6,2K подписчиков

Киноностальгия. "Доживём до понедельника" или психологическая драма о "Сожжении счастья"

1,7K прочитали

Фильм Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника» (1967) вошёл в золотой фонд отечественного кинематографа и по опросам зрителей входит в сотню великих отечественных кинолент 20 века. Простая история о трёх днях жизни школы, школьников и учителей, учеников 9 класса. Но этих трёх дней вполне достаточно, чтобы понять, что такое школа и каковы непростые взаимоотношения в ней между учителями и учениками, особенно, если их называют взрослыми и ответственными, а считаю всё ещё детьми.

Плакат -афиша фильма "Доживем до понедельника"
Плакат -афиша фильма "Доживем до понедельника"

А всё начинается с обычного случая, когда в класс залетела ворона. И ученики, а затем и молодая учительница Наталья Сергеевна пытается поймать птицу. У неё не получается, она нервничает. Тут в классе неожиданно появляется историк Илья Семёнович и делает ей обидное замечание. Поймав птицу, она неожиданно грубо выбрасывает её в форточку. Ученики в недоумении. И тут она выгоняет из класса одного, затем другого ученика. Вот уже первый конфликт. А сколько ещё таких случаев в школе...

Кадр из фильма "Доживём до понедельника"
Кадр из фильма "Доживём до понедельника"

Сценарий этого замечательного фильма написал Георгий Полонский. Для Полонского это был дипломный сценарий, он тогда заканчивал Высшие сценарные курсы. И продвижением его сценария занялся его педагог Иосиф Ольшанский, которому сценарий очень понравился и он отдал его на киностудию имени Горького. Директором киностудии был Григорий Бритиков, и тот пригласил режиссёра Станислава Ростоцкого, который долгое время работал на детской и юношеской студии имени Горького. Бритиков протянул сценарий Ростоцкому и сказал, что хочет, чтобы этот фильм снимал именно он.

Плакат -афиша фильма "Доживем до понедельника"
Плакат -афиша фильма "Доживем до понедельника"

Вот как об этом рассказывает сам Ростоцкий: «Мы послали в Госкино литературный сценарий, потом режиссёрский, но ответа всё не было и не было. Тогда Бритиков на свой страх и риск принял решение начать съёмки. По тем временам это было неслыханно и грозило ему большими неприятностями. Мы прекрасно понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть, поэтому съёмки проходили очень быстро — мы сняли фильм всего за три с половиной месяца.»

Учителя

На роль Ильи Семёновича Мельникова Ростоцкий пригласил своего друга Вячеслава Тихонова, с которым они подружились ещё на картине «Дело было в Пенькове» (1957). Дело в том, что в этот момент Вячеслав Тихонов переживал тяжелейший кризис после съёмок у Сергея Бондарчука в фильме «Война и мир». Исполнение роли Болконского не нравилось не только самому актёру, но и многим критикам картины. Четыре года Тихонов прожил в мире Толстого, он смертельно устал, и вообще начал сомневаться, а стоит ли ему вообще заниматься актёрской профессией.

И когда Ростоцкий дал Тихонову прочитать сценарий, актёр отказался поначалу. Роль учителя истории казалась ему мелкой и неинтересной. «Это не моя роль», - заявил он Ростоцкому. Но Ростоцкий настаивал: «Прочти ещё раз!» Он чувствовал, что теперешнее состояние актёра, сомневающегося и стоящего на распутье, как никогда отражает и характер Ильи Семёновича, его нравственной перестройки и какого-то внутреннего надлома.

Кадр из фильма "Доживём до понедельника"
Кадр из фильма "Доживём до понедельника"

Позже Вячеслав Тихонов признается: «Теперь уже, задним числом, я понимаю, что в этом и состоит талант режиссёра: увидеть в актёре то, что, может быть, он сам в себе даже не подозревает. Сейчас я осознаю, какое счастье, что я всё-таки сыграл Мельникова. Какое счастье, что Ростоцкий не отступил, настоял на своём и заставил меня сняться, и это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кинематограф…»

Но против кандидатуры Тихонова возражал сценарист Григорий Полонский. Тихонов казался ему слишком молодым и красивым, а его Илья Семёнович — человек много повидавший на своём веку. Пусть даже человек не вполне красивый, но глубокий, интеллигент, умница и учитель несомненно одухотворённый, он обращается к уму и сердцу каждого ученика, пытается понять и принять личностное состояние каждого ребёнка. То он говорит иронично, то возвышенно, то резко, то так волнующе прекрасно, что можно заслушаться. Дополняет образ Мельникова ненавязчиво тонко рассказанная биография: участник войны, неоконченная диссертация, мама — явно из «бывших», об этом говорят её манеры и обстановка квартиры - старинная мебель, пианино, на котором свободно играет учитель Мельников, прекрасно сервированный будничный стол... Заключительный штрих образа — то как учитель смотрит на своих учеников, что видит он в каждом из них... А молчит его герой так выразительно, как только может молчать в кадре Вячеслав Тихонов. Идеальное попадание в образ!

