Петербуржец Михаил Зарубин в августе 2019 года посетил свою 193-ю страну из 193 стран ООН. На то, чтобы побывать во всех странах мира, путешественнику понадобилось чуть более 10 лет. О том, что удивило его в области семейных отношений и воспитания детей у разных народов, Михаил рассказал «Литтлвану».
Михаил Зарубин, путешественник, ведущий блога о путешествиях. Живет в Санкт-Петербурге. Окончил СПбГУ, направление — «Государственное и муниципальное управление». За 10 лет посетил 193 страны из списка ООН и 245 из списка ООН+.
Помолвка на несколько лет (Алжир)
Этот снимок я сделал в Алжире. Для североафриканской страны, которая больше похожа на Ближний Восток, чем Африку — уникальное фото. Ведь рядом со мной — незамужняя улыбающаяся девушка.
Так не принято (во всяком случае, в провинции). До замужества девушки скромны, молчаливы. Жизнь у них действительно делится на «до» и «после». Но лучший период — между.
Парень замечает девушку на улице, в магазине, в доме. Она нравится ему. Его задача — разузнать, замужем ли она, свободна ли от обязательств. Если это удается — он идет с дорогими подарками или деньгами к ней в дом и сватается. Если подарки приняты и формальное согласие девушки получено (но далеко не всегда их спрашивают) — она считается обрученной. И нередко… на несколько лет!
Да, между помолвкой и замужеством может легко пройти и 10 лет. Алжирцы не торопятся. Но все это время девушка «занята». Положение «занятой» не такое и плохое — девушка, мечтавшая о замужестве с детства (что не редкость), спокойно живет в свое удовольствие. Ни о какой близости с будущим мужем не может быть и речи — до дня свадьбы, после которого жена попадает под тотальную диктатуру семьи супруга. Но это — позже. А впереди — многодневная свадьба.
Перед этим — формальности, на которых невеста вообще не присутствует! В доме мужа собираются отец, братья, имам из мечети и представитель невесты. Договариваются о выкупе — денежном подарке. На торжество копят все вместе. Все зависит от религиозности и достатка семейства, но обычно — это пир на несколько суток. За главный вечер невеста переодевается несколько раз (в богатых семьях — до 30 раз!) — от традиционных одеяний до свадебного платья с очень ярким макияжем.
Тут принято много есть. Стол будет ломиться от угощений, обычно — в форме многочисленных закусок. Алкоголя тут нет. После — каждый гость получает сверток со сладостями.
Конечно, все меняется, но эти традиции еще принято соблюдать.
Обмен детьми (Папуа — Новая Гвинея)
На островах восточной части Папуа-Новой Гвинеи еще жива удивительная традиция, которой сотни лет. Это обмен детьми при рождении.
В некоторых племенах дети не воспитываются родными родителями. Еще готовясь к родам, будущие родители ищут другую пару в положении из соседнего племени — и договариваются об обмене. Совершая это, туземцы верят, что породнившись, они будут жить в гармонии, без войн и бытовых склок.
Новорожденный передается отцу приемного семейства. Отдельно — его пуповина, которую новый папа носит на верхней части руки, завернув в лист растения как браслет. Через некоторое время, «украшение» само отваливается и это знак, что малыш отныне стал родным.
Считается, что обмен детьми действительно предотвращает междоусобные войны и избегает близкородственного скрещивания внутри племен. Дети почитают приемную семью как свою. Никто из них даже не пытается узнать о настоящих родителях, это не имеет значения.
Ну, и у соседей — не соскучишься. На островах папуасов, что уже ближе к Соломоновым, в родах активное участие принимает отец. В момент схваток женщина обязана одна уйти в лес и рожает на корточках в абсолютном молчании. В это время отец, оставшись дома, имитирует роды: громко стонет, кричит на всю деревню, катается от «боли». Это, по поверьям, помогает родить женщине в лесу — отгоняет (или отвлекает) злых духов во время родов.
Отработай жену! (Чад)
Этой историей со мной поделился гид в Чаде — огромной пустынной стране в песках северо-центральной Африки.
Принятые здесь браки происходят в тесном кругу ближайшего окружения — считается, что взять в жены родственницу гораздо лучше, дети знакомы с самого детства и знают все друг о друге. Это, конечно, оборачивается близкородственными скрещиваниями. Однако, чадцы спокойно к этому относятся и живут большими кланами-семьями, часто кочуя по пустыне.
Все девушки 13-14 лет замужем, без исключения. Иначе — «испорченная». Невероятно, но здесь будущая невеста платит семье жениха за замужество! После этого — обряд помолвки. Думаете, все? Нет! После происходит самое любопытное. Девушка идет жить в будущую семью мужа, но ровно через 90 дней она возвращается назад в отчий дом.
