Найти тему
Юрий Ершов

Некоторые аспекты выполнения национальных проектов Российской Федерации на осень 2019 года

Оглавление

Как специалист в области проектного управления с интересом наблюдаю за развитием ситуации над выполнением национальных проектов РФ (см. сайт правительства РФ). Иногда с откровенным юмором выслушиваю высказывания о ходе выполнения нацпроектов от людей, наделенных значительным влиянием на текущие процессы, но при этом явно далеких от компетенции в области управления проектами. Часто возникает ощущение, что (как в былые времена) я нахожусь на комсомольском собрании, где ответственные комсомольские работники соревнуются между собой: кто громче и умнее выскажется на тему, когда же наступит реальная инвестиционная фаза выполнения национальных проектов и мы все - рядовые граждане РФ увидим хоть какие-то результаты...

Нетерпение многих вызывает ненужные эмоции. Информация о реальной ситуации в части исполнения проектов весьма противоречивая. Многие высказывания порождают еще больше эмоций и напрасных ожиданий.

Давайте для начала попробуем разобраться с укрупненным алгоритмом выполнения таких глобальных проектов в рамках законодательства РФ и общепринятой проектной практике, чтобы хоть как-то оценить временные ожидания.

Ниже представлены основные этапы выполнения ПРОЕКТОВ со значительной долей КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Организационные виды проекты имеют несколько другую структуру.

Основные этапы выполнения глобальных ПРОЕКТА.

В рамках общепринятых систем проектного управления, как правило, выделяется пять (иногда шесть - см. ниже) основных этапов внедрения комплексного ПРОЕКТА со значительной долей  КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Как правило этапы объединяются в две фазы: пред инвестиционная (этапы №№1...3 - подготовительные этапы) и инвестиционная (этапы №№4...5 - в рамках которых осваивается основная доля инвестиций). Часто выделяется третья фаза - мониторинг жизненного цикла ПРОЕКТА. Обо всем этом далее...

Этап 1 - Инициация ПРОЕКТА.

На данном этапе выполняется оформление идеи ПРОЕКТА в виде документа/презентации с указанием целей, примерного объема необходимых работ с соответствующими затратами и ожидаемого результата, достигаемого после реализации ПРОЕКТА.

Изображение использовано из открытых источников
Изображение использовано из открытых источников

Судя по всему в рамках исполнения национальных проектов РФ данная стадия выполнена: оформлен сайт нацпроектов, обозначены цели, распределены основные средства, определены руководители по направлениям, рабочие группы и представлены укрупненные дорожные карты выполнения ПРОЕКТОВ...

Этап 2 - Проработка альтернатив.

В рамках данного этапа определяется технологическая основа достижения целей ПРОЕКТА. Если коротко в качестве примера: когда речь идет о транспортной доступности к какому-нибудь региону (или объекту) - определяется какой из вариантов лучше: автомобильный транспорт (строительство автодорог), ж/д транспорт (развитие ж/д инфраструктуры), морское или авиа сообщение.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Технологическая основа выбирается из всех возможных альтернатив, принятых к рассмотрению...

Если технологическая основа понятна еще на стадии инициации, то данный этап не проводится или выполняется как одна из задач следующего этапа.

Этап 3 - Выбор варианта реализации.

На данном этапе производится детализация целей ПРОЕКТА в рамках определенной на предыдущем этапе технологической основы. Определяется вариант конкретной реализации ПРОЕКТА с максимальной оптимизацией затрат.

В рамках данного этапа, как правило, определяется Генеральный Проектировщик и пул Поставщиков (или Генеральный Поставщик). Генеральный Проектировщик на данном этапе выполняет Основные Проектные Решения для определения затратной части и предварительных показателей эффективности проекта (KPI). 

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Заканчивается этап разработкой ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ на выполнение ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ по ПРОЕКТУ.

В настоящий момент (осень 2019 года) Я ПРЕДПОЛАГАЮ, что ситуация с нацпроектами находится именно в стадии подготовки и утверждения ТЗ на выполнение ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. Это очень важная и ответственная задача! Она требует согласований со множеством контрагентов как на федеральном уровне, так и на местах в регионах.

Как мы уже говорили описанные выше этапы составляют пред инвестиционную фазу выполнения ПРОЕКТА. Из опыта данные этапы могут занимать время в пределах от одного года до двух. Национальные проекты были заявлены в 2018 году, так что считайте сами...

Затраты на выполнение этих этапов предварительной проработки ПРОЕКТА находятся, как правило, в пределах 1...2% от общих ожидаемых инвестиций.

Далее идут этапы инвестиционной фазы выполнения ПРОЕКТА. В рамках указанной фазы осваиваются основные инвестиции по ПРОЕКТУ.

Этап 4 - Проектирование.

На данном этапе производится разработка соответствующей ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, включает в себя:

  • инженерные исследования и изыскания на местности (геологические, геодезические и др.),
  • выполнение собственно ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,
  • формирование комплексного графика строительства по ПРОЕКТУ,
  • перерасчет и утверждение затратной части ПРОЕКТА (Сводный Сметный Расчет и Ведомость Объемов Работ),
  • формирование графика финансирования,
  • определение и утверждение плановых показателей KPI проекта,
  • прохождение необходимых экспертиз: экологическая экспертиза и государственная экспертиза по ПРОЕКТУ,
  • получение соответствующей разрешительной документации (РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО) от правомочных органов власти субъектов РФ.
Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

В рамках данного этапа определяется пул Подрядчиков (или ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПОДРЯДЧИК). Также определяются источники финансирования.

