Всем привет! Давно не было постов, потому что мы были в России, в Питере и Крыму, и писать не было особого желания. Но тут мы поехали в свадебное путешествие в Марокко, и нам есть что вам рассказать. Я постараюсь структурировать инфу, чтобы не было винегрета из советов и впечатлений. Так что, ищите интересующий вас раздел, если все читать лень :)
1. Перелет. Прилет. Таможня и "конфискация" дрона.
2. Валюта, сим карта, аренда авто.
3. Бензин, заправки, дороги, навигатор.
4. Дорожная полиция
5. Общение
6. Парковки и парковщики
7. Еда и напитки
8. Наш маршрут и его осбенности
9. Фотки и некоторые комментарии
1. Перелет. Прилет. Таможня и "конфискация" дрона.
Мы летели "KLM" через Амстердам. Ставлю название в кавычки, потому что перелет Питер - Амстердам осуществляли сами KLM, и там все было по программе "покормим-напоим", а вот рейс Амстердам - Мараккеш осуществляет их бюджетная дочка Transavia (и тут даже воды не дождетесь, потому что на перелете не кормят, и даже не дадут замерзающим пассажирам плед). Мы замерзали, потому что у нас было 11 часов стыковки ночью в Амстердаме (где ночью все закрыто до 5 утра, ну и слава богу, потому что так дорого, что даже в Шереметьево обзавидуются), и мы сдали в багаж основную ручную кладь (нам предложили на стойке регистрации), и там остались самые теплые вещи, а в аэропорту холодно. Так что имейте ввиду, если будете лететь тем же макаром.
Прилетели мы утром, прошли паспортный контроль без проблем, заполнив перед этим эмиграционную карту (все по схеме, как везде от имени до номера паспорта).
И на каждой зоне аэропорта мы видели огромные баннеры о том, что ввоз дронов на территорию страны строго запрещен. Слава богам, что в аэропорту есть бесплатный Wi-Fi, и погуглив мы выяснили, что дроны по прилету конфискуют при просвечивании багажа на выходе из аэропорта, и даже если вы его чудом протащите, то его скорее всего конфискуют, когда вы будете улетать. И точка.
Конечно, мы приуныли, потому что малыш обошелся Леше тысяч так в 40 рублей. И терять его не сильно хотелось. Но мы решили пойти и сдаться сами. Поэтому мы вышли в красную зону, и заявили, что у нас с собой дрон, и мы не знали, что ввозить его запрещено. Таможенники спросили, насколько мы в Марокко, узнав, что на 10 дней, сказали, что они заберут его на хранение, и мы сможем его забрать, вылетая из страны. При этом придется отдать за хранение 200 MAD наличными (20 долларов). Ну, спасибо, ребята. Это копейки по сравнению с 40 штуками.
Не знаем, что было бы, если бы его просветили у нас в багаже на зеленой зоне, скорее всего, конфисковали с концами, потому что не заметить три огромных баннера по ходу и два прямо на таможне просто невозможно, это уже осознанное нарушение.
Кстати, общались мы с таможенниками на английском без проблем.
2. Валюта, сим карта, аренда авто.
Не буду писать стандартных вещей, описанных в интернете сотню раз. По важным моментам - получить местную валюту можно либо в обменниках до таможни, либо в банкомате после таможни (что мы и сделали, с 4% комиссией местного банка, наш банк комиссии не берет за съем более 3000 руб.)
Симку мы купили до таможни. От оператора Orange - 10 евро налом за 10 Гигов. Столько нам реально не понадобилось, мы потратили 2 ГБ максимум, но нам было важно взять сразу же симку в аэропорту, так как оттуда же мы сразу же выезжали в поля на машине.
Оператор отработал хорошо, плохо ловило только совсем в горах или бескрайних полях, где даже нет пастухов с барашками.
