43 подписчика

Что не так с женским персонажем?

275 прочитали

Я уже не раз говорила о том, что с женщинами в книгах все очень грустно и печально. Даже в самом ширпотребном и графоманском опусе с картонными героями среди персонажей-мужиков наблюдается какое-никакое, а разнообразие. Женщин мало того, что просто меньше, так они еще и в разы проще. Упрощеннее. Воплощения стереотипов, а не проработанные личности.

Проблема это глобальная, причин у нее великое множество и я еще не раз вернусь к этой теме. Но сейчас - история о том, как я, сама женщина, бросила себе вызов: создать как можно больше проработанных персонажей-женщин и что из этого вышло.

Я уже не раз говорила о том, что с женщинами в книгах все очень грустно и печально.

Я, как и другие мои коллеги по перу, писать начала рано - в двенадцать лет. Ну, как рано. В нашей среде это средний возраст, в котором приходит первое писательское озарение. У меня еще не начался тогда пубертат (то есть, менструации-то начались, но девушкой я себя не ощущала и отношения полов были как-то мимо меня), поэтому и первые мои истории были чистым приключенческим жанром.

Я очень хорошо помню своих первых персонажей. Это было классическое трио: два парня и девушка. Никаких любовей, никакой романтики, только очередное спасение мира и неловкие потуги в юмористическое фэнтези! И черт с ним, с избитым сюжетом и полным отсутствием вкуса - сейчас, восемнадцать лет спустя, про свою первую героиню я помню только то, что она была.

Та история меня надолго захватила, но очень быстро я девочку переписала в мальчика: "потому что главная героиня - это мейнстрим, а я нитакая!". До сих пор не знаю, откуда у меня это в голове сидело! В книгах, которые я читала, главных героев-парней было в разы больше. "Капитан Сорвиголова" Луи Буссенара - мальчик. "Пятнадцатилетний капитан" Жюля Верна - мальчик. Гарри Поттер - ну явно не девочка. Девочки были только в сухиновских и волковских сериях про Элли и ее приключения в Волшебной Стране, той самой, где Изумрудный Город и Страшила с Дровосеком, а во всех остальных книжках правили бал мальчики.

С тех пор на долгие десять лет моими персонажами становились исключительно парни.

"Джонни Блэк и его пес" - помесь Арагорна и Сириуса Блэка, веселый бродяга.

"Волшебный алмаз" - ученик чародея, списанный с песни Аллы Пугачевой "Волшебник-недоучка".

Повесть "Эстель" - закос под Толкина, главным героем был старший из трех братьев-эльфов, поссорившийся с семьей и ушедший во все тяжкие.

Оставшийся безымянным опус про рыжего эльфа (да, эльфов я люблю), который случайно оказался не в том месте и не в то время, и вынужден спасать свою жизнь бегством...

Это я только сравнительно крупные произведения называю. Более мелких куда больше, и далеко не все из них были перенесены на бумагу.

С момента первой пробы пера прошло двенадцать лет, прежде чем я впервые озадачилась историей с главной героиней-женщиной. Это был вызов самой себе: а смогу ли?..

...Не смогла.

Первое, с чем я столкнулась - это с собственным неприятием женского персонажа на главных ролях. Позвольте-с, тут творятся важные дела и эпохальные события, какого черта?! Разве может женщина выносить все эти тяготы, принимать взвешенные решения, выбирать из двух тяжких зол меньшее?..

Пришлось себе напоминать, что такую женщину как минимум я вижу каждый день в зеркале. И знаю других женщин, которые умеют и не такое. И лично, и в исторических документах встречала: фронтовые медсестры, императрицы, та же княгиня Ольга, те же королевы, Жанна Д'Арк, на худой конец!

Но вот вторая проблема оказалась намного сложнее и вот ее-то я решить так и не смогла. Создать персонажа в общем-то просто, но создать интересного персонажа - вот это уже задачка. И если с персонажем-мужчиной все достаточно легко - внешность из личных предпочтений, характер из предпочтений, книг и жизни, род занятий, навыки, отношения с окружающими - оттуда же, то с персонажем-женщиной этот подход почему-то не сработал.

Внешность я придумала с огромным трудом. И то в какой-то момент плюнула и описала среднестатистическую даму с русыми волосами, карими глазами и веснушками, чтобы хоть какая-то яркая деталь была.

Все остальное пришлось списывать с себя - и не потому, что мне хотелось поиграться в Мэри Сью, ей-богу, не страдаю самоутверждением через текст, а потому, что все знакомые мне женщины вдруг разом слились в один-единственный невнятный образ.