Кадр из фильма "Доживём до понедельника"
Кадр из фильма "Доживём до понедельника"

Хотя Полонский предлагал на эту роль других актёров Бориса Бабочкина или Зиновия Гердта, но непреклонный Ростоцкий успокаивал сценариста. И пообещал, что Тихонову будет наложен возрастной грим. Конфликтная ситуация была улажена.

Роль учителя словесности, которая ежедневно механически преподаёт свой предмет так, словно заставляет играть детей в давно опостылевшую скучнейшую игру, великолепно сыграла Нина Меньшикова, жена Станислава Ростовского. Её Светлана Михайловна, антагонист Мельникова, всегда уверенная в своей правоте, учеников своих не понимает, и даже не пытается понять. Потому что, просто не любит. Но за маской «синего чулка» мы можем разглядеть ранимую душу одинокой женщины, безнадежно влюблённой в Мельникова, и вместе с тем уязвлённой его холодностью. Прочитав сценарий, Нина Меньшикова сама попросила мужа снять её в этой роли. Он согласился, но был на площадке к ней настолько требователен, даже больше, чем к другим, что она зареклась, и уже никогда не просила мужа дать её роль в его фильме. Но роль в фильме «Доживём до понедельника» остаётся одной из её лучших работ в кино.

Кадр из фильма "Доживём до понедельника"
Кадр из фильма "Доживём до понедельника"

Центральным эпизодом картины стало «Сожжение счастья». Поэт и романтик Генка Шестопал, написавший в сочинении одно предложение «Счастье — это когда тебя понимают», пробирается в учительскую поздним вечером и сжигает все сочинения одноклассников, которые писали о счастье. Он надеется на то, что его одобрят ребята, но многие не поняли, и даже осудили. Когда конфликты обнажаются, когда одному ученику грозит исключение, одной учительнице — холодность и презрение ребят, одному учителю — уход из школы по собственному желанию, режиссёр и оператор Вячеслав Шумский искусно применят крупные планы и большие паузы. Это отметят даже критики: «Давно на нашем экране не было такой простой и искусной игры кинопортретами». К сожалению, в наши дни никто так мастерски не снимает.

Кадр из фильма "Доживём до понедельника"
Кадр из фильма "Доживём до понедельника"

Запомнилась и полюбилась зрителям Ирина Печерникова в роли Натальи Сергеевны (Наташи Гореловой): «Поначалу было очень страшно сниматься, так как у Ростоцкого всегда была одна и та же съёмочная группа, а я была новенькая, — вспоминает актриса. — Да к тому же я тогда, как и полстраны, была тайно влюблена в Тихонова и очень его боялась. Меня на все внерабочие мероприятия брали с собой, чтобы я к нему привыкала. И вот однажды, когда всю съёмочную группу наградили поездкой в дом отдыха на Валдай, я зачем-то робко вошла к нему в номер, а он стоит на четвереньках посреди комнаты и совершенно зачарованно мне говорит: „Ира, посмотрите, какая красота!“, и показывает на разложенные вокруг по всей комнате блесны, крючки и другие рыболовные снасти. Я посмотрела, и все мои страхи по отношению к нему улетучились. А потом многие годы зрители считали нас мужем и женой.

Кадр из фильма "Доживём до понедельника"
Кадр из фильма "Доживём до понедельника"

Однажды Ростоцкий запер меня в комнате с моими предполагаемыми учениками, чтобы мы прогнали текст перед съёмками. Когда же он через пятнадцать минут вернулся, я лежала лицом на столе и рыдала, потому что не только не смогла порепетировать, но даже просто докричаться до них не смогла».

Ученики

Школьников играли преимущественно студенты театральных вузов, многие стали известными актёрами.