Авто мы сняли заранее (на сайте carflexi - не реклама). Мы у них машину снимаем уже не первый раз, ценники самый низкие, но зареклись брать через них страховку (был неприятный момент на Кипре, когда мы полностью застраховали тачку на 2 месяца, немного помяли бампер, и с нас сняли в местном агентстве 50 евро все равно, потому что мы должны оплатить, а потом со всеми документами обратиться в carflexi за возмещением. А мы, привыкшие к полному покрытию от самих агентств не вызывали полицейских и не фиксировали повреждения, потому что этого было делать тупо не надо. Мы в Испании с полной страховкой от самого местного агентства сдали поцарапанную машину (кто был, тот знает, что там с парковками, и как можно найти свою машину искарябанной поутру), и с нас не сняли ни евроцента за это). Поэтому в этот раз мы забронировали машину через сайт carflexi (по ходу они сняли за свои услуги около 750 рублей с карты о чем нигде не упоминалось))), а страховку взяли уже в самом офисе, где нам выдавали машину. На 10 дней из Марракеша со сдачей там же вышло примерно 11 тысяч рублей сама машина + 9 тысяч полная страховка (кроме днища). При этом с полной страховкой у нас не стали блокировать обычные 2400 долларов на кредитке, а заблокировали только 16 тысяч рублей (вдруг штрафы, грязную машину с пустым баком сдадим и пр.) Ну, и понятно мы забыли слово франшиза навсегда.
Вот наш Ситроенчик С1, тусит под Агадиром на Атлантике.
Красных машин тут очень мало, несмотря на совпадение с цветом национального флага. Но мы были рады такому колору, так как красные и оранжевые машины в топе по безопасности, их видно очень хорошо на дороге.
3. Бензин, заправки, дороги, навигатор.
Бензин тут недешевый, порядка 1,1 доллара за литр, и, проехав около 3500 км, мы залили примерно на 13 000 рублей (около 200 долларов).
+ Наша малышка на ручке
+ мы практически не использовали кондиционер (привыкли по Крыму кататься с открытыми окнами на нашем Опельке + с AC машина значительно хуже едет)
+ мало кушает она (чуть более 4 литров на 100 км),
Но это реально того стоило, потому что это нереальная свобода + цены на такси тут грабительские, так что при реально ограниченном времени и желании объехать полстраны без этих трат не обойтись.
Заправок много, и разных. Мы полюбили Shell, потому что там точно можно платить по карте.
Дороги - это песня, причем хвалебная. Очень хорошие, даже в горах, и повсеместно доделываютя - улучшаются. Редко где было не очень. А с севера на юг обратно в конце путешествия мы проехали около 400 км по платной дороге (А1 в основном) - примерно за 1000 рублей со скоростью 120, что было просто великолепно!)) Да, бесплатные дороги имеют букву N (national), a платные A (от A1 - A7). Мы ехали из Шефшуэна, и влились на платную А1 км за 50 до Рабата и пропилили до самого конца А1 через Рабат, Касабланку и до Сафи (чтобы ехать ниже до Эс-Суэйры).
При этом можно всегда ехать по бесплатным дорогам, они нормальные, но именно участок у Рабата, Касабланки и еже с ними очень тусовочный, плюс много населенных пунктов, и бесплатная N1 петляет, так что мы посчитали, что пиля 700 км за один день достойны сэкономить пару часов. заплатив смешные 1000 рэ.
Навигатор. Вот тут были проблемы, ибо Google и Яндекс вели себя одинаково неадекватно. Маршруты не работали (даже он-лайн), только в режиме просмотра. Но у нас так уже где-то было. Поэтому мы не растерялись, Леша назначил меня штурманом. В мои задачи входило выводить нас по маршруту из городов и следить за развилками, поворотами на бубликах (перекрестках с круговым движением), в общем, следить, чтобы мы не уструячили не туда (пару раз я налажала, конечно, но не глобально)))
4. Дорожная полиция
"Гаишников" тут достаточно много, об этом часто пишут путешественники на машинах. Много постов, когда знаки о снижении скорости доходят до 20, за ними стоят полицейские и кого-то останавливают, а кому-то машут, чтобы проезжали, или игнорируют.
