Найти тему
кино и не только

Что смотреть на Ютубе: видеоэссе о кино

Оглавление

YouTube — удивительно неприхотливая видеоплатформа. Здесь мирно уживаются мукбанги, лекции об антимикробной резистентности и джазовые каверы на песни Билли Айлиш. Контента о кино на Ютюбе настолько много, что для разговора о нём одного лонгрида не хватит (поэтому одним я и не ограничусь).

Алгоритмы YouTube устроены так, что в тренды чаще прорываются трэш-обзоры и неловкие рецензии на фильмы разной степени кассовости. В свою очередь, на задворках хостинга ютятся маленькие, но гордые каналы, авторы которых упрямо транслируют в массы образовательный контент. И основным форматом для таких трансляций сегодня становятся видеоэссе.

-2

Видеоэссе — жанр, в котором субъективность оценки сочетается с объективностью доказательной базы. То есть, автор берёт чистенькое дистиллированное ИМХО и разбавляет его иллюстративными примерами, фактами и логическими доводами. Главное отличие от обычного эссе — визуальная составляющая. Хорошее видеоэссе — это не закадровый текст на чёрном фоне. Хорошее видеоэссе — это закадровый текст на фоне кинокадров, диаграмм и видеовставок.

-3

1. Screened

Screened — это уютные ламповые видеоэссе от двух братьев-энтузиастов — Серджио и Мойзеса. В своих роликах они фокусируются на предельно конкретной теме, будь то принцип создания боди-хорроров или режиссёрский почерк Дени Вильнёва. Анализ дотошный, если не сказать «въедливый», зато лексика всегда простая (в лучшем из смыслов этого слова).

-4

Что глянуть:

  • «Насилие в фильмах Гильермо дель Торро» о том, как жестокость становится частью художественного мира и почему кровь в фильмах с Брюсом Уиллисом пугает нас меньше, чем кровь в «Лабиринте фавна».
  • «Как сделать добротный хоррор» — об эволюции жанра на примерах хорроров новой волны («Ведьма», «Бабадук»), о точках соприкосновения ужасов и семейной драмы и о том, почему скримеры не нужны.
-5

Бонус: двухсерийное видео о концепте человечности в дистопической реальности (на примере фильма Альфонсо Куарона «Дитя человеческое»).

2. Trope Anatomy

Небольшой (по меркам Ютуба) канал с обстоятельными рассуждениями на сложные темы. Чем радует: автор освещает тему со всех мыслимых и немыслимых углов, не педалирует собственную точку зрения и приводит аргументы каждой из сторон. Интонация вкрадчивая, объяснения доходчивые.

-6

Что глянуть:

3. Pop culture detective

Очень годный канал, который отличается от предыдущих чуть более осязаемой позицией автора. Джонатан Макинтош — медиакритик, продюсер и основатель Pop Culture Detective Agency.

-7

В интернете его не то чтобы очень жалуют из-за стремления затрагивать такие controversial темы, как гендерный вопрос и сексизм в массовой культуре. Предмет обсуждения в каждом видео облекается в максимально корректные (иногда даже с перегибом) формулировки, понятные широкой аудитории. Как результат — сдержанное одобрение в комментариях.

Что глянуть:

  • «Похищение в качестве романтики» — о романтизации абьюзивного поведения в кино на примере «Пассажиров» и классического Голливуда.
  • «Born sexy yesterday» — о любопытном и пока незамыленном медиатропе, романтизирующем «наивную чувственность» и психологическую незрелость киногероинь. Проще говоря — откуда берутся женские персонажи наподобие Лилу из «Пятого элемента» и кому они кажутся привлекательными.
-8

Бонус: видео о пресловутой токсичной маскулинности. Для тех, кто готов узнать, почему агрессивное доминирование не имеет (или, по крайней мере, не должно иметь) ничего общего с пресловутым «guys being guys». Можно также закрепить впечатления, посмотрев на пример положительной мужественности, воплощенный в образе Ньюта Саламандера.

-9

4. The Take

Канал, предназначенный для тех, кто пока просто любит кино, но уже хочет разбираться в нём чуть лучше. Дебра и Сюзанна начали с первого и весьма преуспели во втором (пригодились знания, полученные в Йельском университете).

Дебра и Сюзанна
Дебра и Сюзанна

The Take стартовал в 2016 году с двухминутного анализа пиксаровского мультфильма и за три года дорос до впечатляюще широкого разброса тем. Для удобства смотрящего наиболее ключевые из них сгруппированы в плейлисты. Есть, скажем, серия видео по миру «Игры Престолов» и отдельный цикл, посвященный киноклассике.

Что глянуть:

-11

Бонус: серия видео о символизме в «Игре престолов». О значении огня в фамильных традициях Таргариенов и о том, почему культурные различия помогают выигрывать войны.

5. Is This Just Fantasy?

Несправедливо маленький канал с аналитическими разборами, набирающими несправедливо малое количество просмотров. Канал ведёт девушка Маргарита — магистр в области Film Studies и, как она сама себя называет, синефил со стажем.

Маргарита
Маргарита

Маргарита тратит много сил на создание контента (до 30 часов на один только монтаж видео, не говоря уже о сборе материала и написании текста). В идеальном мире подобные усилия должны оплачиваться сторицей, но в суровом мире видеоблогинга они не оплачиваются вообще (монетизация на всех видео канала отключена).

-13

Что глянуть:

Бонус: ролик про «Унесённых призраками».

О боязни утраты идентичности и абстрактном концепте поглощения. О том, почему и то, и другое применимо не только к героям мультфильма Миядзаки, но и ко всей Японии в целом. О глобализации, культуре потребления и проблеме принятия себя.

-14

Во второй части текста речь пойдёт о не самых очевидных русскоязычных каналах.