Сноукайтинг, фрирайдинг, ледолазание… В последние годы появилось много новых зимних видов спорта. Иногда кажется, что за всеми ними стоит лишь гонка за адреналином, в которой участвуют безбашенные люди.
Но часто популяризаторы экстрима – это очень серьезные спортсмены, уделяющие внимание как результатам, так и безопасности. А помогает им в этом развитие нефтехимии.
Когда в одном месте собирается много хороших людей, получается отличная компания и драйв. Когда в одном месте сходится множество хороших идей, получается… современное снаряжение для экстремальных видов спорта.
Поймать ветер: сноукайтинг
Степень экстремальности: 4,5
Достижения и возможности: официально зарегистрированный рекорд скорости – более 112 км/ч.
Ключевые турниры: чемпионат мира WISSA, многодневная гонка VAKE (проходит за полярным кругом, на полуострове Варангер в Норвегии), Кубок мира IFKO, чемпионат России и Кубок России, Кубок Сибири.
Десятки разноцветных смайлов в небе, дарящих заряд позитива. Это кайты – воздушные змеи. Пока небо «улыбается», по заснеженной земле на лыжах или сноубордах катаются люди. Одних интересует скорость, других – трюки. А некоторым просто нравится ощущение полета, которое получает человек, ухватившийся за «хвост» змея.
В Россию сноукайтинг пришел лишь в 1990-х, но зато развивается он стремительно: климат подходящий. В 2017 году в Тольятти прошел чемпионат мира по зимним видам парусного спорта WISSA. Был установлен мировой рекорд по числу разом взмывших в воздух кайтов: старт одновременно произвели 250 спортсменов.
– Заинтересовался сноубордингом, но столкнулся с тем, что до приличных склонов нужно ехать довольно долго. Узнал о ребятах, занимающихся сноукайтингом. На то, чтобы уверенно кататься, ушел год, – рассказывает о своем увлечении Юрий Ратников из Коломны.
Он называет сноукайтинг романтичным видом спорта. Ведь, зная ландшафт, можно долго путешествовать по полям, перетекающим одно в другое. Но для того, чтобы устраивать такие заезды, требуется правильное снаряжение.
Главная радость спортсмена – высокая прочность кайта. Нужно также, чтобы он мало весил, держал форму, не пропускал воздух и хорошо управлялся. Тут на авансцену выходят производители синтетических материалов, без которых выполнить все требования невозможно. Для кайтов (а они существуют двух видов: похожие на парашюты парафойлы и надувные, где каркас задается баллонами с воздухом) преимущественно используются такие материалы, как рипстоп, дакрон и дайнима.
Название ripstop говорит само за себя – в переводе с английского это означает «прекращаем рваться». Хлопковое полотно армировано переплетенными крест-накрест нитями из полиэстера или нейлона. Благодаря этому даже в случае пореза дыра не может свободно разойтись. С использованием рипстопа делают спецодежду, туристское снаряжение, сумки и флаги. В случае с кайтом из этой ткани выполнено «тело» воздушного змея. Чтобы оно не пропускало воздух и не впитывало воду, его пропитывают силиконом или полиуретаном.
Дакрон (очень прочный, долговечный и водостойкий материал, созданный из полиэстеровой нити) обычно используют на ребрах жесткости в надувных кайтах. А для изготовления самих баллонов применяется полиэтилен, поскольку он устойчив к морозам.
Стропы делают из материала под названием «дайнима». Это волокна из сверхвысокомолекулярного полиэтилена. Прочность таких нитей в 20 раз выше, чем у аналогов из стали соответствующего диаметра. И это при несопоставимом весе в пользу полимера. Причем свойства волокон не меняются даже при намокании.
– Индустрия постоянно идет по пути уменьшения веса и устранения слабых мест, – говорит Артем Гаращенко, двукратный чемпион мира по сноукайтингу. – Новые решения позволяют повысить управляемость кайтом и, соответственно, безопасность спортсмена. Инновационный подход сегодня – это двойная пропитка. Помимо нанесения полиуретана на все полотно, обрабатывается каждая нить. Это дополнительный уровень защиты. Что касается снарядов для скольжения, то здесь важна не только прочность, но и эластичность.
– Доска должна уметь реагировать на удары, неизбежные при столкновении с ледяными камнями. Если бы борд был твердым, он бы развалился, – говорит Константин Белицкий, победитель региональных соревнований, участник чемпионатов России и мира. Для придания гибкости применяется кевлар (параарамидное волокно), нередко в сочетании с карбоном (углепластиком). Такой союз позволяет добиться прочности, гибкости и стабильности при небольшом весе снаряда. А «скользяк» делают из полиэтилена, как и верхнее покрытие.
