Психоаналитический анализ мультсериала "Эй, Арнольд!"

2,3K прочитали

"Эй, Арнольд!" - едва ли не самый умный из всех мультфильмов, которые радовали нас в детстве. Четкое и абсолютно архетипическое деление героев в соответствии с концепцией Фрейда обеспечивается за счёт ярко выраженных черт характера. Итак, попробуем разобраться, какие персонажи мультфильма отражают компоненты психики человека.

Супер-Эго / Сверх-Я

Супер-Эго - это социальная надстройка психики, образ "каким я хочу быть" или "каким я хочу, чтобы меня видели". Супер-Эго отвечает за моральные установки человека, нормы поведения и запреты и формируется в процессе воспитания. Функциями Сверх-Я являются совесть, самонаблюдение и формирование идеалов человека. Ничего не напоминает? Это же типичный Арнольд!

"Эй, Арнольд!" - едва ли не самый умный из всех мультфильмов, которые радовали нас в детстве.

Выдержанный, честный и рассудительный Арнольд на протяжении всего мультфильма выступает медиатором авторской совести. Он не совершает подлых поступков, а, зачастую, и является голосом разума, который предотвращает насилие и несправедливость вокруг (например, в серии, где Петти "избивает" Хельгу). Из области Супер-Эго человеку являются интуиция и различные формы вдохновения — философское, художественное и научное; этические «императивы», стремление к человечным и героическим поступкам, альтруизму. Именно поэтому комната Арнольда наполнена современными механизмами. Он - человек будущего, человек науки, идеалист и альтруист, чем немного раздражает. Но не так сильно, как женская версия Супер-Эго в мультфильме.

"Эй, Арнольд!" - едва ли не самый умный из всех мультфильмов, которые радовали нас в детстве.-2

Верно, женский вариант компонента Супер-Эго - Ольга, сестра Хельги. Всеобщая любимица, круглая отличница, лучшая ученица школы за всю её историю. Ей 21 год, и она учится в колледже на Аляске и преподает в качестве учительницы-практикантки. А когда приезжает домой к родителям, становится центром внимания, что дико раздражает Хельгу. Ольга очень любит Хельгу, однако та не отвечает взаимностью. Их отношения очень иллюстративны, если учитывать, что Хельга - это ярчайший образ Ид (Оно).

Ид / Бессознательное

Какие глубины и противоречия кроются в этой женской душе?
Какие глубины и противоречия кроются в этой женской душе?

Ид - это совокупность инстинктивных влечений, неорганизованная часть психического аппарата человека. «Оно» подчиняется принципу удовольствия. В широком смысле слова, Ид включает в себя все желания, которые тут же стремится удовлетворить. Итак, Хельга страстно влюблена в Арнольда, в недостижимый идеал Супер-Эго. Она посвятила ему не менее четырнадцати книг своих стихов и статую-идол в шкафу, но свою любовь держит в тайне и ведет себя демонстративно агрессивно по отношению к нему. Что отражает отношение нашего Бессознательного к моральной и социальной составляющей "Сверх-Я" - "я тобой пренебрегаю, но в глубине души - подчиняюсь".

Обратите внимание, что Хельга обращается к Арнольду - "Прометей"
Обратите внимание, что Хельга обращается к Арнольду - "Прометей"

Хельга обожает реслинг. Абсолютно неженственна, главная задира в классе. Так же и Ид - тёмная, недоступная часть нашей личности. Это хаос, бурлящий котел возбуждений. У кого еще в мультфильме мы встречали котел возбуждений? У бабушки Арнольда - Гертруды.

"Эй, Арнольд!" - едва ли не самый умный из всех мультфильмов, которые радовали нас в детстве.-5

Эксцентричная бабка со странным поведением, которую все считают сумасшедшей. В своих фантазиях превращает любое дело в захватывающую историю. Имеет множество талантов: играет на фортепиано, владеет восточными боевыми искусствами. В детстве она училась с Филом (дедушкой Арнольда) в одном классе и всегда его всячески доставала. Таким образом, дедушка и бабушка - проекция отношений Арнольда и Хельги, в случае, если Супер-Эго научится усмирять Ид, а Ид направит свою разрушительную энергию в творческое русло (та самая сублимация).

"Эй, Арнольд!" - едва ли не самый умный из всех мультфильмов, которые радовали нас в детстве.-6

В широком смысле Хельга и Гертруда - это один и тот же персонаж. Символичны и их имена. Оба - скандинавского происхождения, обозначают соответственно "святая" / "невеста рыцаря, воительница". Соседство двух этих пар в одном временном отрезке позволяет увидеть нам результат модификации психических структур под воздействием друг друга. Аналогичный пример - фильм "Покровские ворота", где Костик и его суровая невеста - это Хоботов и Маргарита Павловна в будущем.

Итак, мы разобрались с Супер-Эго и Ид. Что же касается Эго - это та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром. Эго представляют все остальные второстепенные персонажи. Однако, что характеризует наше "Я" больше всего? Слабости, или иначе, - склонность к греху. В следующей статья я примерю концепцию 7 смертных грехов на остальных героев "Эй, Арнольд!"

Еще немного популярной психологии:

Психические расстройства персонажей "Мстителей"