Фильм Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника» (1967) вошёл в золотой фонд отечественного кинематографа и по опросам зрителей входит в сотню великих отечественных кинолент 20 века. Простая история о трёх днях жизни школы, школьников и учителей, учеников 9 класса. Но этих трёх дней вполне достаточно, чтобы понять, что такое школа и каковы непростые взаимоотношения в ней между учителями и учениками, особенно, если их называют взрослыми и ответственными, а считаю всё ещё детьми.
А всё начинается с обычного случая, когда в класс залетела ворона. И ученики, а затем и молодая учительница Наталья Сергеевна пытается поймать птицу. У неё не получается, она нервничает. Тут в классе неожиданно появляется историк Илья Семёнович и делает ей обидное замечание. Поймав птицу, она неожиданно грубо выбрасывает её в форточку. Ученики в недоумении. И тут она выгоняет из класса одного, затем другого ученика. Вот уже первый конфликт. А сколько ещё таких случаев в школе...
Сценарий этого замечательного фильма написал Георгий Полонский. Для Полонского это был дипломный сценарий, он тогда заканчивал Высшие сценарные курсы. И продвижением его сценария занялся его педагог Иосиф Ольшанский, которому сценарий очень понравился и он отдал его на киностудию имени Горького. Директором киностудии был Григорий Бритиков, и тот пригласил режиссёра Станислава Ростоцкого, который долгое время работал на детской и юношеской студии имени Горького. Бритиков протянул сценарий Ростоцкому и сказал, что хочет, чтобы этот фильм снимал именно он.
Вот как об этом рассказывает сам Ростоцкий: «Мы послали в Госкино литературный сценарий, потом режиссёрский, но ответа всё не было и не было. Тогда Бритиков на свой страх и риск принял решение начать съёмки. По тем временам это было неслыханно и грозило ему большими неприятностями. Мы прекрасно понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть, поэтому съёмки проходили очень быстро — мы сняли фильм всего за три с половиной месяца.»
Учителя
На роль Ильи Семёновича Мельникова Ростоцкий пригласил своего друга Вячеслава Тихонова, с которым они подружились ещё на картине «Дело было в Пенькове» (1957). Дело в том, что в этот момент Вячеслав Тихонов переживал тяжелейший кризис после съёмок у Сергея Бондарчука в фильме «Война и мир». Исполнение роли Болконского не нравилось не только самому актёру, но и многим критикам картины. Четыре года Тихонов прожил в мире Толстого, он смертельно устал, и вообще начал сомневаться, а стоит ли ему вообще заниматься актёрской профессией.
И когда Ростоцкий дал Тихонову прочитать сценарий, актёр отказался поначалу. Роль учителя истории казалась ему мелкой и неинтересной. «Это не моя роль», - заявил он Ростоцкому. Но Ростоцкий настаивал: «Прочти ещё раз!» Он чувствовал, что теперешнее состояние актёра, сомневающегося и стоящего на распутье, как никогда отражает и характер Ильи Семёновича, его нравственной перестройки и какого-то внутреннего надлома.
Позже Вячеслав Тихонов признается: «Теперь уже, задним числом, я понимаю, что в этом и состоит талант режиссёра: увидеть в актёре то, что, может быть, он сам в себе даже не подозревает. Сейчас я осознаю, какое счастье, что я всё-таки сыграл Мельникова. Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своём и заставил меня сняться, и это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кинематограф…»
Но против кандидатуры Тихонова возражал сценарист Григорий Полонский. Тихонов казался ему слишком молодым и красивым, а его Илья Семёнович — человек много повидавший на своём веку. Пусть даже человек не вполне красивый, но глубокий, интеллигент, умница и учитель несомненно одухотворённый, он обращается к уму и сердцу каждого ученика, пытается понять и принять личностное состояние каждого ребёнка. То он говорит иронично, то возвышенно, то резко, то так волнующе прекрасно, что можно заслушаться. Дополняет образ Мельникова ненавязчиво тонко рассказанная биография: участник войны, неоконченная диссертация, мама — явно из «бывших», об этом говорят её манеры и обстановка квартиры - старинная мебель, пианино, на котором свободно играет учитель Мельников, прекрасно сервированный будничный стол... Заключительный штрих образа — то как учитель смотрит на своих учеников, что видит он в каждом из них... А молчит его герой так выразительно, как только может молчать в кадре Вячеслав Тихонов. Идеальное попадание в образ!
Хотя Полонский предлагал на эту роль других актёров Бориса Бабочкина или Зиновия Гердта, но непреклонный Ростоцкий успокаивал сценариста. И пообещал, что Тихонову будет наложен возрастной грим. Конфликтная ситуация была улажена.
Роль учителя словесности, которая ежедневно механически преподаёт свой предмет так, словно заставляет играть детей в давно опостылевшую скучнейшую игру, великолепно сыграла Нина Меньшикова, жена Станислава Ростовского. Её Светлана Михайловна, антагонист Мельникова, всегда уверенная в своей правоте, учеников своих не понимает, и даже не пытается понять. Потому что, просто не любит. Но за маской «синего чулка» мы можем разглядеть ранимую душу одинокой женщины, безнадежно влюблённой в Мельникова, и вместе с тем уязвлённой его холодностью. Прочитав сценарий, Нина Меньшикова сама попросила мужа снять её в этой роли. Он согласился, но был на площадке к ней настолько требователен, даже больше, чем к другим, что она зареклась, и уже никогда не просила мужа дать её роль в его фильме. Но роль в фильме «Доживём до понедельника» остаётся одной из её лучших работ в кино.
