Французский гугенот по происхождению, берлинец Ганс-Иоахим Марсель, для своих товарищей просто Йохен, в марте 1939 года заявляет о своем желании стать офицером Люфтваффе. Как истинный ариец идёт в битву. У него своя страна. И свой Бог.
Весь он состоял из противоречий. Обожание друзей и полное непонимание учителей и начальства. Офицерская семья и полное неприятие дисциплины. Перед войной берет фамилию давно ушедшего из семьи отца и не желает его видеть. Родитель, убежденный германский реваншист, генерал-майор Вермахта, в 1941 году погибнет на Восточном фронте.
Та же участь ждёт сына на Западном фронте, только после Фюрстенфельдбрука, где мальчишкам давали крылья. Лучший по всеобщему признанию, талант пилота проявился сразу, летную школу он окончил самым младшим по званию.
К своим желаниям он прислушивался лучше, чем к приказам и инструкциям, что многократно приводило к различным осложнениям. Простые упражнения, скучно, он заменял имитациями воздушного боя, теорию, загулами и походами к представительницам слабого пола.
В один из дней, при проведении учебных полетов, совершил посадку самолёта прямо на дорогу Магдебург-Брауншвейг. Вынужденная посадка была продиктована повышением давления в мочевом пузыре. Отлил за деревом, воздушной волной от винта на взлёте обдал бегущих на помощь фермеров. Жалоба. Доклад начальству. Отстранение от полетов.
Немногое изменилось для него и на фронте. Франция. Эйфория. Мундир. Девушки. Первая победа в воздухе, приправленная горечью от потери собственного самолёта. Снова девушки, прямо на аэродроме, бессонные ночи и недопуски до полетов.
Ещё победы, в том числе и неподтвержденные, без свидетелей. Какой строй и дисциплина, когда на горизонте противник. Враг в море, но снова потеря самолёта. 75% повреждения. При этом чертовски везёт, дотягивает до французского побережья, избегает печального конца в водах Ла Манша.
Командир эскадрильи JG52 Йоханнес Штайнхофф предпринимает усилия для того, чтобы избавиться от проблемного пилота. Да и ситуация изменилась. Англичанам удалось предотвратить вторжение немцев на свой остров. И он отправляет его в пустыни Ливии, туда, где нет очаровательных француженок.
Мадмуазели остались оплакивать свою любовь, а многие английские, австралийские и африканские девушки уже в скором времени будут оплакивали своих мужчин - пилотов королевских ВВС (RAF), королевских австралийских ВВС (RAAF), южноафриканских ВВС (SAAF). В небе над Африкой загорелась новая "звезда".
Ко времени прибытия Марселя в эскадрилью JG 27, она уже зарекомендовала себя лучшей на Западном фронте. Здесь шалопай Йохен превратился из разгильдяя в летной форме в настоящего охотника на охотников с отличной от всех тактикой и манерой ведения боя.
В условиях пустыни даже взлет самолёта опасная операция. Полный форсаж при недостаточной пропускной способности фильтра воздуха. Створки воздухозаборника открывали сразу же после отрыва от поверхности. Раньше нельзя - двигатель засосет пыль, запоздаешь - перегрев, мотор может захлебнуться.
Активные воздушные баталии на этом театре военных действий очень быстро отточили мастерство талантливого летчика. Он также, как и другие немецкие асы максимально использовал возможности своего самолёта, его скороподьемность и маневренность, но это был совершенно иной бой с виртуозным управлением самолетом и короткой карающей атакой.
Необходимо сравнение. Самый результативный летчик Второй Мировой Эрих Альфред Хартман и его учитель Вальтер Крупински исповедовали совсем другую идеологию воздушного боя, которую можно описать так:
- пикирование сверху со стороны солнца;
- заход на самолёт противника с хвоста и немного снизу, чтобы оставаться вне зоны видимости;
- предельное внимание при сближении;
- короткая атака, наверняка, с близкого расстояния;
- быстрый уход от возможного другого боестолкновения.
Это была тактика охотников одиночек, свободных от выполнения других заданий. Она давала максимальные результаты на начальном этапе войны, при явном доминировании в воздухе, в боях с советскими самолётами, уступающими по летным характеристикам. Многие асы Люфтваффе уклонялись от боя, если сталкивались с серьезными соперниками.
Йохен, с товарищами по эскадрилье, вёл бои в зоне, плотно насыщенной самолётами противника, чаще всего против групп и даже целых авиасоединений. Они выполняли задания по прикрытию Юнкерсов, всё это совсем другие условия боя.