Туда же заселяется и будущий жених, который обязан 3 года (да, ТРИ года!!) отрабатывать жену. Например, строить хижину, работать в поле, по дому. Он не имеет права отказаться ни от чего — иначе изгоняется с позором.
Если выдержал — забирай свою невесту. Свадьба проходит во время сбора урожая с полей там, где что-то может расти вне пустыни. Шумно, бурно, всем «кланом», порой до 500 человек. Именно с этого момента, они — муж и жена, а мужчина имеет право начать… выбор новой жены!
Вы не ослышались. Многоженство тут разрешено. И жених по новой проходит весь процесс отработки, никаких скидок!
Как легально избить мужа (Руанда)
Вообще, Руанда — одна из самых интересных стран восточной Африки. Вы найдете здесь уникальные горные пейзажи, прекрасные (по африканским меркам) дороги, чайные и кофейные плантации. здесь дом последних горных горилл. Да, и вообще, страна отчасти цивилизованная. Путешествовать здесь гораздо легче, чем у соседей.
Однако, есть тут и свои обычаи в оставшихся племенах. Я присутствовал при одном — Главном Танце, и даже принимал участие в бое барабанов, научившись орудовать тяжелыми палочками из вечнозелёного гигантского дерева. Правда, я не знал, что это — предсвадебный танец, призванный привлечь жениха к невесте!
После того, как дубасящий по барабанам будущий жених «привлечен», тут же свершается «таинство брака». Дальше молодожены отправляются жить в один из пустующих домов деревни. Однако, в первую брачную ночь жена возвращается домой к родителям, предварительно… избив мужа! Она должна кусаться, царапаться, колотить мужчину как можно сильнее — считается, что таким образом семья защищает себя от любых ссор в будущем. Процедура повторяется на следующий день.
Сейчас, говорят, ограничиваются двумя разами, а раньше жена могла куражиться и месяц! Муж не имел права отвечать — даже дотрагиваться до нее. Каково?
Кстати, на традиционном свадебном столе здесь главный напиток — аналог нашей простокваши. Помимо этого, вас угостят запеченной козой, картошкой и самопальным пивом, которое напоминает брагу. Пиво с простоквашей, ну, вы поняли. Свадьба — один из легальных поводов есть на виду у других. Принимать пищу при посторонних в руандских племенах не принято.
Раздельный быт и супружеский долг в кустах (Папуа — Новая Гвинея)
На собрании племени в деревне заброшенной долины реки Сепик, что в Папуа-Новой Гвинее, любой мужчина старше 10 лет вправе заявить о намерении взять новую жену. Обычно — из соседнего племени, чтобы разбавить кровь. Главный критерий один — количество свиней в хозяйстве. Тариф выкупа — от 2-3 до 10-20 свиных голов. Почему свиньи? Традиции. И не так много животных могут прижиться в этих суровых условиях: 100% влажность, почти постоянные дожди, сырая трава, земля и обилие насекомых.
Дальнейшее бракосочетание, с благословления вождя, происходит тут же, под национальные песни и танцы «синг синг». Кстати, я был в 8 разных деревнях Папуа-Новой Гвинеи и во всех до одной эти ритуалы отличались костюмами, сюжетом и мотивами. Хотя поклоняются все племена округи Богу Крокодилу. Он здесь — священное животное и все хотят на него быть похожими, украшая тело рисунками, шрамами, костями и клыками.
После свадьбы мужчина и женщина живут в разных местах — есть мужские хижины и женские. Мужские расположены по кругу деревни, женские — в центре. Объясняется это необходимостью постоянно обороняться. С тех же 10 лет каждый мальчик обязан переехать в общежитие своего пола. Кушают, живут, общаются раздельно.
А как же личная жизнь? Строго по заявкам! Мужчина сообщает, что хочет уединиться заранее. Интим между супругами возможен только в дневное время и только вне деревни. Обычно для этого используются кусты неподалеку. Романтично!
Говорят, папуасы никогда не ссорятся — некогда и незачем. После беременности, кстати, женщина вправе отказывать мужчине в интиме столько, сколько хочет. Обычно это повод для того, чтобы жениться во второй раз.
Про то, как удобно не знать тещу (Республика Ингушетия, РФ)
Любопытный обычай открылся мне и в нашей Ингушетии. В некоторых селениях родители, выдав девушку замуж, ни на свадьбе, ни потом, не общаются с женихом и его родителями (с дочерью и вруками, конечно, общаются). Теща и тесть даже не здороваются на улице с мужем их дочери, словно незнакомые. Считается, что это уберегает от ссор и склок. Меня прямо осенило — как мудро и действенно, хоть при этом и грустно.
Больше историй - на Littleone