Духовный вождь, поддерживаемый народом, без сомнения, может представлять угрозу правительству. Но женатый человек, имеющий законные права на трон и детей, продолжающих династию, еще более опасен. Сознавали ли евангельские римляне эту опасность в лице Иисуса?
Известно, что Пилат, допрашивая Иисуса, много раз называет его «Царем Иудейским», и во время распятия на кресте была прибита деревянная табличка, на которой были написаны эти слова. Как утверждает профессор С.Дж.Ф.Брэндон из Манчестерского университета, эту надпись надо рассматривать самым серьезным образом, ибо она не могла быть прибита в насмешку, как это часто думают. Впрочем, о ней упоминают все четыре Евангелия, и в силу того, что она подразумевает в этот решающий момент в жизни Иисуса, она не могла быть придумана впоследствии.
В Евангелии от Марка, допросив Иисуса, Пилат, спрашивает у верховных священников: «Что же хотите, чтобы я сделал с тем, которого вы называете Царем Иудейским?» (Марк, XV, 12). Итак, некоторые евреи говорят об Иисусе, как о своем царе, и Пилат, со своей стороны, в Евангелиях не кажется противящимся этому. В его отношении не видно ни малейшего следа иронии или сарказма; как раз наоборот, по Иоанну, мы видим, что он допрашивает и выслушивает Иисуса самым серьезным образом, несмотря на протесты его окружения. Что же касается ответа Иисуса на вопрос: «Ты Царь Иудейский?», то он одинаков во всех четырех текстах: «Ты говоришь…», то есть: ты сам это сказал; это подразумевает, что Пилат признал его и его права на царский титул.
Важно отметить еще раз, что Евангелия были написаны во время после бунта 68-74 годов – в период, когда Иудея перестала существовать как политическая и общественная реальность. Рим вел против евреев дорогостоящую войну, она увенчалась победой, и для авторов книг нужно было проявлять соответствующую осторожность, так Понтий Пилат представлен терпимым, и не очень склонным высказаться за поспешную казнь. Тем не менее, хотелось бы определить истинную позицию Рима в этом эпизоде.
По Евангелиям, Иисус сначала был приговорен синедрионом (Советом Старейшин), который затем привел его к Пилату, заставляя прокурора выступить против него.
И здесь в отношении синедриона, следует обратить внимание на следующие моменты: в трех Евангелиях, Иисус был арестован и приговорен синедрионом в ночь накануне Пасхи, но по еврейским законам синедриону было категорически запрещено собираться во время Пасхи. Далее, по Евангелиям, вытекает, что синедрион не облечен властью выносить смертные приговоры, и по этой причине отводит Иисуса к Понтию Пилату. Странно, ведь синедрион был вправе и волне мог приговорить его к побитию камнями, то есть если бы Совет Старейшин действительно хотел лишить Иисуса жизни, то приговорил бы его именно к этой казни, даже не спрашивая разрешения у прокуратора.
Стоит обратить внимание и на то, что авторы евангельских рассказов не один раз, пытаются переложить ответственность за эти события с римлян на евреев, как например эпизод с Пилатом, предлагающим толпе освободить одного узника на ее выбор, как это часто делалось по обычаю во время праздника Пасхи,как об этом говорят Марк и Матфей. А вот некоторые специалисты, считают, что эта версия искажена и все исследования, касающиеся реального исторического Иисуса, должны иметь отправной точкой его казнь римлянами за попытку мятежа, поэтому титул «Царя Иудейского» должен считаться подлинным. Далее, они говорят, что предложение римского прокуратора – Иисус или Варрава? – просто фикция, как и его нежелание выносить смертный приговор Иисусу, а лишь вынужденное подчинение желанию толпы. Ну да, действительно, мало вероятно, чтобы представитель римских законов, прокуратор Рима, был склонен прислушиваться к мнению толпы (много ли сейчас "наместники Бога на земле" прислушиваются к мнению народа), и более того, спрашивать ее мнение. Конечноё ясно, что римская администрация не могла открыто применить репрессивные меры, способные вызвать огромное по своим масштабам восстание евреев, и, для нее гораздо более разумным было сделать так, чтобы этот человек был открыто предан своими же соотечественниками. Поэтому, основная цель авторов Евангелий, как уже говорилось, состояла в том, чтобы освободить римлян от ответственности, переложив все грехи на евреев и сделав из Иисуса образ, способный понравиться будущим читателям.
