Как специалист в области проектного управления с интересом наблюдаю за развитием ситуации над выполнением национальных проектов РФ (см. сайт правительства РФ). Иногда с откровенным юмором выслушиваю высказывания о ходе выполнения нацпроектов от людей, наделенных значительным влиянием на текущие процессы, но при этом явно далеких от компетенции в области управления проектами. Часто возникает ощущение, что (как в былые времена) я нахожусь на комсомольском собрании, где ответственные комсомольские работники соревнуются между собой: кто громче и умнее выскажется на тему, когда же наступит реальная инвестиционная фаза выполнения национальных проектов и мы все - рядовые граждане РФ увидим хоть какие-то результаты...
Нетерпение многих вызывает ненужные эмоции. Информация о реальной ситуации в части исполнения проектов весьма противоречивая. Многие высказывания порождают еще больше эмоций и напрасных ожиданий.
Давайте для начала попробуем разобраться с укрупненным алгоритмом выполнения таких глобальных проектов в рамках законодательства РФ и общепринятой проектной практике, чтобы хоть как-то оценить временные ожидания.
Ниже представлены основные этапы выполнения ПРОЕКТОВ со значительной долей КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Организационные виды проекты имеют несколько другую структуру.
Основные этапы выполнения глобальных ПРОЕКТА.
В рамках общепринятых систем проектного управления, как правило, выделяется пять (иногда шесть - см. ниже) основных этапов внедрения комплексного ПРОЕКТА со значительной долей КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Как правило этапы объединяются в две фазы: пред инвестиционная (этапы №№1...3 - подготовительные этапы) и инвестиционная (этапы №№4...5 - в рамках которых осваивается основная доля инвестиций). Часто выделяется третья фаза - мониторинг жизненного цикла ПРОЕКТА. Обо всем этом далее...
Этап 1 - Инициация ПРОЕКТА.
На данном этапе выполняется оформление идеи ПРОЕКТА в виде документа/презентации с указанием целей, примерного объема необходимых работ с соответствующими затратами и ожидаемого результата, достигаемого после реализации ПРОЕКТА.
Судя по всему в рамках исполнения национальных проектов РФ данная стадия выполнена: оформлен сайт нацпроектов, обозначены цели, распределены основные средства, определены руководители по направлениям, рабочие группы и представлены укрупненные дорожные карты выполнения ПРОЕКТОВ...
Этап 2 - Проработка альтернатив.
В рамках данного этапа определяется технологическая основа достижения целей ПРОЕКТА. Если коротко в качестве примера: когда речь идет о транспортной доступности к какому-нибудь региону (или объекту) - определяется какой из вариантов лучше: автомобильный транспорт (строительство автодорог), ж/д транспорт (развитие ж/д инфраструктуры), морское или авиа сообщение.
Технологическая основа выбирается из всех возможных альтернатив, принятых к рассмотрению...
Если технологическая основа понятна еще на стадии инициации, то данный этап не проводится или выполняется как одна из задач следующего этапа.
Этап 3 - Выбор варианта реализации.
На данном этапе производится детализация целей ПРОЕКТА в рамках определенной на предыдущем этапе технологической основы. Определяется вариант конкретной реализации ПРОЕКТА с максимальной оптимизацией затрат.
В рамках данного этапа, как правило, определяется Генеральный Проектировщик и пул Поставщиков (или Генеральный Поставщик). Генеральный Проектировщик на данном этапе выполняет Основные Проектные Решения для определения затратной части и предварительных показателей эффективности проекта (KPI).
Заканчивается этап разработкой ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ на выполнение ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ по ПРОЕКТУ.
В настоящий момент (осень 2019 года) Я ПРЕДПОЛАГАЮ, что ситуация с нацпроектами находится именно в стадии подготовки и утверждения ТЗ на выполнение ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. Это очень важная и ответственная задача! Она требует согласований со множеством контрагентов как на федеральном уровне, так и на местах в регионах.
Как мы уже говорили описанные выше этапы составляют пред инвестиционную фазу выполнения ПРОЕКТА. Из опыта данные этапы могут занимать время в пределах от одного года до двух. Национальные проекты были заявлены в 2018 году, так что считайте сами...
Затраты на выполнение этих этапов предварительной проработки ПРОЕКТА находятся, как правило, в пределах 1...2% от общих ожидаемых инвестиций.
Далее идут этапы инвестиционной фазы выполнения ПРОЕКТА. В рамках указанной фазы осваиваются основные инвестиции по ПРОЕКТУ.
Этап 4 - Проектирование.
На данном этапе производится разработка соответствующей ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, включает в себя:
- инженерные исследования и изыскания на местности (геологические, геодезические и др.),
- выполнение собственно ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,
- формирование комплексного графика строительства по ПРОЕКТУ,
- перерасчет и утверждение затратной части ПРОЕКТА (Сводный Сметный Расчет и Ведомость Объемов Работ),
- формирование графика финансирования,
- определение и утверждение плановых показателей KPI проекта,
- прохождение необходимых экспертиз: экологическая экспертиза и государственная экспертиза по ПРОЕКТУ,
- получение соответствующей разрешительной документации (РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО) от правомочных органов власти субъектов РФ.