Также достаточно часто стоят и измеряют скорость потока, но обычно водители, как в России, мигают фарами друг другу, предупреждая о полицейских впереди. (Иногда мы попадались просто на приветственные сигналы встречному знакомому водителю, и полиции впереди не оказывалось). Обычно полицейские измеряют скорость на участках с ограничением скорости в 60 км в час, очень редко - на 80, и мы не встречали их на трассах, где можно ехать 100. При этом мы читали, что тут не работает российское можно ехать 60 +10-20%. Если 60, то 60 км в час, не больше. При этом словаки, которых мы встретили в Фесе рассказали, что их друзей на днях остановили за превышение, и им грозил штраф в 150 MAD (15 долларов), но они сторговались за 100 MAD =))
Нас остановили только раз в районе Мерзуги (где Сахара и близко Алжир), попросили документы на авто и договор аренды. Мы все показали и нам пожелали Бон вояж)
Еще один раз мы общались с полицией, когда была перекрыта горная дорога (после ночного дождя), и нам на пальцах по-французски с написанием на ладошке расстояния рассказали, как повернуть на альтернативную дорогу.
Вообще у страны явная нацеленность на увеличение туристического потока (и визу-то россиянам не надо на срок до 90 дней, и полиция не разводит, и, пишут, король пытается как-то усмирять попрошаек и разводил Мараккеша), и по поведению полиции это заметно. Но я думаю, что и мы не хамили на дорогах, так что тут зеркально ситуация отразилась.
5. Стиль вождения.
Вообще с Лешей мне, конечно, повезло ;) он опытный водитель (почти 20 лет за рулем), 10 лет стажа в безумной Москве, в Европе и Азии, так что нервы у него, как сталь)) На трассах и горных дорогах все нормально, но как въезжаешь в населенные пункты - хоть святых выноси. И пешком посередине дороги, и на великах посередине полосы, и на коне, и на осле, кого только нет. Но благо, что Марракеш, Касабланку, Рабат мы объезжали, поэтому хватали не так много местного безумия, как могли бы.
Гудеть тут не принято, сигналят только, если надо привлечь внимание или "обматерить".
В горах, а так же на юге, ближе к Сахаре вообще замечательно, так как мало "попутчиков"
5. Общение
На самом деле мы достаточно много общались на английском, видно, что местные его подучивают. Часто он примитивный, но этого хватает. В риадах (гостиницах), на рынке, в некоторых ресторанах базово объясниться можно.
С остальными - на юге и в горах на ломаном французском в смеси с английским, на севере на моем ломаном испанском (там даже реклама на улицах часто на испанском), и везде можно на пальцах, ибо это язык интернациональный)))
Я выучила быстро "кофе нуар" (черный), "дежени" (завтрак), с "Бон жур, сава, мерси бьен и бон вояж" и так проблем не было. "Шукран" по арабски как "спасибо", и "салам", как "здравствуйте". Вот и весь набор юного марокканского путешественника. "Лля шукран", как "спасибо, не надо" не пришлось использовать, ибо мы либо игнорировали предложения и попрошайничества, либо улыбались (при этом сильно помогал мой автоматический жест прикладывания руки к сердцу, усвоенный на бессознательном уровне где-то в Азии. Местный тут часто стучат по сердцу или прикладывают к нему руку, так что на каких-то уровнях они считывали, как я им от чистого сердца говорю "нет" ;D)
В аэропорту все говорили на английском, в офисе аренды авто тоже, а с этим у меня, как известно, проблем ноль. Так что мы справились со всеми сложными задачами без проблем.
Попрошайки обращались на французском или арабском, так что мы их смело игнорировали, с лавочниками и мелкими кафешками общались, получая цены написанными на бумажке, показанными монетками и пр. Все всех поняли. Ноу проблем, но ай ун проблема.
При вылете, правда, на стойке регистрации мой английский игнорировался, как будто мы в Париже (вспомнилось упрямое нежелание общаться на английском во Франции), а также пограничники тоже не понимали ничего. А ситуация вообще была бы смешная, если бы это было не на паспортном контроле. Погранцы, видимо, не имея опыта общения с русскими паспортами, смотрели на наш въездной штамп, как бараны, простите... и все про визу спрашивали. Я им на инглише, пограничникам на паспортном контроле (!) разъясняю визовые правила их же страны... Посмотрели, потупили, потупили еще, поставили штампы и пропустили. Восток - дело тонкое, но это мы еще в Индии, на Шри-Ланке и еже с ними хорошо уяснили)))
6. Парковки и парковщики
Это отдельная песняяяяяя.