Данный этап может занять время до двух лет. Затраты могут составить 5...7% от общих инвестиций. Судя по многим высказываниям различных государственных ответственных лиц по многим национальным проектам данный этап еще не выполнен. На сайтах правительства нет сведений о степени готовности данного этапа по каждому из национальных проектов.

Этап 5 - Реализация ПРОЕКТА.

Представляет собой непосредственное возведение объектов КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в соответствии с выполненной ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ, выполнение сопутствующих организационных мероприятий, приемо-сдаточные мероприятия и, самое главное в конце, получение РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Временные рамки исполнения данного этапа должны находиться в строгом соответствии с утвержденным комплексным графиком строительства. На практике реализация ПРОЕКТА может занимать несколько лет, и по факту, как правило, процесс затягивается по отношению к проектному графику реализации. Затратная часть должна быть в строгом соответствии с утвержденной сметой затрат, составляет ориентировочно 90% от общих инвестиций. По факту из новейшей истории в РФ (2000...2019 гг), как правило, затратная часть в денежном выражении значительно увеличивается. Примеров достаточно. Взять хотя бы удорожание строительства олимпийских объектов в Сочи 2014 года... В случае с нацпроектами этапы их реализации должны завершиться к 2024 году.

Этап 6 - Мониторинг жизненного цикла ПРОЕКТА.

Кроме перечисленных выше этапов во многих случаях выделяют еще 6-й этап - Мониторинг жизненного цикла ПРОЕКТА. В течении планового времени жизни проекта специальной рабочей группой контролируется достижение основных показателей эффективности ПРОЕКТА утвержденных проектных значений (KPI).

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Такой мониторинг осуществляется с целью проверки правильности Основных Проектных Решений, заложенных в ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. В целом это необходимо для Руководителя проекта для «работы над ошибками» в будущем. Как правило после достижения ПРОЕКТОМ утвержденных показателей эффективности рабочей группой оформляется итоговый отчет и мониторинг завершается. Если в заданный промежуток времени проектные показатели эффективности не достигаются, рабочая группа также формирует итоговый отчет с выводами.

Далее должны быть приняты меры недопущения впредь таких случаев и должны быть приняты меры персональной ответственности. В паспортах национальных проектов показатели эффективности укрупненно присутствуют, но вот степень ответственности Правительства РФ за их невыполнение никак не обозначена. Ощущение, что просто поставлена задача освоения денег налогоплательщиков в особо крупных размерах, а вот ответственность за результаты не прописана.

Личные оценочные суждения.

В связи с выше описанным, я не ожидаю интенсивного «рытья котлованов» на новых объектах капитального строительства в рамках исполнения национальных проектов РФ до начала 2021 года. Судя по неуверенным высказываниям многих ответственных лиц, проекты в настоящий момент находятся в стадии разработки ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (в лучшем случае). Только эта задача может занять как минимум 6 месяцев. Если обратиться к личному опыту - то ситуация может и затянуться. Сегодня в РФ не так уж много проектных институтов реально "под ружьем" под заявленный объем работы.

Далее каждому ПРОЕКТУ необходимо пройти экологическую экспертизу (1 месяц) и главную государственную экспертизу (2 месяца). И только после этого можно будет обращаться в уполномоченный орган субъекта РФ за получением РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО в рамках действующего законодательства РФ (две недели). Параллельно с экспертизами и разрешением на строительство необходимо будет решать вопросы с определением источников финансирования (уполномоченные банки, частное софинансирование и т.д и т.п.), а также согласование всех проектных вопросов с выбранным Генеральным Подрядчиком.

Поэтому 2020 год, скорее всего пройдет под знаком выполнения и утверждения ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ по национальным проектам РФ. А это, с точки зрения освоения затратной части всего лишь 5...7% от запланированных инвестиций.

Активная стадия освоения триллионных инвестиций, по моему личному оценочному суждению, начнется в 2021 году, а кумулятивный эффект в экономике РФ мы почувствуем скорее всего в 2022. Таковы, на мой взгляд, реалии.

В связи с тем, что по многим экономическим показателям нас впереди ждет серьезный спад и, как следствие возможно, произойдет смена действующей экономической модели, в период с 2020 по 2021 года следует ожидать "ручного управления" экономикой РФ и "затыкание дыр" (также в ручном режиме) со стороны команды президента РФ.

Судя по всему государство (в лице президентской команды) объявило себя глобальным инвестором на территории РФ в эти смутные времена. Но риск не достижения целевых результатов, заявленных в рамках выполнения национальных проектов слишком велик. Особенно вызывает сомнение задача улучшения благосостояния граждан РФ. Не понятна "математическая зависимость" выполнения данной цели в рамках реализации национальных проектов. Достижению данной цели явно мешают действующее налоговое законодательство и реалии долговой нагрузки по банковским кредитам на промышленный сектор экономики. Потребительская способность (как основной "драйвер" экономики) зажата указанными факторами. Реальные руководители производств не понаслышке знают это.

Но об этом в следующих публикациях...

С уважением, Юрий Ершов.