Но не стоит забывать, что дыма без огня не бывает, и не все евреи были абсолютно невиновны в происшедшем, хоть и остается очевидным одно: Иисус был жертвой римской администрации, римского правосудия, грубости римских солдат и казни, приготовленной исключительно римлянами для врагов Рима, то есть был распят за деятельность, которая угрожала римской империи.
В последнее время, среди исследователей, существует мнение, что вся процедура казни, был лишь хорошо подготовленный обман. Так это или нет, попробуем разобраться.
Начнем с того, что личность Иисуса, какой она представлена в Евангелиях, делает распятие в некотором роде ненужным, так как его врагами в первую очередь являются влиятельные евреи из Иерусалима, но мы уже знаем, что эти влиятельные лица, запросто могли уничтожить Иисуса через побитие камнями, не нуждаясь ни в каком согласии Рима. Далее, Иисус, как говорят Евангелия, не вступив в конфликт с римской властью, нимало не нарушив ее законов, был, тем не менее, приговорен римлянами, согласно их эдиктам и процедурам, и назначенной ему карой было распятие – смерть, уготованная, тем, кто был виновен в преступлениях против империи. То есть не все так гладко, как написано, раз он спровоцировал гнев, не евреев, а римлян.
Кроме того, его смерть на кресте окружена противоречиями. Начнем с того, что римская практика распятия происходила технически очень точно разработанным способом.
Сначала крест закрепляли вертикально на всеобщее обозрение. Как правило, римляне использовали не широко известные Сrux Immissa (кресты в их современном понимании), а обычные Т-образные — (Crux Commissa). После приговора жертву бичевали, она теряла много крови и приходила в состояние сильной слабости. Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которой осуждённый на смерть должен был нести patibulum (патибулум), деревянный брус (весящий порой до 30—50 кг), который клали на плечи и привязывали к рукам, и который затем служил горизонтальной перекладиной креста.
По прибытии на место с осуждённого снимали одежду, укладывали на землю, широко растягивали руки и гвоздями (реже деревянными кольями) приколачивали их к концам перекладины, которую затем с помощью верёвок подтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба (в другом случае распинали уже на кресте, который потом поднимали вертикально). Если гвозди забивали в ладони, то запястья привязывали веревками к перекладине, чтобы жертва не спрыгнула с креста, оборвав ладони.
В некоторых случаях, чтобы продлить агонию , на ночь снимали перекладину (patibulum) с телом осуждённого, а с наступлением утра снова водружали его на вертикальный столб. Делалось это до тех пор, пока жертва не умирала от болевого шока.
Продолжительность казни составляла от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от метода, состояния здоровья казнимого и условий окружающей среды.
***
(прим: в обзоре научной литературы отмечаются следующие возможные причины смерти при распятии: инфаркт,остановка сердца, гиповолемический шок, ацидоз, асфиксия, аритмия, и эмболия лёгких. Смерть может наступить от любого из этих факторов или от комбинации нескольких из них, а также по другим причинам, включая сепсис вследствие инфекции ран от гвоздей либо ран, полученных при бичевании, которое часто предшествовало распятию, от обезвоживания организма либо от хищных животных. По теории Пьера Барбе смерть при распятии наступала главным образом от асфиксии (удушья), вызванной якобы тем, что при подвешивании на растянутых руках трудно вдохнуть из-за перерастяжения мышц груди. Распятый поэтому должен подтягиваться на руках, чтобы вдохнуть (либо опираться ногами на специальную подпорку), и когда наступает переутомление, он задыхается. Однако в эксперименте подвешенные таким образом люди не испытывали затруднений с дыханием, зато ощущали быстро нарастающую боль в руках, что согласуется с представлением римлян о распятии как об особо мучительной казни)
Современность
Теоретически распятие по-прежнему является одним из наказаний в Исламской Республике Иран (Иранский исламский уголовный закон, статья 195), хотя примеры его использования не известны. По закону, если казнимый выдержал три дня распятия, ему позволяется жить. Казнь описывается следующим образом: «Приговорённый подвешивается на балках в форме креста, спиной к кресту, лицом к Мекке, ноги вертикальны и далеки от земли».
Суданский уголовный кодекс, основанный на интерпретации правительством шариата, включает казнь через повешение с последующим распятием тела казнённого в качестве наказания. В суданском уголовном правосудии такой казни подвергаются лица, осуждённые за богохульство. Когда в 2002 году 88 человек были приговорены к смертной казни, Amnesty International предположила, что они могут быть казнены через повешение или распятие. Обвиняемые были осуждены за убийства, вооружённые ограбления и участие в межэтнических столкновениях на юге Дарфура, где погибли, по меньшей мере, 10 тысяч человек, но Amnesty International считает, что осуждённые были подвергнуты пыткам и не получили справедливого суда и адекватного юридического представительства.