Баталии здесь разыгрывались не в плоскости, где можно было применять прямые выстрелы по цели на короткой дистанции, а в пространстве, где в доли секунды нужно было просчитать угол атаки как по горизонтали, так и по вертикали, сделать упреждение, при котором противник влетал в зону поражения.
Атаки Марселя чаще всего приводили к гибели оппонентов. Самолёты с критичсескими повреждениями двигателя быстро сваливались в штопор или очередь прошивала кабину пилота. Возможность выброситься с парашютом и спастись была у немногих.
Он бил в сердце самолёта, а не по плоскостям и хвосту. Это давало высокую эффективность стрельбы при самом низком расходе боезапаса. Марсель, практически никогда не возвращался из боя с полностью израсходованными зарядами пушек и пулеметными выстрелами.
6 июня 1942 года он всего за 11 минут боя сбил шесть "Томагавков" из состава 5-й эскадрильи SAAF, потратив всего 10 снарядов своей 20-мм пушки и по 180 патронов на каждый пулемет! Может быть с пропагандистскими целями, но проводились специальные исследования его рациональных тактических приемов.
Очень скоро его самолёт стали узнавать по окрасу и номеру 14 на фюзеляже. Попытки открыть на него охоту, задавить количеством приводили только к увеличению собственных потерь. Поэтому, в дальнейшем, если не было возможности уклониться от боя, даже при численном превосходстве, истребители противника стали применять тактику круговой обороны, прикрывая хвосты друг другу.
Марсель нашел неординарное решение. Вначале он пикировал под строй самолетов, затем резко горкой набирал высоту и приближался к оборонительному кругу в слепой зоне под крыло вражеского самолета; сократив дистанцию до 30 метров, давал короткую очередь из бортового оружия и уходил вверх и в сторону.
Использовав запас накопленной скорости, он поднимался высоко над кругом, а потом шел вниз и вверх к очередной атаке. Маневры были настолько стремительными, что ведомый даже не пытался удержаться за ведущим в таком бою - он занимал позицию над боем, наблюдая за ходом схватки для вмешаться в случае необходимости. В его задачу входил подсчет всех побед.Такие атаки выбивали один самолёт за другим, пока у кого-нибудь не сдавали нервы и строй полностью не дезорганизовывался.
Один из таких боёв закончился для англичан потерей шести самолётов в круговой обороне, к ним ещё добавились два самолёта уничтоженные Марселем после того как строй рассыпался и они попытались удалиться. Это было 1 сентября 1942 года.
Ханс-Йоахим Марсель установил 2 рекорда - 17 сбитых самолётов в течение одного дня (за три вылета) и 8 в одном бою. Подобного до него не совершал ни один истребитель в Люфтваффе. 3-го сентября "Йохен" был награжден высшей наградой Германии - Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами. Получал награду в Берлине, из рук фюрера. 3-м рекордом стал 61 самолёт в этом же месяце.
В современном бою победа достигается сложными средствами прицеливания, специальными приборами рачитывающими скорость, радиус, кривые движения, головками самонаведения применяемого оружия, он же добивался результата на рефлекторном уровне, интуитивно определяя точку прицеливания и упреждение в долю секунды..
В середине сентября герой Африки фельдмаршал Роммель пригласил Марселя к себе в штаб и выразил ему глубокую благодарность за стремление к победе. Но самым важным для Марселя было поздравление от командира эскадрильи StG3 оберст-лейтенанта Вальтера Зигеля. Он писал: "Вы достигли многих своих побед, защищая наши "Юнкерсы". Без Вашего прикрытия многие наши задания были бы не выполнены. С Вами мы всегда чувствуем себя защищенными и в безопасности!"
Ганс-Иоахим Марсель погиб 30 сентября 1942 года. Выпрыгнул из воспламенившегося из-за аварии самолёта, но парашют не раскрылся. Ушел непобежденным. На месте где он разбился, в местечке Сиди Абдель Рамана в Египте, его боевые друзья установили пирамиду.
Его звали «Звезда Африки».
- окончательный результат аса - 158 сбитых самолетов;
- 151 победа над Северной Африкой (101 Кертисс Р-40, 30 "Харрикейнов", 16 "Спитфайров" и четыре двухмоторных бомбардировщика);
- самое большое количество сбитых самолетов западных союзников пилотом Люфтваффе;
- лучший результат на самолёте Мессершмитт BF 109.
Высокая результативность, вызвала сомнения у специалистов по истории авиации. Однако, к удивлению исследователей, была подтверждена британской стороной.