Первое, о чем хотелось бы ответственно заявить – это то, что мой список 15 групп мелким шрифтом оказался полнейшим безапелляционным успехом. Практически каждая упомянутая в нем группа отыграла блестяще – разве, что выступление Alexanderplatz сопровождалось мелкими техническими проблемами, в итоге успешно решёнными. Единственная неудача случилась с девичей гранж-группой Rayo – их выступление мы просто не увидели. Во-первых, они играли в одно время с Agoraphobia. Agoraphobia звучали и выглядели очень круто, и уходить с них не хотелось. Во-вторых, Rayo играли на Пласе дель Триго, а попасть на эту сцену в основные фестивальные дни почти невозможно, так как площадь забита под завязку.
Presumido вживую оказались, как я и ожидал, несколько менее электронными и несколько более гитарными, чем на альбомах. Что для живых выступлений всегда плюс. Отличный кикстарт фестиваля.
Ballena явились стилистическими братьями заморских El Mato A Un Policia Motorizado. Отыграли чётко, атмосферу выдержали. Придраться, на мой взгляд, не к чему. Опять же, важный для меня лично показатель, когда группа вживую звучит лучше, чем на альбоме.
Crudo Pimento. Возможно, у инструмента, на котором играет женская половинка дуэта Инма Гомес, есть какое-то правильное название – но для меня это просто «пол-гитары с одной басовой струной, на которой тётя играет, используя её как ударный инструмент». «Пожалуйста, только не называйте нас «инди», когда будете говорить об этом», - попросил Рауль Фрутос (мужская половинка дуэта), уходя со сцены. На стыке двух этих фактов рождается странная, болезненная и не ставящая своей задачей кому-то нравиться музыка. Однако, некоторым нравится. Мне вот.
Igloo. Обожаемые нами галисийские друзья выдали свой лучший на нашей памяти концерт. Даже лучше, чем на Пласе дель Триго в 2013 году. Там то ли голос Бени был выведен неудачно, то ли мы неудачно стояли. А здесь всё было просто отлично – что удивительно, учитывая тот факт, что сцена Ron Negrita относится к второстепенным, и предварительных саундчеков на ней не проводят. Жаль, не сыграли многое из того, что мы хотели бы услышать (например, «Gremlins De Ciudad»). Но хронометраж выступления жёстко ограничен, много чего не впихнёшь. Зато сказали со сцены: «Desde Tula con amor!»
Agoraphobia. All-female квартет взял себе парня с гитарой на подпыр, чтобы лучше воссоздать на сцене звук своего дебютного альбома «Incoming Noise». И это девушкам удалось в полной мере. Как я, возможно, уже где-то говорил: «Это как «Hungry For Stink» L7, только лучше».
Invisible Harvey. Неожиданный гость из Барселоны привёз полноценную группу и отыграл отличный концерт. Я честно говоря, побаивался, что Димас Родригес тихонько сыграет что-нибудь акустическое, и за это фестивальная общественность его проигнорирует – но опытный и сверхкачественный сингер/сонграйтер знал, куда и зачем он едет, и сделал всё как надо. Кстати, на этом концерте мы встретились с Рафой Туньоном и тремя его друзьями в одинаковых розовых майках с надписью: «Вы не встречали этих типов?» и тремя карикатурными изображениями под ней.
Echo. Рафины друзья отправились обедать, а Рафа отправился с нами на Echo (точнее, спешили мы на Australian Blonde, но опоздали). И не зря. Юный квартет под предводительством Кармен Альваредо выдал немногочисленным, к сожалению, зрителям добрую порцию качественного альтернативного рока, заставив забыть наше огорчение по поводу опоздания на Australian Blonde.
Boogarins. Уговаривая нашу компанию идти с нами на Бугаринс, я объяснял, что «это как Tame Impala, но более конкретные в плане мелодий». В первой же песне бразильцы это доказали. Потом мой постулат был уже не настолько очевиден – но всё равно они удержали себя от сползания в нечленораздельную психоделическую кашу.
The Crab Apples. Юные каталанки молоды, местами красивы и не стесняются этого. Знакомый фотограф Родриго Мена на их концерте, вероятно, благодарил бога за то, что тот создал цифровые фотоаппараты. С плёночным он бы точно расстрелял весь запас катушек, приготовленный на вечер.
Mostaza Galvez. Вживую дуэт Гилье Мостасы и Франка Гальвеса разросся до квинтета, а музыка дополнилась, пожалуй, единственным ингредиентом, которого не хватает студийным записям группы – цельностью. Отличные песни, сильнейший сонграйтинг. Для меня одно из главных открытий фестиваля (при том, что я хорошо знал, что они такое в принципе – но не имел никакого представления о том, что они такое на сцене).