23 ноября 2009 года в Саудовской Аравии 22-летний мужчина был приговорён к отсечению головы и посмертному распятию, так, чтобы его обезглавленное тело было привязано к деревянным балкам и выставлено на всеобщее обозрение. Этот человек признался и был осуждён за похищение и изнасилование пятерых детей в возрасте от 3 до 7 лет, которых он оставил в пустыне умирать.
***
После распятия, некоторые казненные, у которых ноги имели хоть какую-то опору, продолжали жить на кресте в течение некоторого времени, прежде чем умереть от истощения и жажды. Иногда, чтобы прекратить страдания и ускорить смерть, жертве перебивали колени, как это сделали, согласно Евангелиям, с Иисусом, как некий акт "милосердия", так как считалось, что в таком давление на грудь жертвы влекло быстрое удушье.
Подробно рассмотрев технику распятие и узнав мнение специалистов, обратим внимание, о чем говорит автор четвертого Евангелия, который как считается был очевидцем распятия. А он утверждает, что ступни Иисуса были прибиты к кресту, что позволяло ему кое-как дышать, и ноги не были перебиты, то есть теоретически он мог прожить еще достаточно долго, но едва его подняли на крест, спустя всего несколько часов, к нему приходит смерть, и Пилат в Евангелии от Марка (XV, 44) удивляется, что Христос так быстро умер.
То есть Иисус умер не от удара римского копья, так как четвертое Евангелие уточняет (XIX, 33), что к этому моменту он уже был мертв. Тогда от чего?
В четвертом Евангелии Иисус, поднятый на крест, жалуется на жажду, и кто-то тут же протягивает ему губку, смоченную в уксусе. И этот жест, переданный одинаково в других Евангелиях, в противовес прочно укоренившейся идее издевательства на самом деле выглядит, несколько иначе. Уксус, или «кислое вино», был кисловатым на вкус напитком, который считался возбуждающим, и часто его использовали раненые римские солдаты или рабы на галерах, слишком измученные, чтобы продолжать свою работу. Но в случае с Иисусом уксус производит совершенно обратный эффект. Как только Иисусу смачивают губы, он произносит свои последние слова и «испускает дух». Такая реакция с физиологической точки зрения, трудно объяснима, если только губка была пропитана не уксусом, а например, смесью опиума и белладонны, которую приготовляли тогда повсеместно на Ближнем Востоке…
Но тогда сами римляне не только сохранили жизнь Иисусу, но и помогли подтвердить пророчество Ветхого Завета, о пришествии мессии. Именно по этой причине, например, Захария объявил ему, что он должен раздобыть себе осла в Вифании, чтобы торжественно вступить в Иерусалим, и этими же причинами, объясняются и некоторые подробности распятия.
Другие аспекты распятия тоже противоречивы. Так, само место казни располагается на Голгофе, то есть в местности, название которой переводится как «череп», и которую по традиции представляют голым холмом, напоминающим по форме череп, находящуюся на северо-западе Иерусалима. Но место распятия вовсе не похоже на таковое, ибо в четвертом Евангелии есть следующее описание: «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Иоанн, XIX, 41). То есть Иисус был казнен в саду, где имелся готовый гроб, собственности Иосифа из Аримафеи, богатого человека и тайного ученика Иисуса, а не на вершине голого холма, места для публичных казней, Согласно Матфею (XXVII, 60).
Кроме того, народные предания описывают распятие на котором присутствовала целая толпа людей, и здесь вновь противоречие: Евангелия дают различные версии. У Матфея, Марка и Луки при казни присутствовали многочисленные друзья Иисуса, среди которых было много женщин, и держались они «вдалеке», и это еще раз подтверждает, что казнь совершалась, на частной территории, возможно, в Гефсиманском саду.
