ГАЗ-61 — первый серийный внедорожник для высшего командного состава советской армии

Перед самым началом Великой Отечественной войны Горьковский автомобильный завод неожиданно для советских граждан выпустил полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости, получивший индекс ГАЗ-61-40. Автомобиль был создан Грачёвым –известным советским конструктором автомобилей и бронетехники.

Перед самым началом Великой Отечественной войны Горьковский автомобильный завод неожиданно для советских граждан выпустил полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости, получивший индекс

ГАЗ-61-40 был создан на базе легковой Эмки, которая ГАЗ М-1, но ходовка была разработана Грачёвым самостоятельно. С использованием опыта постройки ГАЗ-21. Хочу отметить, что ГАЗ-21 был автомобилем трёхосным, с колёсной формулой 6х4 – это вовсе не ГАЗ-21 Волга. Данная машины в серийное производство не пошли, хотя собрано было порядка сотни автомобилей.

Судя по всему, созданию ГАЗ-61-40 очень сильно посодействовали американские полноприводные внедорожники, так как изначально Грачёв был серьёзно настроен на трёхосные автомобили.

Несмотря на то, что ГАЗ-61 серьёзно отличался от ГАЗ-21 пор проходимости в лучшую сторону, массовым производство этой модели так и не стало, всего за годы производства, которое закончилось в 1945 году, было выпущено примерно 200 таких автомобилей. Ясное дело, война виновата, а потом было решено делать более современные внедорожники, используя в качестве примера американские Доджи и Виллисы.

Перед самым началом Великой Отечественной войны Горьковский автомобильный завод неожиданно для советских граждан выпустил полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости, получивший индекс-2

Легковых внедорожников ГАЗ-61-40 было выпущено всего 6 штук, они имели кузов открытого типа. Сразу же после заводских испытаний, машины отдали военным для эксплуатации. Кстати говоря, эти 6 автомобилей были разработаны в период с 1938 по 1941 годы. 5 ГАЗ-61-40 передали видным военачальникам того времени: Жукову, Ворошилову, Будённому, Рокоссовскому и Тимошенко. Летом эксплуатация ГАЗ-61-40 полностью устраивала военачальников Красной Армии, но как только стало холодать, они начали жаловаться на невозможность эксплуатировать такой автомобиль в климатических условиях Советского Союза.

Горьковский автомобильный завод быстро среагировал на жалобы военных, и в 1941 году, появилась четырёхдверная модификация легкового внедорожника под индексом ГАЗ-61-73. Новый внедорожник пришёлся по душе командному составу Красной Армии, и они дали добро не его серийное производство.

Перед самым началом Великой Отечественной войны Горьковский автомобильный завод неожиданно для советских граждан выпустил полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости, получивший индекс-3

ГАЗ-61 считался люксовым внедорожником начала 1940-х годов, поэтому предназначался он исключительно для высоких военных чинов, которые предпочитали держаться поближе к линии фронта, где дороги были разбитыми, так что обычная легковушка периодически могла застрять. Всего было выпущено 194 экземпляра ГАЗ-61 в разных модификациях, плюс 36 специальных лёгких артиллерийских тягача, которые почти все были разбиты в первые же месяцы после начала Великой Отечественной войны немецкими бомбардировщиками.

Ещё есть сведения о том, что на базе ГАЗ-61 собрали два военных пикапа с орудиями калибра 57 мм. Но дальше двух опытных образцов дело не пошло, так как война требовала чисто военную технику, и моторов не хватало, так что в 1942 году производство было почти полностью свёрнуто, хотя до 1945 года единичные экземпляры ГАЗ-61 всё же выпускались по заказу военных чинов армии.

Перед самым началом Великой Отечественной войны Горьковский автомобильный завод неожиданно для советских граждан выпустил полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости, получивший индекс-4

Что касается мотора ГАЗ-61, то на легковой внедорожник ставили мотор ГАЗ-11. Это шестицилиндровый бензиновый мотор с рабочим объёмом двигателя 3,48 литра. Мощность мотора ГАЗ-11 составляла 85 л.с.Коробка ставилась четырёхступенчатая, максимальная скорость автомобиля составляла 105 км/ч.

Модификации ГАЗ-61:

· ГАЗ-61 опытный, имеющий кузов типа фаэтон. Данная машина так и осталась на заводе для доработок, и в Красную Армию не поставлялась;

· ГАЗ-61-40 появились в 1941 году в количестве 6 штук с кузовами типа фаэтон;

· ГАЗ-61-73 – автомобили в кузове типа седан. В 1942 году производство было почти полностью свёрнуто, но до 1945 года машины всё же производили в единичных экземплярах;

· ГАЗ-61-415;

· ГАЗ-61-416;

· ГАЗ-61-417.

ГАЗ-61-415
ГАЗ-61-415

В настоящее время купить ГАЗ-61 в России практически не реально, так как всё что осталось, находится или в частных коллекциях, или давно уже продано за рубеж. Иногда такие автомобили всё же появляются в продаже, но ценник на них просто космический, а сами машины находятся в ужасном состоянии. Но коллекционеры покупают даже такие экземпляры, так как машина реально является раритетом.

Пишите в комментариях, хотите ли вы больше статей по автомобилям советского производства, и не забывайте подписываться на мой канал!