Центральным эпизодом картины стало «Сожжение счастья». Поэт и романтик Генка Шестопал, написавший в сочинении одно предложение «Счастье — это когда тебя понимают», пробирается в учительскую поздним вечером и сжигает все сочинения одноклассников, которые писали о счастье. Он надеется на то, что его одобрят ребята, но многие не поняли, и даже осудили. Когда конфликты обнажаются, когда одному ученику грозит исключение, одной учительнице — холодность и презрение ребят, одному учителю — уход из школы по собственному желанию, режиссёр и оператор Вячеслав Шумский искусно применят крупные планы и большие паузы. Это отметят даже критики: «Давно на нашем экране не было такой простой и искусной игры кинопортретами». К сожалению, в наши дни никто так мастерски не снимает.
Запомнилась и полюбилась зрителям Ирина Печерникова в роли Натальи Сергеевны (Наташи Гореловой): «Поначалу было очень страшно сниматься, так как у Ростоцкого всегда была одна и та же съёмочная группа, а я была новенькая, — вспоминает актриса. — Да к тому же я тогда, как и полстраны, была тайно влюблена в Тихонова и очень его боялась. Меня на все внерабочие мероприятия брали с собой, чтобы я к нему привыкала. И вот однажды, когда всю съёмочную группу наградили поездкой в дом отдыха на Валдай, я зачем-то робко вошла к нему в номер, а он стоит на четвереньках посреди комнаты и совершенно зачарованно мне говорит: „Ира, посмотрите, какая красота!“, и показывает на разложенные вокруг по всей комнате блесны, крючки и другие рыболовные снасти. Я посмотрела, и все мои страхи по отношению к нему улетучились. А потом многие годы зрители считали нас мужем и женой.
Однажды Ростоцкий запер меня в комнате с моими предполагаемыми учениками, чтобы мы прогнали текст перед съёмками. Когда же он через пятнадцать минут вернулся, я лежала лицом на столе и рыдала, потому что не только не смогла порепетировать, но даже просто докричаться до них не смогла».
Ученики
Школьников играли преимущественно студенты театральных вузов, многие стали известными актёрами.
В роли Кости Батищева снялся ставший впоследствии настоящим кумиром Игорь Старыгин. По сценарию он является лидером и циником, и ещё большим модником. Для его персонажа долго не могли джинсы. Хорошо, что на студии разыскали кусок джинсовой ткани и художник по костюмам за день сварганила ему моднющие штаны со всякими заклёпками. Но чего-то не хватало до завершения образа. И тогда Ростоцкий снял с себя шикарную американскую куртку, и надев на Игоря, сказал: «Вот теперь ты пижон!»
Ольга Остроумова на съёмках очень волновалась и часто не могла сделать то, что просил от неё режиссёр. И ей часто доставалось от Ростоцкого, который выходил из себя. Однажды во время съёмок сцены пощёчины Генке Шестопалу, Ольга так залепила Валерию Зубареву, что у актёра полдня горела щека. Пришлось делать примочки. Но одним дублем не обошлось, и он уже начал щуриться и невольно отстраняться от партнёрши, боясь следующей оплеухи. В результате — в картину вошёл первый дубль.
Валерий Зубарев и до фильма «Доживём до понедельника» снимался в кино. Начал карьеру с 7 лет. По окончании школы пытался пробиться во ВГИК, но ему отказали, мотивируя тем, что он и так всё знает, снимается давно и учиться ему нечему. В настоящее время он бизнесмен и занимается грузоперевозками, от предложений сниматься в кино отказывается наотрез.
Юрий Чернов, сыгравший роль двоечника и «будущего Юрия Никулина» Сыромятникова, был студентом эстрадно-циркового училища. О том, как попал в фильм рассказывает так: «Я снимался на студии Горького в эпизодической роли в фильме „Пароль не нужен“. Играл красногвардейца, участвовавшего в самодеятельности. И вот прогуливался я при полном параде по коридорам: светлые волосы, чёрные приклеенные усы, борода: костюм красногвардейца.
Там меня и встретила ассистент Ростоцкого и пригласила на пробы. Когда я вошёл в комнату, в которой сидели ребята, кто-то из них сразу сказал: „О, Сыромятников!“. На меня надели школьную форму, но костюмерша сказала, что она слишком новая и её надо „обжить“, поистрепать. Вот мы и пошли её трепать на футбольное поле. Мяча не было, поэтому играли моим портфелем, и тётки, которые сидели на лавочках, на меня все кричали: „Ты что, двоечник, портфель портишь? Мать покупает, а ты портишь!“, а я бегаю в школьной форме и отвечаю им: „Мне, мамаши, это надо для работы“».
Любимой сценой фильма Станислав Ростоцкий считает рассказ Ильи Семёновича Мельникова о лейтенанте Шмидте (15 строчек). О том, что «главный его дар — ощущать чужое страдание более остро, чем своё; именно этот дар рождает бунтарей и поэтов». Он говорил: «Я считаю, что это надо написать красными буквами для всех, кто пытается заниматься всерьёз тем, чем мы занимаемся. Потому что, на мой взгляд, это и есть самое главное».
Ростоцкий снял картину за рекордные сроки в три с половиной месяца. Но Госкино картину не выпускало, поскольку съёмки студия Горького начала без утверждения в Госкино. И фильм лежал на полке, пока его не показали на Всесоюзном съезде учителей. Учителя обычно строгие и сдержанные сначала никак не реагировали, но в финале дружно скандировали как матче «Мо-ло-дцы!».
В 1969 году фильм «Доживём до понедельника» получил главный приз на Московском кинофестивале, а в 1970 году лента была удостоена Государственной премии СССР.
Друзья, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!