В рамках данного этапа определяется пул Подрядчиков (или ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПОДРЯДЧИК). Также определяются источники финансирования.
Данный этап может занять время до двух лет. Затраты могут составить 5...7% от общих инвестиций. Судя по многим высказываниям различных государственных ответственных лиц по многим национальным проектам данный этап еще не выполнен. На сайтах правительства нет сведений о степени готовности данного этапа по каждому из национальных проектов.
Этап 5 - Реализация ПРОЕКТА.
Представляет собой непосредственное возведение объектов КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в соответствии с выполненной ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ, выполнение сопутствующих организационных мероприятий, приемо-сдаточные мероприятия и, самое главное в конце, получение РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.
Временные рамки исполнения данного этапа должны находиться в строгом соответствии с утвержденным комплексным графиком строительства. На практике реализация ПРОЕКТА может занимать несколько лет, и по факту, как правило, процесс затягивается по отношению к проектному графику реализации. Затратная часть должна быть в строгом соответствии с утвержденной сметой затрат, составляет ориентировочно 90% от общих инвестиций. По факту из новейшей истории в РФ (2000...2019 гг), как правило, затратная часть в денежном выражении значительно увеличивается. Примеров достаточно. Взять хотя бы удорожание строительства олимпийских объектов в Сочи 2014 года... В случае с нацпроектами этапы их реализации должны завершиться к 2024 году.
Этап 6 - Мониторинг жизненного цикла ПРОЕКТА.
Кроме перечисленных выше этапов во многих случаях выделяют еще 6-й этап - Мониторинг жизненного цикла ПРОЕКТА. В течении планового времени жизни проекта специальной рабочей группой контролируется достижение основных показателей эффективности ПРОЕКТА утвержденных проектных значений (KPI).
Такой мониторинг осуществляется с целью проверки правильности Основных Проектных Решений, заложенных в ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. В целом это необходимо для Руководителя проекта для «работы над ошибками» в будущем. Как правило после достижения ПРОЕКТОМ утвержденных показателей эффективности рабочей группой оформляется итоговый отчет и мониторинг завершается. Если в заданный промежуток времени проектные показатели эффективности не достигаются, рабочая группа также формирует итоговый отчет с выводами.
Далее должны быть приняты меры недопущения впредь таких случаев и должны быть приняты меры персональной ответственности. В паспортах национальных проектов показатели эффективности укрупненно присутствуют, но вот степень ответственности Правительства РФ за их невыполнение никак не обозначена. Ощущение, что просто поставлена задача освоения денег налогоплательщиков в особо крупных размерах, а вот ответственность за результаты не прописана.
Личные оценочные суждения.
В связи с выше описанным, я не ожидаю интенсивного «рытья котлованов» на новых объектах капитального строительства в рамках исполнения национальных проектов РФ до начала 2021 года. Судя по неуверенным высказываниям многих ответственных лиц, проекты в настоящий момент находятся в стадии разработки ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (в лучшем случае). Только эта задача может занять как минимум 6 месяцев. Если обратиться к личному опыту - то ситуация может и затянуться. Сегодня в РФ не так уж много проектных институтов реально "под ружьем" под заявленный объем работы.
Далее каждому ПРОЕКТУ необходимо пройти экологическую экспертизу (1 месяц) и главную государственную экспертизу (2 месяца). И только после этого можно будет обращаться в уполномоченный орган субъекта РФ за получением РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО в рамках действующего законодательства РФ (две недели). Параллельно с экспертизами и разрешением на строительство необходимо будет решать вопросы с определением источников финансирования (уполномоченные банки, частное софинансирование и т.д и т.п.), а также согласование всех проектных вопросов с выбранным Генеральным Подрядчиком.
Поэтому 2020 год, скорее всего пройдет под знаком выполнения и утверждения ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ по национальным проектам РФ. А это, с точки зрения освоения затратной части всего лишь 5...7% от запланированных инвестиций.
Активная стадия освоения триллионных инвестиций, по моему личному оценочному суждению, начнется в 2021 году, а кумулятивный эффект в экономике РФ мы почувствуем скорее всего в 2022. Таковы, на мой взгляд, реалии.
В связи с тем, что по многим экономическим показателям нас впереди ждет серьезный спад и, как следствие возможно, произойдет смена действующей экономической модели, в период с 2020 по 2021 года следует ожидать "ручного управления" экономикой РФ и "затыкание дыр" (также в ручном режиме) со стороны команды президента РФ.
Судя по всему государство (в лице президентской команды) объявило себя глобальным инвестором на территории РФ в эти смутные времена. Но риск не достижения целевых результатов, заявленных в рамках выполнения национальных проектов слишком велик. Особенно вызывает сомнение задача улучшения благосостояния граждан РФ. Не понятна "математическая зависимость" выполнения данной цели в рамках реализации национальных проектов. Достижению данной цели явно мешают действующее налоговое законодательство и реалии долговой нагрузки по банковским кредитам на промышленный сектор экономики. Потребительская способность (как основной "драйвер" экономики) зажата указанными факторами. Реальные руководители производств не понаслышке знают это.
Но об этом в следующих публикациях...
С уважением, Юрий Ершов.