– Соревнования по сноукайтингу – это как сочетание шахмат и пауэрлифтинга. Нужна не только хорошая физическая форма, но и правильная тактика. Но при этом гонки в сноукайтинге – это еще и соревнование технологий, – полагает Константин Белицкий.
В трех измерениях: ледолазание
Степень экстремальности: 4,5
Достижения и возможности: мировой рекорд прохождения ледовой стенки высотой 15 м – 6,82 секунды. Его установил кировчанин Антон Сухаренко на чемпионате России по ледолазанию в 2017 году.
Ключевые турниры: чемпионат мира и Кубок мира, чемпионат России и Кубок России.
Впрочем, то же самое можно сказать про ледолазание. Это самостоятельная дисциплина в альпинизме, где спортсмены должны уметь преодолевать ледовые склоны как искусственного, так и естественного происхождения (замерзшие водопады, ледники и т.д.)
Соревнуются преимущественно по двум программам: трудность и скорость. В первом случае нужно пройти рельефный склон с нависающими карнизами, расщелинами, ледовыми ступенями. На практике это означает движение в трех измерениях. В программе «скорость» спортсмены совершают спринтерский «забег» практически по вертикальной поверхности на высоту от 15 до 25 м. Со стороны ледолазы, технично взбирающиеся на блестящую стену, выглядят как люди с супервозможностями.
– Каждая тренировка, каждый выход на склон – загадка из новых движений. Нам никогда не скучно, – говорит Дарья Минина, победитель Кубка России по ледолазанию. – Любая деталь, прочность и вес снаряжения, вложенные производителем «фишки», – для нас важно все.
Главные «орудия» ледолаза – ледовые молотки или ледорубы, а также специальные крюки. На профессиональном сленге их называют айс-фифи. Клюв у них гладкий и острый, что позволяет быстро, буквально с одного удара, «врубаться» в лед. «Фифы» – святая святых в программе «скорость», поэтому к их выбору относятся щепетильно. Вначале, конечно, крюки делали только из металла. Сегодня карбоновые инструменты пришли на смену металлическим.
– Материал легкий, прочный, не замораживает руки. Карбоновые молотки шикарны, – констатирует Дарья Минина.
А еще важны рукоятки «фиф». С недавнего времени производители стали применять здесь стеклопластик – композит, состоящий из стекловолокнистого наполнителя и связующего вещества, в роли которого выступают термореактивные и термопластичные полимеры. Стеклопластик обладает теплопроводностью дерева, а по удельной прочности превосходит сталь, хотя и легче ее в 3,5 раза. Еще одно из новых решений – заполнение рукояток айс-фифи пенистыми самоотверждающимися пластмассами для гашения вибраций.
Важная часть страховочной системы ледолаза – стропы. Среди лидеров – стропы из полиамидных волокон и из высокомолекулярного полиэтилена. Полимеры уже давно доказали свои преимущества по сравнению с традиционными материалами, а теперь соревнуются в нюансах друг с другом. Достоинства у всех общие: прочность, износостойкость, морозостойкость. Но разные варианты подходят под разные условия использования. Так, полиамидный канат сохраняет свои свойства при –30 °С, из модифицированного полиэтилена – при –70 °С.
Синтетические материалы способны сопротивляться кратковременным ударным воздействиям, а именно «страховать». И они очень легкие. А снижение общего веса снаряжения, которое переносит спортсмен, означает, что можно двигаться быстрее. Для повышения гидроскопичности таких строп применяются специальные химические пропитки.
Страховочные системы так и вовсе презентуют все возможные достижения нефтехимии. Среди материалов – нейлон, полиэстер, EVA (вспененный полимерный композит), полиуретан, сверхвысокомолекулярный полиэтилен.
– Чаще всего новые технологии разрабатываются не только с прицелом на комфорт, но и на защиту жизни и здоровья. Так что новые материалы – это еще и безопасность, – поясняет Дарья Минина. – В страховочных системах раньше имелась только одна силовая стропа на поясе, а сейчас производители ее «разволокнили», равномерно разведя по поясу. Теперь страховочные системы лучше распределяют нагрузку на спину. На замену касок из жесткого пластика с подвесной системой из строп приходят пенные материалы. Благодаря этому шея устает меньше.
Важна для ледозала и правильная одежда. Она должна быть легкой, теплой и дышать, то есть хорошо отводить влагу. Правильное решение – многослойность. Полипропилен, полиэстер, полиамид используются в термобелье. Малый удельный вес, хорошие дышащие свойства, эластичность флиса (полотна из полиэстера) делают его незаменимым в качестве основного слоя спортивной одежды. Синтетический утеплитель из полиэстера выступает альтернативой натуральному пуху. И, наконец, для курток часто используют мембранную ткань. Особенность этого материала состоит в том, что он покрыт тонкой полимерной пленкой, пористая структура которой не дает проникать влаге снаружи, но позволяет свободно выходить водяным парам. И вперед! Если уж пренебрегать законами, то пусть это будут законы притяжения.
