Найти тему
Пламенное слово...

День первый

Много лет уже я живу на свете. День идет за днем и год за годом, а я и не замечаю, как бежит время. Чем же я занят, что делаю, как живу?

В первый раз я задаю себе такие вопросы. Между тем, поразмыслив над ними, я понимаю, сколь большое значение они имеют для меня и для моей души. Я спасен, если я живу так, как велит жить Господь наш Иисус Христос; я погиб, если я не следую путям Его.

Отчего же раньше я не задавал себе такого вопроса - как я живу? Оттого, что суета обыденной жизни увлекла меня. Я жил в суете и жил суетою, и до сих пор сердце мое полно заботами дня. Поглощенный этими заботами, я и не видел, как шло и не вижу, как идет время. Время идет, и каждую минуту я приближаюсь к смерти и смерть ко мне. Прошел час, и смерть приблизилась ко мне, прошел другой, и смерть еще ближе подступила. И если я не смог что-либо сделать в этот час, то никогда уже не сделаю. Прошлого не вернуть; что прошло, то безвозвратно кануло в вечность.

Уж смерть моя приближается ко мне. Вот я вижу ее страшную, холодную, неумолимую. Она идет, она смотрит на меня своими неподвижными глазами. Что же мне делать? Где защита от нее? Задуматься бы о бремени жизни, но заботы дня увлекают меня, закрывают от меня неизбежную участь мою, которая меня ожидает.

Редко, когда думаю я о смерти. Но как же я могу не думать о ней? Как могут ее закрывать от меня эти ничтожные, суетные заботы дня? О, сколь малозначительными, мелкими и смешными покажутся мне все они, если я сопоставлю их с тем, что меня ожидает. Как же я могу идти на поводу у соблазнов мира сего, не думать о смертном часе и не радеть о спасении своей души?

С сегодняшнего дня я более не буду так поступать. Взирая на свою неправедную жизнь, я перестану "заботиться и суетиться о многом" и буду ревновать лишь о "едином на потребу" (Лк. 10, 41-42).

Я боюсь смерти, я трепещу ее. Но отчего же она так страшит меня? Оттого, что живу не так, как следует жить по учению Господа нашего Иисуса Христа. А как нужно жить? Много ли думал я о том, как нужно жить?

 Я обо всем думал - о деньгах и о богатстве, о нищих и об одежде, о царях и о народе, о врагах и о недругах. А думал ли я о том, как нужно жить? Я жил, не думая о смысле жизни. Я делал то, что не нужно, и не делал того, что нужно; я зло называл добром, и добро злом, тьму светом, и свет тьмою.

 "Горе тем, говорит пророк Исайя, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах" (Ис. 5, 20-24).
 "Вот, ты называешься Иудеем, говорит апостол Павел, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучше, научась из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников" (Рим. 2, 17-24).

Глубоко проникают в душу мою эти слова Священного Писания. Меня, именно меня осуждают и порицают они. Буду же помнить, что время идет, смерть приближается, а я жил и живу не так, как подобает жить православному христианину. И пусть эта мысль всегда стоит передо мною. Она послужит мне во спасение. Аминь.