В данном случае, распятие, совершаемое в таких условиях и достаточно далеко от посторонних глаз, могла быть разработана по любому плану в качестве ожидаемого события, и у зрителей на самом деле не было возможности проверить был ли казненный действительно мертв. Естественно, что такая мистификация должна была совершаться с согласия представителя римской власти, прокуратора Понтия Пилата. Конечно здесь ничего не льзя утверждать, но выдвинуть определенную версию все таки можно. Что тогда, что сейчас, представитель власти, имеющий определенные полномочия, всегда будет подвергаться искушению подкупа заинтересованными лицами, и наверняка Пилат был сильно замешан в этой махинации, так как прекрасно знал о стремлении Иисуса к титулу «Царя Иудейского» ё и главная деталь в этой мистификации - выдача тела Иисуса Иосифу из Аримафеи…
По римским законам, того периода, тело распятого не имело права на погребение, и обычно вокруг крестов ставилась стража, чтобы помешать родственникам или друзьям похоронить его. Жертву оставляли на кресте на милость стихии и на съедение хищным птицам. Но Пилат, сознательно нарушая закон, позволяет Иосифу из Аримафеи снять тело.
В Евангелии от Марка Иосиф из Аримафеи просит у Пилата тело Иисуса. Тот, удивленный такой быстрой смертью, посылает центуриона проверить и, удовлетворенный, отдает тело Иосифу. В греческом же переводе того же Евангелия контекст гораздо более сложен, ибо, когда Иосиф просит тело, он употребляет слово «soma», которое применяется исключительно к живому телу,то есть не нарушая римских законов, тогда как Пилат, согласившись на его просьбу, употребляет слово «ptoma» означающее мертвое тело, то есть либо последний действительно считает тело мертвым, либо дает намек на дополнительное вознаграждение (о коррумпированности), так как уже говорилось, римские законы, отказывают в погребении распятым, и тем не менее, не смотря на законы, Иосиф получает разрешение располагать телом Иисуса.
О самом Иосифе из Аримафеи известно немного, только то, что он был членом синедриона, Совета Старейшин, управляющим еврейским сообществом Иерусалима под эгидой римлян, и обладал весьма значительным состоянием, в том числе и большим домом с садом.А так же то, что он пользовался достаточно большим влиянием, чтобы поддерживать прямые отношения с Пилатом. Средневековые легенды идут еще дальше, ибо они приписывают Иосифу из Аримафеи охрану Святого Грааля и видят в Персевале одного из его потомков. Согласно более недавним источникам, кровные узы связывали его с Иисусом и его семьей – гипотеза, позволяющая по всей законности требовать тело своего родственника и тем более разрешающая Пилату, которого легко было подкупить, отдать ему тело. Одним словом, Иосиф из Аримафеи, богатый и влиятельный член синедриона, на самом деле был родственником Иисуса, и в этом мы видим доказательство аристократического происхождения последнего. Во всяком случае, это родство объясняет его связь со Святым Граалем и «королевской кровью».
Итак небольшой заключительным вывод:
Иисус, аристократ и законный претендент на трон Палестины, попытался вернуть себе свое законное наследство, пользуясь поддержкой влиятельных лиц и заключенным династическим союзом. Но своими действиями вызвал оппозиционное движение со стороны римской администрации и некоторых традиционалистских еврейских кругов, например, саддукеев, которым удалось открыто противодействовать его планам, хотя они и не смогли его полностью нейтрализовать по причине поддержки, которой он пользовался в высоких сферах.
По соглашению с коррумпированным римским прокуратором проводится инсценировка распятия в частном саду, на которой присутствовали бы лишь самые близкие люди, а толпа стояла бы на достаточно большом расстоянии. А вот далее, существует версия, что во время процедуры казни был распят неизвестный, заняв на кресте место Иисуса. Затем под покровом сумерек «тело» унесли и положили в могилу, вырытую рядом, откуда оно «чудесным» образом исчезло спустя день или два… Впрочем, по поводу его кончины были выдвинуты самые различные гипотезы; в индийских и мусульманских легендах он дожил до преклонного возраста, находясь где-то на востоке, чаще всего упоминается Кашмир, и, со своей стороны, некий австралиец довольно убедительно поведал о том, что Иисус умер в Масаде во время взятия крепости римлянами в 74 году. Если взять за основу документы, найденные Беранже Соньером в Ренн-ле-Шато, то они содержали «формальное» доказательство того, что Иисус еще жил в 45 году, и по мнению некоторых исследователей проживал в Египте, в Александрии, где в то же самое время таинственный Ормус основал орден Розы и Креста, пытаясь примирить принципы христианства с древними дохристианскими таинствами, либо окрестностях Ренн-ле-Шато, где, и было спрятано мумифицированное тело Иисуса, – такая гипотеза объясняла бы зашифрованное послание из пергаментов Соньера: «ОН УМЕР ЗДЕСЬ»…