Мне даже пришлось открывать "Гарри Поттера" и поименно выписывать оттуда всех женских персонажей с краткими характеристиками! Стерва, домохозяйка, синий чулок, женственная женственность, сумасшедшая фанатичка, неформалка... Как оказалось, женских типажей много. И Роулинг описала их с непревзойденным мастерством. Вот только взять их и развить самостоятельно - ну никак не получалось.

В какой-то момент я поняла, в чем одна из причин: мне просто неинтересны ни синие чулки, ни стервы, ни женственные женщины. Какими бы они ни были, они все равно оставались женщинами, а вместе с половой принадлежностью шла скучная и унылая социализация. Дети, кухня, беременность, постоянный риск изнасилования, месячные, давящий на голову реализм - попробуй сделать героиню по-настоящему обычной, и ей придется ДОКАЗЫВАТЬ, что она право имеет! И если героиня по ходу сюжета из обычной вдруг не станет красавицей, то остается тянущее ощущение неправильности и безысходности.

И это при том, что я сама не дива инстаграма, но все равно как-то нахожу себе любовников! Сама жизнь показывает и доказывает: любят и хотят не только ледей, обычные тоже счастье находят, но то - жизнь. А текст, как приложение умственного усилия, вскрывает все установки, обычаи и убеждения.

Создавая текст мы модулируем реальность, воссоздавая ее по выученным законам и правилам. И пусть реальная жизнь их ломает на каждом шагу, от вбитых в голову убеждений никуда не деться.
Скажем, мы привыкли, что плавать можно только в воде. В реальной жизни - акваланги, батискафы, подводные лодки, просто ласты и маска. В воссозданной разумом реальности - только ты, твои руки-ноги и вода. Для того, чтобы привнести в эту воссозданную реальность те же ласты, придется себя буквально заставлять, особенно если ласты так и не стали привычной до бытовухи частью жизни, ну не все тут дайвингом увлекаются!

Итак, это была вторая проблема - женщина как таковая у меня ассоциировалась с унынием, скукой и выученной беспомощностью.

А еще - мне не хватало живых женских типажей.

За типажами далеко ходить не нужно - открывай глаза и наблюдай за теми, кто вокруг. Общайся, общайся, общайся, сравнивай, замечай. И в какой-то момент я, сияя от гордости, смогла вывести несколько разных дам: суровую воительницу, интровертку-себе-на-уме, домашнюю воспитанную девочку, изысканную леди и трепетную поэтичную даму.

...Вы же понимаете, что на этом мои беды ничуть не закончились?

Да, я вывела пять разных характеров. Да, все они были доработаны до ума - привычки, внешность, черты положительные, черты отрицательные, род занятий, все-все-все. Все это так. Но!

Но, черт возьми, я споткнулась на СОЦИАЛИЗАЦИИ! Героини не могут висеть в вакууме, они должны как-то проявлять себя в обществе, общаться, дружить, любить, ненавидеть!

Кое-как я смогла описать дружбу. Разумеется, женскую, в высокие материи дружбы между мужчиной и женщиной я благоразумно не полезла. Отношения с родителями? Ноль. Отношения с братьями-сестрами? Исключительно прохладные и больше номинальные. С коллегами? Аналогично. Моя давняя рыба мечты - развить отношения мать-дочь в той же богатой палитре красок, как отец-сын, - разбилась о камни суровой реальности.

Да, я смогла создать пять разных женщин, но я понятия не имею, какие же отношения их связывают с другими людьми. Они уж очень однообразны. И женщина для меня - это существо, которое интересно реагирует и думает только в полном одиночестве.

Дружить она не может: женская дружба высмеяна вдоль и поперек, дружить с мужчиной - велик риск нарваться на несанкционированную любовь.

Общаться с кем-либо на равных - исключительно по работе, смотрите пункт про дружбу.

У кого-нибудь учиться - полный штиль непонимания, только дословно списывать с мужских пар наставник/ученик. Равно как и учить кого-нибудь.

Разнообразие только в отношениях с мужчиной, да и то заметно мельчает после того, как они сошлись в пару...

Реальная жизнь реальной жизнью. А в воссозданной реальности - и именно на нее мы ориентируемся, когда принимаем решения, - женская участь быть фоновой картонкой, чтобы было, или являть себя воплощением стереотипов. Увы, это так, и я не знаю, сколько труда потребуется, чтобы это переломить.

В итоге проблема женского персонажа решилась просто. Я снова начала писать мужских персонажей и выдохнула с облегчением: простор, свобода, разнообразие! А главное, никаких месячных. И хорошая, нормальная, крепкая дружба.

И следующую историю я напишу о том, как женщина превратилась в мужчину и перед ней открылся огромный интересный мир - и пусть она будет счастлива.

Ну, я на это надеюсь.