Бизнес по-молдавски. Мои 90-е

2,3K прочитали

Я осталась без работы. Швейный кооператив испустил дух, родной завод почил в бозе ещё раньше. Дорога была для всех одна - на рынок, где туда-сюда сновали торгаши с клетчатыми сумками. Страшно, а что делать?

Оказалась и я на базаре. Не за прилавком - в цепочке людей, которые держали товар в руках. Полиция время от времени шеренгу разгоняла, мы разбегались и возрождали "многоголовую гидру" заново. Это был звёздный час турецких шлёпанцев и костюмов "а-ля Adidas".

Центральный продуктовый рынок превратили в стихийный "толчок".

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Я брала товар на реализацию у соседей. Пообвыкла, притёрлась, огляделась и поняла, что работать надо на себя. Хозяину не угодишь.

Денег на раскрутку не было. И посоветовали мне продавать кулёчки. Дурь какая-то.

Теперь даже затрудняюсь объяснить, в чём заключался бизнес. В общем, так - обычные целлофановые кулёчки для продуктов. Сейчас их дают бесплатно при каждой покупке, а тогда продавали втридорога. Не нравится - приходи со своими.

Зато на видных местах красовались "ходячие прилавки" - человек с ног до головы обвешивался кульками всех возможных цветов, размеров и пакетами с ручками. Значительно дешевле, чем у продавцов продуктов.

Мне подсказали, где купить оптом. В доме из денег оставались последние 7 леев. На 6 из них я приобрела сотню кулёчков.

Повесила на шею на верёвочку, встала - и дальше ничего не происходило.

Никто не обращал внимания на мой ценный товар. Другие торговцы орали на весь рынок, а мне было стыдно голосить. Вроде, ещё в здравом уме. День клонился к вечеру, дома ждали заработка мама и дочери, а я безмолвно торчала посреди базара, словно палка в поле.

Собственный бизнес накрывался на корню. Я взвизгнула: "Кулёчки по десять бань!" - и сама себя испугалась. Но люди обернулись и свершилось чудо - стали покупать.

На следующий день я вопила в полную глотку. Ассортимент потихоньку расширяла.

Выглядело это так - на шее висели несколько видов маленьких кулёчков. На каждом пальце обеих рук реяла связка пакетов с ручками. С разными рисунками на любой вкус, размер и кошелёк.

Плюс - на согнутом локте балансировала коробка с шоколадками "три на лей". Бизнес набирал обороты, хотя конкурентов хватало.

Однажды вдруг подбежала ко мне девушка из этих самых конкурентов:

- Слушай, поменяй мне пару кульков! Поярче чтобы. А то у меня остались все одинаковые, никто не подходит!

Я опешила. Это как? Значит, у неё продавать нечего и народ пойдёт ко мне. Правильно? А я своими руками отдам нарядные кульки, чтобы поддержать соперника? Зачем?

Но девушка стояла с таким видом, как будто это привычное дело. Скрепя сердце, товаром я поделилась. Было жалко, потому что яркие кульки оптом стоили дороже и не всегда получалось их раздобыть.

Позже оказалось, что да - это обычная практика. Меняться друг с другом.

Например, остались у человека одни пакеты с цветочками. А покупатель такой не хочет. Уйдёт ведь. И бежит продавец по соседям с протянутой рукой.

А как же - "душить конкурентов"? Я смысла не понимала, но все так поступали.

И шоколадками менялись. Если кто помнит, были такие круглые печенья с зефиром внутри - Holidey. В золотистой обёртке. Ерунда полная, но тогда казалась пищей богов. Одними холидеями торговать было не выгодно.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Добавляли вафли в шоколаде с зелёной и красной обёрткой. Всё вместе получалось три штуки на один лей.

Холидеи и красные вафельки заканчивались быстрее. Вместо того, чтобы докупить, люди просто менялись, тем самым обделяя более запасливого продавца.

Ещё удивительнее была ситуация с биточками. Тоже бизнес - женщины дома жарили их из фарша, смешанного с хлебом. Создавали бутерброд и выносили на рынок. Сверху биточек поливали кетчупом или майонезом. Вкусно было необыкновенно! С голодухи.

Я завела подругу с этими биточками и была у неё каждый день первым покупателем. Потому что у меня оказалась лёгкая рука.

Так вот - стояли мы обычно рядом. Однажды подбежала к ней конкурентка:

- У тебя кетчуп есть? У меня закончился, никто без него не покупает. Дай твоим полью!

И подруга щедрой рукой окропила бутерброды соперницы. Гораздо обильнее, чем свои. Не обидеть, чтобы.

Называлось это - молдавский бизнес. Сами смеялись. В глубине души мы понимали, что так нельзя, но выть по-волчьи ещё не научились. Все выросли в советское время, когда человек человеку - друг, товарищ и брат.

Мы не знали слова "конкурент" и привыкли помогать в беде. А беда была на всех общая - развал огромной страны, закрытые предприятия и люди, которых бросили на произвол судьбы. На базарах оказались не по своей воле. Другой работы не было.

Соперник вызывал не злость, а сочувствие. В одной шкуре сдыхали под безжалостным солнцем и выплясывали на морозе.

Страшный сон. Жили надеждой, что всё это - временно. Миллионами не ворочали, хватало на хлеб с маслом - и спасибо. Пусть и соседу хватит. Сострадание и чистую совесть ещё никто не отменял.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника
Спасибо, что дочитали! А вам есть, что вспомнить из проклятых 90-х? Ставьте лайк, делитесь в комментариях. Подписка на канал ЗДЕСЬ

Вот ещё из 90-х:

Мой развод с мужем. И, конечно - сюрприз от кошки
Как мы раздавали, раздавали и раздавали котят
Подарок из Швеции. Мы выжили и помним