3,7K подписчиков

Как хоронили викингов?

884 прочитали
При слове «похороны викинга» большинство современных людей представляет себе горящий драккар, уносящий тело павшего воина в море.

При слове «похороны викинга» большинство современных людей представляет себе горящий драккар, уносящий тело павшего воина в море. Интернет полон историй об организации «похорон викинга» для умершего человека и споров о том, легально ли проводить эту процедуру, разрешают ли правила пожарной безопасности стрелять горящей стрелой по кораблю, из чего делать паруса, чтобы они наверняка загорелись.

Все эти занимательные вопросы не имеют отношения к тому, как реальные викинги хоронили своих умерших. Впечатляющий образ горящего корабля – плод воображения романтиков и кинорежиссёров, пусть и не лишённый оснований. Откуда он взялся, и как на самом деле древние скандинавы хоронили своих умерших?

Загробный мир древних скандинавов

При слове «похороны викинга» большинство современных людей представляет себе горящий драккар, уносящий тело павшего воина в море.-2

О религии древних скандинавов мы знаем одновременно много и очень мало. До наших дней сохранились тексты саг и сказаний, собранные в Старшую и Младшую Эдду. Именно оттуда нам известны образы богов и героев, истории их подвигов и приключений, и, разумеется, предсказание Рагнарёка.

Там же изложены некоторые взгляды древних скандинавов на свою посмертную судьбу. Согласно их представлениям, отважные воины, погибшие в бою, отправлялись в чертог богов – Валгаллу. Там им предстоит пировать и веселиться, дожидаясь финального сражения с великанами и чудовищами. Те же, кто умер недостойно и трусливо, попадали в Хель – холодное и тёмное место, где их не ждало ничего хорошего. Во время конца света им предстояло сражаться на стороне сил зла.

Немногие знают, что кроме этих двух вариантов существовал и третий. Половина всех скандинавских воинов, павших в бою, согласно сагам, отправлялась во владения богини Фрейи, покровительницы природы и жизни. А посмертная судьба женщин вовсе не нашла отражения в Эддах, и нам остается только догадываться, что на этот счет думали викинги.

Письменные источники о древнескандинавских похоронах

При слове «похороны викинга» большинство современных людей представляет себе горящий драккар, уносящий тело павшего воина в море.-3

Мы мало знаем о том, как именно религиозные представления отражались в повседневной жизни древних скандинавов, об их бытовых ритуалах, обрядах и праздниках. Хотя во времена язычества у них уже была руническая письменность, но материалов вроде бумаги или пергамента не было. Это означало, что они могли оставлять только очень короткие тексты, вырезанные на камнях, деревьях и деревянных дощечках. Саги и другие поэтические источники были записаны уже в христианский период, поэтому их авторы в меньшей степени сосредотачивались на конкретных обрядах.

Разумеется, что-то учёные могут реконструировать. Помогает и анализ текстов, и сопоставление их с ритуалами других народов, например, древних германцев. Да и про самих скандинавов существовали тексты, созданные уже их современниками, например, арабским путешественником Ибн Фадланом. Именно он писал, что мертвого викинга его родственники кладут в лодку или в корабль, который потом поджигают. Однако Ибн Фадлан ничего не писал о том, что судно спускают на воду, да и точность его записей многие исследователи подвергают сомнению.

Могилы и курганы викингов

При слове «похороны викинга» большинство современных людей представляет себе горящий драккар, уносящий тело павшего воина в море.-4

Главным источником знаний о древних скандинавах остаётся археология. В реальности основным способом погребения у них были могилы и курганы. Археологи нашли и раскопали множество таких захоронений в Скандинавии, Исландии и Северной Германии. Особенно выделяются три места, представляющие собой громадные кладбища: Линнхольм-Хойе, Хедебю и Бирка. Благодаря раскопкам в этих и других местах захоронений мы знаем, как именно скандинавы погребали людей. Поп-культурное представление о «похоронах викинга» вдохновлено именно этими раскопками.