Basanta, фактурная галисийская группа, участники которой обвешаны паганистическими масками что твои Empire Of The Sun. Но у Басанты еще и музыка хорошая, в отличие от. Привлекли своими масками и своей музыкой достаточно народа, чтобы не говорить потом: «Мы играли для никого и какого-то чувака из России». Всем вроде понравилось. По крайней мере, я несколько раз случайно подслушивал, как их обсуждали в позитивном ключе.
Alexanderplatz. «Да это не Александерплац!» - сказал я, заслышав звуки, доносящиеся с Пласы ла Саль, на подходе к ней. Однако, мы завернули за угол – и на сцене был всё-таки Александерплац. Моя ошибка вполне объяснима: из-за угла доносились четкие, акцентированные ударные и много гитар. Ни того, ни другого на дебютном альбоме бывшего лидера Klaus&Kinski нет. Но, как я уже говорил в отношении Presumido, на концертах принцип «больше гитар, меньше электроники» - это всегда плюс.
Apartamentos Acapulco. Единственный полный концерт, который мы увидели в этом году на Пласе дель Триго. Благо, в воскресенье было уже не так много народа, что позволило нам пробраться вплотную к сцене. Стройный мощный шугейз-концерт с грандиозными кульминациями и пост-роковыми дронами. Всё как надо.
Nina Coyote Eta Chico Tornado. Пожалуй, лучший концерт воскресенья. Не отягощенные ни гитарными процессорами, ни внутриканальными наушниками, Кольдо Сорет (гитара, вокал) и Урсула Стронг-ек (ударные, и что-то мне подсказывает, что это не настоящая её фамилия) вдвоём херачат так, что пыль столбом, переваривая разом здоровенный пласт мирового наследия рок-музыки от сёрфа до сладжа. При этом что-то показывают друг другу взглядом – и вот уже совсем другой ритм и направление движения. Синхронизация между музыкантами потрясающая.
***
По итогам всего увиденного, я бы также отнёс к списку «эпик винов мелким шрифтом» группы Margaux и Yoghourt Daze. На выступлении вторых я чуть не сломал себе шею, лёгкие и жизнь. Последний раз я так скакал, наверное, в 2017 году, когда Vetusta Morla играли свою «Valiente».
Изначально я никаких Yoghourt Daze смотреть не собирался, ибо в графике они стояли довольно поздно. Но Оскар сказал, что это круто, и надо смотреть – и я посмотрел. Было действительно круто, особенно для такого фанатья девяностодесятнической гранжухи, как я. Один из двух (наряду с выступлением Igloo) лучших концертов четверга.
С группой Margaux всё получилось гораздо забавнее. С её лидером Хави Тералем мы френды в фейсбуке с незапамятных времён, ещё когда никакой группы Margaux и в помине не было. Дебютный прошлогодний альбом Margaux записывали и микшировали superamigos Виктор Кабесуэло и Мануэль Кабесали. До последнего времени я искренне считал, что, либо они там что-то не то навертели с вокалом и задвинули его куда-то в зад, либо голос у Хави изначально не очень сильный. Обе версии так себе, поэтому я никогда не произносил их вслух. Выступление Margaux сильно пересекалось с камерным акустическим концертом Joan As Police Woman в церкви святой Марии. С концерта Джоан Вассер мы вышли в очень растрёпанных чувствах, прошли два шага до сцены Red Bull, посмотрели полторы песни Margaux, за которые стало ясно, что с вокалом у Хави всё более, чем в порядке – и вернулись к церкви, чтобы попытаться обнять Джоан (об этом позже). Тем же вечером во время концерта Луиса Бреа я обнаружил Хави буквально у себя за спиной, благо внешность у него видная, и обнаружить его очень просто. За оставшееся до конца концерта время я придумал, как мне казалось, отличный подкат (сделайте, пожалуйста, поправку на то, что я был не то, чтобы слишком трезв): я хлопаю его по плечу и с порога, не представляясь, начинаю задвигать о том, что вокал на альбоме задавлен абсолютно зря. Эту идею удалось реализовать с незначительными поправками, однако смутить Хави или привести его в замешательство не получилось. Он обезоруживающе улыбнулся и сказал: «Да, точно! Мне об этом многие говорят! Но это как раз то, чего мы добивались. Понимаешь, там в музыке много всяких мелких штук, и мы хотели обратить внимание слушателей именно на них. Поэтому решили убрать вокал на второй план. На втором альбоме попробуем сделать иначе. А ты, кстати, кто?» Я объяснил, кто я, не забыв упомянуть о том, что мы френды на фейсбуке с незапамятных времён. «Аааа!» - воссиял он ещё больше. В итоге в беседу, которая перешла в режим: «А назови-ка мне пять своих любимых испанских групп!», и «Чо там, как у вас в Гранаде сейчас дела?» - оказались вовлечены и Таська с Глорией. Объяснил ему, кто такие I Am Dive. Ну, пришлось.
ГЛАВНАЯ ГРУППА ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА. ВЕРСИЯ 1
ГЛАВНАЯ ГРУППА ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА. ВЕРСИЯ 2