Когда вышла книжка «Берега моего детства» и была прочитана родными, моя тётя, Нинель Петровна, сказала:
- Лена, а ты напиши книжку про наше детство, про наших папу и маму. Эта идея показалась мне интересной. В нашей семье было очень много устных рассказов «о том, как жили раньше»: смешных, печальных, трагических, поучительных, но всегда интересных. Я обратилась к сёстрам мамы, моим тётям, с просьбой вспомнить и рассказать о родителях, о своём детстве, взрослении, о значимых событиях семьи. Ведь моя бабушка, баба Катя, когда-то была совсем молодой… и дедушка, которого я никогда не видела, тоже был молодым. Я собрала истории, рассказанные моими тётушками, вспомнила то, что рассказывала когда-то мама. Все эти воспоминания, а также свидетельства людей, знавших нашу семью, легли в основу повествования, с которым я начинаю вас знакомить... Говоря о семье, мы говорим и о приметах времени, в котором она жила, о её окружении, о судьбах, испытаниях, в общем, о жизни со всеми её радостями и горестями.
Пётр Иосифович
Пётр Иосифович Пешков родился 18 октября 1898 года в селе Матусово Читинской области. Окончил Иркутскую Педагогическую семинарию. Там обучали педагогике, психологии, музыке, этикету, игре на музыкальных инструментах, основам медицинских знаний. Интересную информацию об учебно-семинарском периоде Петра Иосифовича рассказал его одногруппник по учёбе.
(воспоминания В.И. Андреева… рассказала дочь Нинель)
Однажды Ниля, пятикурсница Иркутского института иностранных языков, вышла сдавать экзамен преподавателю. Отвечала уверенно. Но… слушает ли её экзаменатор? Кажется, нет. Он внимательно смотрит её зачётку, листая страницы, потом пристально смотрит на студентку, потом снова листает зачётку. Потом вдруг спрашивает:
- А Вашу маму ни Екатерина Афанасьевна зовут?
- Да.
- А папа - педагог?
- Да, - отвечает поражённая студентка.
- Где Ваши родители сейчас? Что с ними? Как Олег (старший брат)?
-Папы нет с 47 года. Олег умер в возрасте двенадцати лет. Мама живёт в Киренске.
- Мы с Вашим папой вместе учились в Иркутской педагогической семинарии, - говорит экзаменатор, - Ваш папа - необыкновенный человек…. А вы на него похожи...
По окончании института Нинель Петровне предложили остаться на кафедре. Она стала преподавателем теоретической грамматики немецкого языка. С сокурсником папы по педагогической семинарии, Андреевым Владимиром Ивановичем, они стали коллегами.
Встречая Нинель Петровну в коридоре или на собраниях коллектива, педсоветах, он говорил о её папе:
- Ваш папа был удивительно разносторонним человеком. Он играл на всех музыкальных инструментах, которые были у нас в семинарии.
-Ваш папа пел в нашем хоре, был запевалой. У него был красивый, густой, очень низкий бас.
- А Ваш папа прирабатывал в церковном хоре запевалой, - шёпотом сообщал Владимир Иванович в следующий раз (в советские времена общение с церковью не приветствовалось, поэтому вслух об этом не говорилось).
Нинель Петровна знала Петра Иосифовича, как любящего отца, директора и учителя сельской школы, уважаемого в Буру человека. Сильного и спортивного. Интеллигентного, очень деликатного. Любящего и заботливого. Владимир Иванович Андреев открыл Ниле и всем нам другие грани личности Петра Иосифовича, которые были мало известны. Из рассказов Владимира Ивановича мы увидели яркого, самобытного, талантливого человека, глубоко знавшего музыкальную культуру русского народа, классическую музыку. Умевшего и через игру на музыкальных инструментах и через вокал, передавать тончайшие её оттенки, красоту и богатство.
Молодой педагог
В 1921 году молодой педагог П.И. Пешков был направлен в село Бур Катангского района. Там он познакомился со своей будущей женой Екатериной Афанасьевной Кузаковой. О своём первом знакомстве с Петром Иосифовичем она рассказывала своим дочерям:
- Однажды в Бур приехал молодой учитель. Для деревни это было большое событие. Все девушки и молодые женщины только о нём и говорили: как не похож он на наших деревенских парней! Вся деревня гудит, а я ещё ни разу его не видела. Да и где увидишь? На вечёрку мне бегать ещё рано, мне только 16 лет… А любопытство разбирает! Вечером будут танцы, пойду хоть из-за угла посмотрю. Пришла, спряталась. Вдруг вижу, идёт молодой мужчина, интеллигентный, прямо держит спину, одет в костюм, ботинки начищены до блеска, лицо приятное. Заметил меня… подошёл…
- Мама, а дальше что было? – спрашивают заинтригованные дочки.
- А дальше… всё, печку пора топить...
Больше ни слова от неё не услышали.
Вскоре молодые поженились, а в 1925 г. уехали в деревню Кударейка Эхирит-Булагацкого района Иркутской губернии, куда Петра Иосифовича, молодого дипломированного учителя, направили поднимать грамотность среди бурятского населения.
Все дети должны учиться
(по рассказу Екатерины Афанасьевны)
Когда Пётр Иосифович был направлен работать в школу деревни Кударейка, он увидел, что далеко не все дети школьного возраста учатся. Особенно это касалось бурятских семей, которых в деревне было большинство. Многие родители не отпускали своих детей на учёбу: кто-то не хотел терять помощников по хозяйству, кто-то считал неправильным отдавать своих детей в русскую школу. Тогда молодой учитель стал посещать все бурятские семьи, убеждал родителей, что ребёнку необходимо учиться сначала в школе, а потом получить профессиональное образование. Ездил по окрестным улусам, собирая детей на учёбу. В одном из отдалённых улусов он увидел очень смышлёную девочку Аню, долго уговаривал родителей, чтобы отпустили её учиться. Привёз в Кударейку, поселил в своем доме. Она жила в нашей семье, пока не окончила начальную школу. Девочка оказалась очень способной, и Пётр Иосифович отправил её учиться в семилетнюю школу в районный центр.
Впоследствии Анна получила высшее образование, жила в Москве. В дальнейшем мы встретимся с ней на страницах моего повествования.