Да, тут надо закладывать в бюджет деньги на парковки, эта мафия тут везде. Но они одеты в салатовые жилеты, и кто попало вас на деньги разводить не будет. Ценники везде разные от 1-2 до 30 MAD (от 7-14 до 210 рублей) в зависимости от популярности места, длительности парковки. Вчера в Эс-суэйре от нас хотели 50 MAD (5 долларов) за сутки, но Леша сторговался за 2 доллара (как обычно, даешь свою цену, идет торг, ты пытаешься два раза уехать, тебе не дают и соглашаются на твою цену. Стандартный торг по-мароккански)
Несколько раз мы уезжали не заплатив, когда парковщики уходили куда-то (иногда она прямо бегут к тебе обратно, завидев отъезжающую машину. В таких ситуациях мы ждали, если цена была не высокой, ребята явно не богатые, и не им в карман все денежки капают). Пару раз с утра приходилось объяснять франкоговорящим парковщикам, что мы уже платили вчера. И нас отпускали с миром, ни разу не пришлось платить дважды.
Леша говорит, что за это время на парковки ушло около 1000 рублей.
7. Еда и напитки
Ой, ну тут все очень хорошо, но со своими особенностями.
Важно отметить, что я сейчас ем мясо, а Леша - только яйца и рыбу, и ту очень редко. Но и для него мы всегда находили супер-варианты от вегетарианского танжена до фалафеля.
Итак, местные блюда, которые мы с удовольствие ели
Тажин (приготовленные в специальном горшке овощи с мясом, птицей или рыбой, в туристических местах вегетарианский тоже можно найти легко)
Стоимость и вид блюд будет зависеть от места (кафе, ресторан, уличная забегаловка) и типа блюда (мясное, рыбное). Тажин от 4 до 7 долларов, кускус примерно также. Великолепный рыбный тажин на берегу Средиземного моря мы ели за 6 долларов (при этом сардины на гриле нам в одном ресторане пытались всучить за 20 долларов за кило, но мы ушли глубже на вторую линию и съели полкило за 1,5 доллара!)
Вот такую странную штуку под названием Pastella мы ели в Фесе (от слова Pasta, вероятно). Внутри - вермишель, тушеная с овощами и оливками.
Вообще оливки тут везде и такого вида стилей (со специями и без, маринованные или соленые), я не ела нигде (Леша их не ест, так что все МНЕЕЕЕ)))). И кладут их везде от фалафель-сэндвича до омлета.
При этом важно отметить, что еда здесь пряная, но НЕ острая. И они вообще не увлекаются солью, почти все блюда по российским меркам недосоленые или несоленые вообще (но это же отлично, кому надо - досолит. Леша вообще соль не жалует, а мне как разгрузиться полезно, потому что я солью сильно увлекаюсь порой. И такой живой контраст с Россией, где сейчас все прямо пересаливают от пирогов до салатов).
Единственное, что солится нормально, это овощной салат и картофель фри. Причем последний тут готовят очень хорошо (мы обычно его не едим, но тут явно готовят на нормальном свежем масле и не пережаривают. И ломтики не тонки, а толстые, так что от картошки много чего остается))
Признаюсь честно, в последние дни были небольшие проблемы с животами, но мы подозреваем, что плохо мыли виноград (он тут бомбически вкусный и недорогой), и пара дней была несколько дискомфортной.
Напитки
Отдельно хочу сказать про кофе, если вы просите черный кофе, то вам принесут эспрессо. Столько эспрессо, сколько я выпила тут за 10 дней, я не пила нигде. И честно, оценила. могут сделать порядка 50-70 мл крепкого кофе, который надо обязательно подсластить сахарочком, и ты в тонусе надолго (меня не присаживало потом, через час, от такого кофе, как обычно от американо). При этом на завтраках в гестхаусах вам принесут термос с кофе, и там будет крепкий сваренный американо.
