Найти тему
Чтение для практики

6 идей для всех у кого день знаний круглый год

Оглавление

Книги о подходах к самообучению и обучению других, постепенно начинают занимать значительную часть моей "книжной полки" (и надо подумать, может быть стоит выделить под них отдельную "полку"). И "Суперстудент" довольно интересное пополнение

В целом, это еще одна интересная книга для подростков, которая может быть полезна и взрослым. Да, в процессе чтения что-то надо будет опускать, и многое придется адаптировать (впрочем, это полезно делать и при чтении других книг). А еще есть хороший бонус - если у вас подрастает сын или дочь, то можно попытаться поделиться с ними идеями из книги (фраза "попытаться" использована мною намерено, ибо в этом процессе для меня еще много слепых зон и зон роста ;)

Улаф Шеве, автор, является одним из востребованных экспертов по техникам обучения. И его книга похожа на увлекательно написанный справочник, в котором рассмотрены ключевые составляющие эффективного обучения. Причем, рассмотрена их взаимосвязь

Умственные способности, время, объем ранее полученных знаний, мотивация, позитивный настрой, а также техники обучения и достижения высоких результатов не дают эффект отдельно друг от друга - для успешной учебы нужно сочетание всех этих компонентов.
Умственные способности, время, объем ранее полученных знаний, мотивация, позитивный настрой, а также техники обучения и достижения высоких результатов не дают эффект отдельно друг от друга - для успешной учебы нужно сочетание всех этих компонентов.

Часть составляющих, если рассматривать их на текущий момент времени, от нас зависят мало. Способности даются от  рождения, объем полученных в  прошлом знаний уже не  изменишь, а  количество времени, которое мы тратим на  учебу, часто определяется жизненными обстоятельствами (да и в сутках всего 24 часа).
Однако другая часть, полностью зависит от нас. Именно вокруг этих составляющих и выстроено содержание книги 

  • Навыки учебы (как мы усваиваем новый материал) 
  • Навыки получения высоких оценок  (насколько успешно мы умеем сдавать экзамены и  решать тесты) 
  • Склад ума (как и чем мы себя мотивируем)

Для собственных задач я прочитал только первую часть книги. И далее поделюсь тем, что показалось мне полезным для дальнейшего применения

01

Планирование времени на обучение.

Довольно неожиданно, даже в авторской интерпретации. Получается, если зучаете четыре предмета, то у вас лишь пять часов в неделю на каждый предмет. Это совсем не много, поэтому время придется экономить.. Долго собираетесь по ут- рам на занятия? Любите смотреть телевизор? Зависаете в сети? Значит, есть резервы для экономии.
Довольно неожиданно, даже в авторской интерпретации. Получается, если зучаете четыре предмета, то у вас лишь пять часов в неделю на каждый предмет. Это совсем не много, поэтому время придется экономить.. Долго собираетесь по ут- рам на занятия? Любите смотреть телевизор? Зависаете в сети? Значит, есть резервы для экономии.

В контексте моих задач, речь идет о самообучении. И вот этап анализа и планирования времени под эти задачи, при всей естественности, для меня были не очевидны. Теперь все иначе. Анализирую и планирую, в разрезе недели и дня (увы, не каждого)

02

Связка принципов эффективного обучения

-4

и умения формировать представление о предменет и его логике

-5

Опираясь на это можно выстраивать обучение в контексте ситуации. Тут много предварительной работы, ибо требуется понимание разбираемого вопроса (вскрытие кода предмета, если быть авторски точным). В этом вижу много общего с проектным подходом при выстраивании подхода к самообучению/обучению под задачу

03

Использование интеллект-карт для верхнеуровнего обзора изучаемой области. 

Да, идея для меня не нова. Однако теперь я несколько поменял подход. Просто когда я пытаюсь делать интеллект-карту сразу для всех областей изучаемого вопроса, то у меня получается либо неповоротливо, либо поверхностно. Идеи из книги подтолкнули меня активнее дробить новую область на различные области и выстраивать интеллект-карту взаимосвязей отдельныхинтеллект-карт для различных областией

04

Простейшая модель обучения

-6

Эту идею я отметил себе больше для напоминания (себе и другим), ибо автор регулярно говорит о важности наличия ранее накопленных усвоенных знаний.

05

Организация материала для его лучшего усвоения

И вновь, идея для напоминания. Всегда использую эту идею в процессе самообучения. А вот в процессе обучения других регулярно забываю прорисовать дорожную карту. Причем, такую карту, которая не только показываюет траекторию обучения, а еще и иллюстрирует взаимосвязь элементов знания из различных источников.

06

Изложение прочитанного

-7

Тут мне особо интересен последний пункт, про изложение прочитанного материала. В контексте моих задач, самообучения или обучения других, важно излагать вовсе не содержание, а свои мысли по поводу прочитанного. Т.е использовать свой конспект и цитатник как инструмент для перехода от мыслей автора, к собственным мыслям, идеям и плану действий. Писать заметки, вести беседы или обучать други, осмысливая содержание прочитанного и связывая его с уже имеющейся информацией

***

Каждая из перечисленных идей требует дополнительной проработки и адаптации в процессе применения. Чем и занимаюсь сейчас. 

Остальные идеи из книги, про важность получения выскоких оценок или умения правильно мыслить, оставлю для бесед с сыном. Может быть даже удастаться заинтересовать прочтением. Ведь умению учиться трудно научить, но можно научиться ;)

-8

Ссылки на заметки, которые могут быть полезны в контексте задач самообучения и обучения других

Интересного чтения и практической пользы!

Вадим Бугаев

"Чтение для практики" || "Книги и ссылки" || "Дневник читателя"

Фото на обложке из личной коллекции автора
Фото на обложке из личной коллекции автора