"...встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его"
(Евангелие от Матфея 2:13)
Бегство в Египет не принадлежит к библейским сюжетам, оно появилось в раннее средневековье. В основе его лежит апокрифическое (не включенное церковью в канон) Евангелие от Псевдо-Матфея, в котором рассказывается о детстве Марии и Иисуса, а также подробно описывается, как Иосиф и Мария с младенцем Иисусом совершали свой путь в Египет.
Предыстория этого бегства такова. Волхвы, присутствующие при рождении Спасителя, не выдали царю Ироду его местонахождение, за что тот повелел убить всех младенцев в городе. Пришедший во сне к Иосифу ангел поведал ему, что Иисус найдёт спасение в Египте, и Святое Семейство двинулось в путь.
Согласно легенде, когда Иосиф с Марией остановились отдохнуть во фруктовой роще, младенец Иисус велел деревьям нагнуть ветви, чтобы Иосиф смог достать плоды, а родниковой воде – излиться из древесных корней для утоления жажды родителей.
На картине Караваджо перед нами как раз такой момент отдыха. Святое Семейство, утомленное долгой дорогой, присело у дороги. Иосиф и Мария расположилась по разные стороны дерева.
Рядом с Иосифом лежит поклажа – мешок и бутыль с вином, в то время как Мария выписана на фоне прекрасного пейзажа и окружена зеленью трав и цветов. Она нежно склонила голову к младенцу Иисусу, он прижался к матери, полностью доверяясь теплу её рук и силе любви. Оба сладко спят.
Кажется, что это обычные люди, настолько материальными предстают перед нами Мария и Христос…
Я никогда прежде не встречала такой безмятежности в облике младенца Иисуса и столь нежной и тёплой связи между матерью и ребёнком...
Иосиф по-стариковски поджал ноги, словно они начали мерзнуть на холодной земле; в руках у него нотная тетрадь – он со вниманием смотрит на ангела, стоящего перед ним со скрипкой в руках.
Ангел появился в пустыне, чтобы скрасить одиночество странников. Он повернут к нам спиной; видна лишь левая сторона его лица, юного и прекрасного, золотые кудри и пара сизых крыльев…
Ангел словно делит картину на две части: идиллическое материнство – с одной стороны и преданное служение – с другой.
В то время как Мария и Иисус отдыхают под сенью дерева, Иосиф стережет их сон. Позади него стоит осел. В глазах животного светится ум, и кажется, что и он, бессловесный, заслушался музыки, исторгаемой ангелом из скрипки.
В отличие от большинства картин Караваджо, написанных на чёрном фоне, эта лучится яркими красками. Свет пронизывает всю картину, но большая его часть сосредоточена в ангеле и его белоснежном одеянии.
Он – и смысловой центр картины. Не будь его, перед нами предстала бы обыкновенная семья, остановившаяся на отдых; семья, состоящая из простых людей, которых так часто рисует Караваджо…
Но, видя их рядом с ангелом, мы понимаем: перед нами Святое Семейство.
И настоящий евангельский сюжет.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Караваджо. Иисус и Понтий Пилат
Караваджо. Кровавая история Юдифи и Олоферна