Честно, ситуация с кофе в России и Европе прямо угнетающая. Все льют воду через край. Если Американо - то огромный стакан воды + эспрессо, и получается бурда, которую остается только вылить. И это кофе за 80 рэ на улице и за 200 в Старбаксе. Вот сейчас я в аэропорту Амстердама в Старбаксе заказала эспрессо и американо (чтобы замешать и разделить на 2 стакана, как мы делаем, чтобы получить кофе, хоть как-то походящий на нормальный). Но не углядела (да и не попросила, как обычно минимум воды в американо) - в результате за 6,5 евро я получила стакан не пойми чего, хотя и вылила туда дополнительный эспрессо. Ну, ребята, пора опомниться!
В Марокко же черный кофе - супер! Если хотите капучино, то лучше просто попросите кофе с молоком, хотя бы получите то, что ожидаете. Потому что местные пьют КАКАО с молоком подвзбитым, и тут это называется капучино. Читала, как турист матерится))
И, конечно, марокканский чай с мятой! О-ля-ля, мои дорогие! Это сказка, это песня, это ням-ням-ням))
Зеленый китайский чай определенного сорта заваривается, а потом кипятится. И потом уже МНОГО-много-много-мно... мяты в чайник, а бывает, что еще и в стакан.
При этом в большинстве мест вам его подадут, как масалу в Индии, уже сладким. Но в паре мест нам приносили без сахара и мы сами уже намешивали (местная мята имеет сильный пряный вкус, и чай может даже казаться соленоватым)
Ну, и конечно, апельсиновый сок, который рублей за 50-120 можно попить везде. И к каждому завтраку вам его тоже подадут.
Завтраки, кстати, очень приятные (они нередко входят уже в стоимость проживания) - обычно это всевозможные хлебо-булочные изделия, плавленный сыр, яйца или омлеты, оливки, обязательно кофе и сок, а еще бывает и чай с мятой.
Если вы живете в риаде (гесте со внутренним двором), то обычно завтракаете вы на крыше, что часто оочень приятно.
8. Наш маршрут и его особенности
Не буду очень подробно описывать наши впечатления от каждого места, в общем, опишу маршрут, выложу некоторые фото и комментарии
Итак наш маршрут:
Аэропорт Мараккуша - Эс-Суэйра (западное побережье Атлантики) - проездом через пляжи в окрестностях Агадира (бодисерфинг-таки состоялся у меня ;) - пляж Легзира (с арками) - старый город Айт-Бен-Хадду - ущелье Тодра - Мерзуга (Сахара) с ночевкой в берберском доме под Эр-Рашидией - Фес - Шефшауэн (голубой город) (с радиалкой на следующий день до Танжера и вдоль побережья Средиземного моря за Тетуаном) - по бесплатным и платным дорогам из Шефшауэна до Эс-Суэйры (планировалась ночевка в Аземмуре под Эль-Джадидой, но там реальность оказалась очень отличной от описания некоторых блогеров, и мы решили, что последний день не хотим проводить в пустой облупленной медине без единой кафешки или достопримечательности, а хотим в понравившуюся нам Эс-Суэйру, с красивой Мединой и бурной Атлантикой) - последняя ночь в Марракеше.
Итого примерно 3500 км.
Можно сказать, что посмотрели почти все, что планировали, и как казалось бы, объехали всю страну. Но чем больше мы углублялись, тем больше интересных мест находили, но на все времени не хватило. И сразу скажу, что нас интересовала природа, пейзажи, которые меняются из долины в долину на каждом повороте, поэтому мы пропустили сам Мараккеш, Касабланку и Рабат. Изначально мы хотела поехать в Касабланку хотя бы на 1 вечер и осмотреть медину Мараккеша перед отъездом. Но Касабланка - огромный мегаполис, культурная столица, и тут надо дня 2-3 минимум, иначе останутся в памяти пробки да толпы... А Мараккеш... Во первых, много негатива он-лайн, даже от опытных путешественников в Азии, а на 10-дневный медовый трип нам такого не надо было + мы побывали в Фесе (и многие пишут, что Фес оставил более приятное впечатление. А нам и его было многовато, как на рынке 24 часа в сутки, и мы оба были в Варанаси (я вообще 3 раза, в общей сложности месяц) и объездили Раджастан, так что сейм-сейм бат дифферент, но сейм-сейм... Так что принимая во внимание длительность поездки, мы пожертвовали наименее важным - крупными густонаселенными городами.
