили: "два кратких и долгий посередине". Если закрыть глаза и позволить ритму укачать вас, получится, что вы плывёте на волнах. Жуковскому понадобилось ровно 4 стопы, чтобы задать ритм моря.
Запись "Рифмы нет" звучит как упрёк. Надо объяснить, догадаться - почему нет? Иногда хочется снять пояс и побыть в свободной одежде, правда? Жуковский здесь "распоясался", сбросил оковы рифмы, заговорил о глубинном, как говорят только с самим собой. Море - стихия свободы. Мысли автора здесь - поток, влекомый только ритмом.
4. Хорошо, что тропы обнаружены. Сюда бы - ещё примеры, и написать, для чего всё это, чему служит. Главное в море, как мы выяснили, - ритм. На его волнах возникают повторы (лексические ("ты" и ряды глаголов), синтаксические (параллелизм) , фонетические (ассонансы с "о", "у", аллитерации с "гл", "пл", "вл", "вр", "н")). Это - средства создания образа, которые передают и блеск воды, и плеск волн, и мерное их движение, и тёмные тайны глубин.
5. О мелодии моря нужно сказать подробней. "Передают характер моря..." - какой? Вот здесь и начинается главное недоумение ребёнка, от которого, если верить пунктам анализа, хотят эмоций.
Чтобы написать, какое море получилось у Жуковского, нужно на мгновенье этим морем стать. Совсем как в раннем детстве. Сложно? Но ведь Жуковский - смог! В своей элегии он слился и сроднился с морем. Он только притворился автором стихотворения, а сам тем временем затеял разговор со стихией в себе самом.
6. Мы близки к разгадке. Оказывается, море - внутри. Это оно бьётся, воет, рвёт и терзает враждебную мглу. Оно хочет любить, беречь, боготворить каждую черту отражённого в нём неба. Но морю с небом не быть. Они разделены.
Маша Протасова, племянница и ученица, любить которую - не должно!.. Машин брак, Машина ранняя гибель... Строки письма, которое она писала ему, умирая: "Друг мой! Привязанность, которую я питала к тебе и которая покинет меня лишь вместе с жизнью, украсила всё моё существование..."
Чувство и долг, сердце и разум, красота надмирной любви и пошлость всякой попытки истолковать её по-земному.
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
7. Душа - во всём. В море, волнующемся по-человечьи, в небе, что не может на него наглядеться, в тайнах сердечных глубин. Но способно ли сердце девятиклассника, которому предложили "сделать анализ" стихотворения, создать конгениальную интерпретацию?
Да! И я настаиваю на этом.
Надо лишь убрать готовые доводы и дать волю чувству, выпустить на волю ряды ассоциаций. Вспомнить своё море.
Что можно написать в завершении вместо "Мне понравилось"?
Можно так:
"Я читаю элегию Жуковского и слышу звуки Второй сонаты Бетховена, которой завершается повесть "Гранатовый браслет". Сдержанная страсть и звенящая нежность звучат в унисон, становятся музыкой трагедии, которую человек носит глубоко внутри. Жаль, что муки одиночества красиво выглядят только в стихах..."
Или так:
"Как тяжело любить и не иметь права даже сказать об этом. Казаться спокойным и равнодушным, купаться в ненужном величии, которое с радостью отдал бы за минуту душевного разговора... Так море смотрится в небо, а небо - в море. Но есть и у них таинственное счастье - отражаться друг в друге, дрожать друг за друга. Может быть, в этом - главная загадка моря?"
А можно так:
"Я чувствую на своих щеках солёные брызги моря. Они похожи на слёзы человека, которому не суждено было ни узнать счастья, ни дать его другому существу. Почему-то мне жаль Жуковского. Это ведь он написал: "В жизни есть много прекрасного и кроме счастья..."
Мы не ставим оценку Жуковскому. Мы учимся слушать музыку сердца. Иначе для чего нужна литература?