YouTube — удивительно неприхотливая видеоплатформа. Здесь мирно уживаются мукбанги, лекции об антимикробной резистентности и джазовые каверы на песни Билли Айлиш. Контента о кино на Ютюбе настолько много, что для разговора о нём одного лонгрида не хватит (поэтому одним я и не ограничусь).
Алгоритмы YouTube устроены так, что в тренды чаще прорываются трэш-обзоры и неловкие рецензии на фильмы разной степени кассовости. В свою очередь, на задворках хостинга ютятся маленькие, но гордые каналы, авторы которых упрямо транслируют в массы образовательный контент. И основным форматом для таких трансляций сегодня становятся видеоэссе.
Видеоэссе — жанр, в котором субъективность оценки сочетается с объективностью доказательной базы. То есть, автор берёт чистенькое дистиллированное ИМХО и разбавляет его иллюстративными примерами, фактами и логическими доводами. Главное отличие от обычного эссе — визуальная составляющая. Хорошее видеоэссе — это не закадровый текст на чёрном фоне. Хорошее видеоэссе — это закадровый текст на фоне кинокадров, диаграмм и видеовставок.
1. Screened
Screened — это уютные ламповые видеоэссе от двух братьев-энтузиастов — Серджио и Мойзеса. В своих роликах они фокусируются на предельно конкретной теме, будь то принцип создания боди-хорроров или режиссёрский почерк Дени Вильнёва. Анализ дотошный, если не сказать «въедливый», зато лексика всегда простая (в лучшем из смыслов этого слова).
Что глянуть:
- «Насилие в фильмах Гильермо дель Торро» — о том, как жестокость становится частью художественного мира и почему кровь в фильмах с Брюсом Уиллисом пугает нас меньше, чем кровь в «Лабиринте фавна».
- «Как сделать добротный хоррор» — об эволюции жанра на примерах хорроров новой волны («Ведьма», «Бабадук»), о точках соприкосновения ужасов и семейной драмы и о том, почему скримеры не нужны.
Бонус: двухсерийное видео о концепте человечности в дистопической реальности (на примере фильма Альфонсо Куарона «Дитя человеческое»).
2. Trope Anatomy
Небольшой (по меркам Ютуба) канал с обстоятельными рассуждениями на сложные темы. Чем радует: автор освещает тему со всех мыслимых и немыслимых углов, не педалирует собственную точку зрения и приводит аргументы каждой из сторон. Интонация вкрадчивая, объяснения доходчивые.
Что глянуть:
- «Адаптационная привлекательность» (о том, почему киногерои часто оказываются симпатичнее своих книжных прототипов на примерах из «Гарри поттера» и Ready player one).
- «Зловещая Долина и фотореализм» (в большей степени о ремейке «Короля льва», его кринжевых минусах и объективных плюсах. Попутно о феномене в целом).
3. Pop culture detective
Очень годный канал, который отличается от предыдущих чуть более осязаемой позицией автора. Джонатан Макинтош — медиакритик, продюсер и основатель Pop Culture Detective Agency.
В интернете его не то чтобы очень жалуют из-за стремления затрагивать такие controversial темы, как гендерный вопрос и сексизм в массовой культуре. Предмет обсуждения в каждом видео облекается в максимально корректные (иногда даже с перегибом) формулировки, понятные широкой аудитории. Как результат — сдержанное одобрение в комментариях.
Что глянуть:
- «Похищение в качестве романтики» — о романтизации абьюзивного поведения в кино на примере «Пассажиров» и классического Голливуда.
- «Born sexy yesterday» — о любопытном и пока незамыленном медиатропе, романтизирующем «наивную чувственность» и психологическую незрелость киногероинь. Проще говоря — откуда берутся женские персонажи наподобие Лилу из «Пятого элемента» и кому они кажутся привлекательными.
Бонус: видео о пресловутой токсичной маскулинности. Для тех, кто готов узнать, почему агрессивное доминирование не имеет (или, по крайней мере, не должно иметь) ничего общего с пресловутым «guys being guys». Можно также закрепить впечатления, посмотрев на пример положительной мужественности, воплощенный в образе Ньюта Саламандера.
4. The Take
Канал, предназначенный для тех, кто пока просто любит кино, но уже хочет разбираться в нём чуть лучше. Дебра и Сюзанна начали с первого и весьма преуспели во втором (пригодились знания, полученные в Йельском университете).
The Take стартовал в 2016 году с двухминутного анализа пиксаровского мультфильма и за три года дорос до впечатляюще широкого разброса тем. Для удобства смотрящего наиболее ключевые из них сгруппированы в плейлисты. Есть, скажем, серия видео по миру «Игры Престолов» и отдельный цикл, посвященный киноклассике.
Что глянуть:
- «Как "Ведьма из Блэр" предсказала появление YouTube». Об экосистеме виральных видео, о маркетинге и о том, почему мы до сих пор смотрим любительские влоги с дрожащей картинкой.
- «“Оно” Стивена Кинга. Почему клоуны пугают». О природе детского страха и многоликих воплощениях абсолютного зла. С разъяснением эффекта uncanny valley и фрейдистской концепции «жуткого».
Бонус: серия видео о символизме в «Игре престолов». О значении огня в фамильных традициях Таргариенов и о том, почему культурные различия помогают выигрывать войны.
5. Is This Just Fantasy?
Несправедливо маленький канал с аналитическими разборами, набирающими несправедливо малое количество просмотров. Канал ведёт девушка Маргарита — магистр в области Film Studies и, как она сама себя называет, синефил со стажем.
Маргарита тратит много сил на создание контента (до 30 часов на один только монтаж видео, не говоря уже о сборе материала и написании текста). В идеальном мире подобные усилия должны оплачиваться сторицей, но в суровом мире видеоблогинга они не оплачиваются вообще (монетизация на всех видео канала отключена).
Что глянуть:
- «Почему мы смеемся над жестокостью» — краткий экскурс в природу комического с разъяснением механизма восприятия мрачного юмора. О том, как «эффект боггарта» проявляется в комедии Тайки Вайтити и причём здесь Платон с Аристотелем.
- «Экранизации Disney. Что означает “они жили долго и счастливо?”» — об устаревших сценариях сторителлинга и попытках Disney вписаться в новую повестку дня.
Бонус: ролик про «Унесённых призраками».
О боязни утраты идентичности и абстрактном концепте поглощения. О том, почему и то, и другое применимо не только к героям мультфильма Миядзаки, но и ко всей Японии в целом. О глобализации, культуре потребления и проблеме принятия себя.
Во второй части текста речь пойдёт о не самых очевидных русскоязычных каналах.