Наслаждение процессом: фрирайд
Степень экстремальности: 5
Достижения и возможности: 254,958 км/ч – рекордная скорость передвижения на горных лыжах. Ее достиг итальянец Иван Орегон на альпийском склоне во Франции в 2016 году.
Ключевые турниры: серия соревнований Freeride World Qualifier, проходит более чем в 60 странах мира в течение года, международные соревнования Freeride World Tour, Кубок России по фрирайду.
В мире лыжного спорта одной из самых желанных дисциплин является фрирайд (от английского free, то есть «свобода») – катание по нетронутому снегу. Даже «чайники», освоившие безобидные «зеленые» трассы, втайне мечтают об этом. Однако фрирайд находится на грани традиционных зимних развлечений и нагрузок, выдержать которые неподготовленному человеку просто невозможно. Зато, по признанию самих спортсменов, во фрирайде их привлекают момент открытия нового, свободное взаимодействие с рельефом и отсутствие формальных критериев – времени заезда и отмеренных километров.
– Катание по нетронутому снегу дарит невероятные ощущения. Можно плыть по поверхности, а можно погружаться в снег и выныривать из него. В горах можно достигать необычных мест, видеть вокруг мегатонны красоты и переживать яркие эмоции, – рассказывает призер чемпионата мира по фрирайду Иван Малахов.
«Фрирайд – это не только хороший снег, часто приходится кататься в сложных условиях», – добавляет он. А свобода не должна затмевать ответственность, в том числе перед самим собой.
– Естественно, спортсмен, находясь в диких горах, подвергается большему риску, чем турист, катающийся по маркированным трассам, – продолжает Иван Малахов. – Фрирайду нужно учиться. Собственно, изначально фрирайдером может стать только опытный горнолыжник, владеющий техникой катания по сложным трассам и всеми базовыми навыками. Дальше нужно учиться технике катания по целине, изучать лавинную безопасность и т.п.
При соблюдении всех предосторожностей это довольно безопасный вид спорта, уверяет он. Оборудования для фрирайда тоже в первую очередь про здравый смысл. Как ни странно звучит, опытные «наездники» настаивают, что начинать сборы нужно с выбора рюкзака. Чтобы было куда положить лавинные щуп, лопату, аптечку, рацию и запасные вещи.
Рюкзак – это один из самых заметных примеров эволюции: за считаные десятилетия пройден путь от мешков-колобков до ортопедических рюкзаков с минимальным весом и выдерживающей различные невзгоды тканью. Здесь и вспененные материалы (чаще всего пенополиэтилен, но иногда микс из нескольких слоев), «гасящие» удары, и нейлон с рипстопом, гарантирующие износостойкость, и мембраны для защиты от влаги, и многое другое вплоть до композитной фурнитуры.
– Прогресс в снаряжении гигантский, – говорит Иван Малахов. – Возьмем, к примеру, мои лыжи Head Kore. 60 лет назад Говард Хед стал первым использовать металл в конструкции деревянных лыж. Сейчас же в основе моих лыж – сотовый полимерный усилитель коройд, карбоновые волокна, еще один усилитель из графена и, наконец, дерево. Плюс пластиковая скользящая поверхность. Все это дает уникальное соотношение веса и качеств.
Фрирайд – это не только индивидуальное мастерство, а еще и история про умение действовать в команде. Одиночек тут нет в силу сложности не всегда очевидных со стороны рисков. Разработка современных материалов для снаряжения тоже работа в команде, и думается, что очередной шаг здесь будет снова за прорывными решениями в области нефтехимии.
Из чего сделаны лыжи экстремала
1. Верхний ламинат
2. Усиленное стекловолокно
3. Графен
4. Смесь карбона и стекловолокна
5. Коройд
6. Деревянный сердечник
7. Боковая стенка/сайдвол
8. Амортизатор
9. Стальной кант
10. Карбон
11. База
А еще можно почитать вот эти интереснейшие статьи:
Человек, разоблачающий антинаучные врачебные практики, рассказал о том, что ждет медицину!
Вернуть зрение и восстановить кости? Да! Как далеко шагнула медицина? Что изменилось?
Друзья! Подписывайтесь на наш канал - мы трудимся для вас! Пишем только уникальные тексты, которые действительно полезно и интересно читать!
Ваша команда химиков!