В роли Кости Батищева снялся ставший впоследствии настоящим кумиром Игорь Старыгин. По сценарию он является лидером и циником, и ещё большим модником. Для его персонажа долго не могли джинсы. Хорошо, что на студии разыскали кусок джинсовой ткани и художник по костюмам за день сварганила ему моднющие штаны со всякими заклёпками. Но чего-то не хватало до завершения образа. И тогда Ростоцкий снял с себя шикарную американскую куртку, и надев на Игоря, сказал: «Вот теперь ты пижон!»

Кадр из фильма "Доживём до понедельника"
Кадр из фильма "Доживём до понедельника"

Ольга Остроумова на съёмках очень волновалась и часто не могла сделать то, что просил от неё режиссёр. И ей часто доставалось от Ростоцкого, который выходил из себя. Однажды во время съёмок сцены пощёчины Генке Шестопалу, Ольга так залепила Валерию Зубареву, что у актёра полдня горела щека. Пришлось делать примочки. Но одним дублем не обошлось, и он уже начал щуриться и невольно отстраняться от партнёрши, боясь следующей оплеухи. В результате — в картину вошёл первый дубль.

Кадр из фильма "Доживём до понедельника"
Кадр из фильма "Доживём до понедельника"

Валерий Зубарев и до фильма «Доживём до понедельника» снимался в кино. Начал карьеру с 7 лет. По окончании школы пытался пробиться во ВГИК, но ему отказали, мотивируя тем, что он и так всё знает, снимается давно и учиться ему нечему. В настоящее время он бизнесмен и занимается грузоперевозками, от предложений сниматься в кино отказывается наотрез.

Кадр из фильма "Доживём до понедельника"
Кадр из фильма "Доживём до понедельника"

Юрий Чернов, сыгравший роль двоечника и «будущего Юрия Никулина» Сыромятникова, был студентом эстрадно-циркового училища. О том, как попал в фильм рассказывает так: «Я снимался на студии Горького в эпизодической роли в фильме „Пароль не нужен“. Играл красногвардейца, участвовавшего в самодеятельности. И вот прогуливался я при полном параде по коридорам: светлые волосы, чёрные приклеенные усы, борода: костюм красногвардейца.

Кадр из фильма "Доживём до понедельника"
Кадр из фильма "Доживём до понедельника"

Там меня и встретила ассистент Ростоцкого и пригласила на пробы. Когда я вошёл в комнату, в которой сидели ребята, кто-то из них сразу сказал: „О, Сыромятников!“. На меня надели школьную форму, но костюмерша сказала, что она слишком новая и её надо „обжить“, поистрепать. Вот мы и пошли её трепать на футбольное поле. Мяча не было, поэтому играли моим портфелем, и тётки, которые сидели на лавочках, на меня все кричали: „Ты что, двоечник, портфель портишь? Мать покупает, а ты портишь!“, а я бегаю в школьной форме и отвечаю им: „Мне, мамаши, это надо для работы“».

Кадр из фильма "Доживём до понедельника"
Кадр из фильма "Доживём до понедельника"

Любимой сценой фильма Станислав Ростоцкий считает рассказ Ильи Семёновича Мельникова о лейтенанте Шмидте (15 строчек). О том, что «главный его дар — ощущать чужое страдание более остро, чем своё; именно этот дар рождает бунтарей и поэтов». Он говорил: «Я считаю, что это надо написать красными буквами для всех, кто пытается заниматься всерьёз тем, чем мы занимаемся. Потому что, на мой взгляд, это и есть самое главное».

  Фильм Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника»  (1967) вошёл в золотой фонд отечественного кинематографа и по опросам зрителей входит в сотню великих отечественных кинолент 20 века.-14
Кадры из фильма "Доживём до понедельника"
Кадры из фильма "Доживём до понедельника"

Ростоцкий снял картину за рекордные сроки в три с половиной месяца. Но Госкино картину не выпускало, поскольку съёмки студия Горького начала без утверждения в Госкино. И фильм лежал на полке, пока его не показали на Всесоюзном съезде учителей. Учителя обычно строгие и сдержанные сначала никак не реагировали, но в финале дружно скандировали как матче «Мо-ло-дцы!».

Кадр из фильма "Доживём до понедельника"
Кадр из фильма "Доживём до понедельника"

В 1969 году фильм «Доживём до понедельника» получил главный приз на Московском кинофестивале, а в 1970 году лента была удостоена Государственной премии СССР.

Друзья, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!