Найти в Дзене
Shutok.ru

Поступок

До сессии еще было добрых полмесяца и Пашка с друзьями по общаге решили 9 мая сходить на Поклонную гору. Сказано- сделано и вот уже друзья идут в общем потоке от метро. Примерно на половине пути стоял парень в камуфляже и раздавал всем газеты. На плече у него была нашивка РНЕ, а газета называлась "Русский порядок". Кровь прилила к Пашкиным вискам. Он повернулся к товарищам, среди которых были два татарина и казах, и сказал: "Идите без меня, я догоню вас чуть позже". Подробности произошедшего позже Пашка помнил смутно, но пытался их честно изложить в отделении милиции, куда он был доставлен с несколькими "камуфляжниками", подоспевшими на помощь "бойцу", распространявшему газеты. Светила статья. Менты проверили документы, сняли показания и отпечатки да отпустили, потребовав принести характеристику с места учебы. Пашка пришел в деканат и сказал своему замдекана, что ему нужна характеристика. Пришлось рассказать и куда она нужна. Замдекана подготовил характеристику, но подписать ее должен был декан. Замдекана сам пошел к боссу, вышел от него с подписью, но в изрядно подпорченном настроении.
- Хреновы твои дела,- сказал он Пашке,- Андреич рвет и мечет. Попадание в милицию- это не хухры-мухры. Срочно думай, как выкрутиться, а то он собирается тебя отчислить.
Что тут можно придумать, Пашка и сам не представлял. Он отвез характеристику ментам. Те сказали, что Пашке сильно повезло, потому что бритоголовые решили не давать делу ход, да и сами менты не собираются раздувать это дело, хотя по долгу службы и обязаны, даже при отсутствии каких-бы то ни было претензий. Пашка почти обрадовался. Почти, потому что оставались проблемы с деканом. Как есть, так и рассказал об этом ментам. Тут надо сказать, что в этом деле менты пошли навстречу. Напечатали справку, что Пашка ни в чем не обвиняется и вообще вызывался исключительно как свидетель. С этой бумагой Пашка помчался в деканат, где уже висел приказ о его отчислении. Примерно через час Пашка смог попасть к декану на прием и показал документ о полной своей, так сказать, невиновности. Декан же сухо сказал:
- И что?
- Как что? Ну, смотрите, я ни в чем не обвиняюсь же. Я всего лишь свидетель.
- Чушь. Запросили характеристику, значит дело нечисто. Да и в любом случае приказ подписан и уже ушел в ректорат. Назад ничего не вернуть.


Как оглушенный, Пашка вышел из деканата, сел перед корпусом на скамейку и закурил. Мысли путались, ситуация казалась абсолютно безнадежной. Молоточками в мозгу стучало: "Поздно, приказ ушел в ректорат..." А что если в ректорате... Да нет, кто там будет слушать какого-то студента? Сам не зная толком зачем Пашка все же побрел в главный корпус универа. Там он поднялся на 4-й этаж, где находились кабинеты руководства вуза. Проходя по коридору, он внимательно читал фамилии на табличках. Пройдя два раза мимо всех дверей, он особо для себя выделил две фамилии: Вартанян и Варшавер. Имена с отчествами тоже были обнадеживающими. Только вот кого из них выбрать? У первого должность повыше, у второго фамилия перспективнее. А ошибиться тут крайне нежелательно, вдруг второй попытки не будет- ведь неизвестно, как вообще все пойдет. Подкинутая монетка настаивала на Варшавере, да и сам Пашка больше склонялся к этому варианту. Однако хозяина этой фамилии в кабинете не оказалось- он, по словам секретарши, был вообще в командировке. Делать нечего- оставался единственный вариант. Пашка пошел к Вартаняну. Кое-как прорвался к нему в кабинет, сходу был предупрежден, что времени на изложение сути у него не более пяти минут и поэтому начал быстро и сбивчиво рассказывать свою историю. Выслушав Пашкин рассказ, Вартанян сказал:
- А я-то тут при чем?
- Но там же ветераны...все идут...День Победы же над нацистами...а эти... со свастикой... а я с друзьями...
- Это понятно, а я тут при чем?
Пашка опустил голову и сказал:
- Да, конечно ни при чем... Пойду я, извините.
Уже подойдя к двери Пашка услышал:
- Стоять!
Пашка остановился и повернулся к хозяину кабинета.
- Значит так. Если ректор успел подписать приказ, то ни я, ни кто-либо еще ничего уже сделать не смогут. Это понятно?
- Конечно понятно.
- Так что обещать ничего не буду. Жди в коридоре.
Говорят, что перед смертью у человека вся жизнь проносится перед глазами. У Пашки же, пока он ждал своего заступника, перед глазами пронеслась вся его недолгая студенческая жизнь. Через некоторое время Вартанян вернулся.
"Пойдем",- коротко сказал он и Пашка проследовал за ним в кабинет.
- Смотри, приказ у меня, с тебя магарыч секретарше- он лежал на ее столе среди прочих бумаг в очереди на подпись. Но это еще не все. Декан-то тебя отчислил и надо сделать так, чтоб как-то...передумал, короче. Хвосты по учебе у тебя есть?
- Нет.
- Уже неплохо. Справка о невиновности с собой?
- Да.
- Ударил ты тогда первым?
- Да.
- А вот это сообщать не надо. В общем садись и пиши объяснительную на имя декана под мою диктовку.
Когда Пашка закончил писать объяснительную, из которой следовало, что он как есть лицо невинно пострадавшее, Вартанян позвонил декану и сказал:
- Виктор Андреич, вот у меня тут студент сидит, Павел Грушин. Я его буквально у дверей ректора поймал, куда он пришел искать правды. Мы тут разобрались в этом деле и оказалось, что он совершенно ни в чем не виноват.
-...
- Да, приказ у меня.
- ...
- Хорошо, он сейчас подойдет. Вместе с объяснительной.
Буквально через полчаса Пашка снова оказался в числе студентов, хотя официально и не покидал их рядов.