Археологические находки создали представление о том, что скандинавы старались снарядить покойника в последний путь всеми необходимыми вещами. Человека, если он не был рабом, никогда не хоронили без бытовых вещей и воинского снаряжения. Простому воину в могилу клали его оружие, профессиональным ремесленникам, например, кузнецам – орудия их труда, женщинам – ювелирные украшения.

Лучше всего до наших дней сохранились захоронения высокопоставленных северян, которых погребали вместе с их богатствами. На тот свет умершего сопровождали сокровища, оружие, животные, в первую очередь лошади. В некоторых случаях вместе с ним хоронили даже слуг или жену. Впрочем, такого рода человеческие жертвоприношения были скорее исключением. Чаще скандинавы ограничивались тем, что хоронили рабов и наложниц, умерших естественной смертью.

Но даже без жертвоприношений похороны вождя были дорогостоящим предприятием. Курганы викингов не столь впечатляют, как гробницы фараонов, но для их постройки все равно требовалось много усилий – северяне буквально насыпали искусственный холм над могилой усопшего. Учёные предполагают, что кроме ритуального, это могло иметь и политическое значение: высота холма и рассказы о том, с каким богатством был похоронен вождь, подчёркивали могущество его потомков в глазах соседей.

А был ли горящий корабль?

Иногда корабль и вправду становился частью похоронной церемонии. Правда, викинги не поджигали судно на море – чаще его вытаскивали на сушу и использовали в качестве громадного «гроба», в который складывались вещи покойного. Разумеется, такие похороны были привилегией только тех, у кого в распоряжении было собственное судно, и чьи потомки могли позволить себе с ним расстаться. Существовал и символический вариант – так называемый «каменный корабль». Так называли ряд скальных глыб, который выставлялись по периметру захоронения так, чтобы придать ему форму судна.

Идея кремации как способа избавиться от мертвого тела тоже не выдумка. В разных захоронениях археологи находят свидетельства того, что покойного и всё его имущество сожгли. В пользу кремации говорят и строчки из «Саги об Инглингах»:

«Один ... постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Валхаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень…».

Люди верили, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе окажется умерший, и чем больше добра сгорит с ним, тем он богаче будет в загробном мире.

Курган – защита от мира мертвых

Мысль, что огонь способен перенести в мир духов, универсальна, она известна по всему миру, от Персии до Японии и племён Северной Америки. Но важно отметить, что у северян кремация сочеталась с постройкой кургана. Для скандинавов, как и для многих их современников, похороны нужны были не только покойникам, но и живым. Они позволяли выразить своё отношение к умершему, подчеркнуть статус его потомков, а также отделить «землю мёртвых» от «земли живых».

Последнее было важно для викингов, которые верили, что мертвец может ожить и начать вредить живым. Самым известным названием для таких существ было «драугры». Согласно легендам, они предвещали беду: увидеть своего восставшего из мертвых родственника означало, что скоро в семье умрёт кто-то ещё. Считалось, что драугром становится умерший, которого не захоронили подобающим образом – чаще всего это случалось с теми, кто утонул в море. Большинство рассказов о драуграх повествуют именно о таких случаях.

Главным здесь было нарушение границы между живыми и мёртвыми. Драугры могли прийти за человеком, ограбившим курган, или совершившим неправедное убийство. Поэтому хоронить умершего, сжигая его на пущенном в море корабле, было опасно: кто знает, куда волны вынесут его останки, и кто заберет его погребальные сокровища.

Три взгляда на похороны викингов

Похороны викингов – хороший пример того, как переплетаются «высокие» мифологические концепции с реальными ритуалами и народными поверьями. В то время как тексты Эдд описывают загробную жизнь как нечто, зависящее от поступков воина при жизни, реальные скандинавы прежде всего заботились о том, чтобы похороны прошли правильно, и покойный имел в своём распоряжении все необходимые вещи. А уже в XIX и XX веке отдельные элементы этих обрядов и представлений вдохновили романтиков и сценаристов на то, чтобы создать свою собственную, третью концепцию, непохожую на то, что происходило в реальности.