При этом Танжер нам понравился, но это крупный, средиземноморский город, очень похожий на Испанию. Нам даже захотелось приехать пожить-поработать в Танжер или Тетуан осенью, но решили, что многовато дождей и холодновато, может, весной заглянем вновь.
9. Фотки и некоторые комментарии
Сразу оговорюсь, что бронировали мы жилье по booking и airrbnb, ничего необычного, от 15 до 30 евро за комнаты (со своей ванной, общей ванной, как получалось, две ночи в хиппи-хостеле в Шефшуане). Не буду писать про все, просто кое-что)
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! у booking на картах метки отелей часто неправильные! И в мединах вы можете либо полчаса ходить кругами, как мы в Фесе, либо нарваться на помощь платного помогайки, которые очень хотят ваших денежек. Мы поняли, что если ваш отель достаточно популярен на booking или tripadviser, то смело гуглите его полное название на google картах, и идите к этой метке. Так точнее.
Эс-Суэйра
Город художников и музыкантов, хиппи-мекка в 60-е, приятный курортный городок с большой мединой, хоть каким-то стрит-артом, где приятно побродить, прогуляться по длиннющему пляжу, посмотреть на кайт-серферов, пожить в прекрасно декорированных риадах, посидеть в приятных чайных, погулять по рынку для местных, завернуть не в те подворотни к проститутошной (это нас реально занесло). В общем, тут все и даже больше - с бурной Атлантикой, закатом на стенах форта и прогулками среди рыбаков, чаек и миллиона котиков.
Вот вам нарезочка
Эс-Суэйра нам очень понравилась, и мы тут в общей сложности провели три ночи, больше, чем где-либо...
Уникальный пляж Легзира
Очень красивые красно-зеленые почвы формируют эти места, цвета и формы поразительные.
Пейзажи по пути великолепные, фотографии, конечно, не передают то, что видит глаз. Мы проехали множество долин разных красивых цветов и форм.
Древний город Айт-Бен-Хадду, в котором на данный момент проживает только 3 семьи
Ущелье Тодра, там можно потрекить вдоль ущелья (3 часа в одну сторону)
Мерзуга, тут можно погулять по начинающейся Сахаре. Технически она уже в Алжире, но тут, недалеко от него, барханчики уже есть. Цвет песка удивительный, оранжевый и порой оранжево-красноватый
Мы полтора часа гуляли по барханам, залезли на высокий и посмотрели на песчаную долину и горы впереди. На ночь в пустыню мы решили не ехать по разным причинам, часто из таких поездок устраивают сначала практически насильственный шоппинг, а потом везут за первый бархан ночевать, поэтому мы решили самостоятельно погулять и ехать дальше.
Голубой город Шефшауэн, потрясающее место (кстати и в Раджастане есть потрясный голубой город Джодпур)))
Здесь мы ночевали две ночи, много погуляли, и нам ооочень погравилось, всем советуем.
На самом деле поначалу я делала много фотографий, но потом подустала, и предпочитала смотреть и впитывать красоту, поэтому с некоторых маршрутов фотографий почти нет.
Подытоживая, хочу сказать, что Марокко - великолепная, колоритная страна с улыбчивыми людьми, нерадикальным исламом (процентов 30 молодых женщин не носят хиджаб. В Маракеше, когда мы ночевали в доме местных нас спросили, женаты ли мы, потому что неженатым нельзя в одной комнате ночевать)) но паспорта никто не спрашивал, да и фамилии пока у нас разные, так что поверили на слово, и все)), очень красивой природой, приятным климатом осенью, вкусной разнообразной едой. Нам здесь очень понравилось, всем советуем самостоятельные поездки по стране!
Всем добра!
Ле&Ле