55 подписчиков

Титаны, боги, люди… Кто следующий?

 Продолжение  Линия: Будущее, Постчеловек, Психоинжиниринг “Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы”. Псалтирь 82:6.

Продолжение

Линия: Будущее, Постчеловек, Психоинжиниринг

“Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы”. Псалтирь 82:6.

«И дали мне жезл, сорвав ветвь зеленеющего лавра, Загляденье, и вдохнули в меня вещий глагол, Чтобы славил я что будет и что было...» Гесиод «Теогония», перевод А.В. Лебедева.

Тема войны проектов Будущего, как уже мы уже отмечали не раз, это также и вопрос о природе постчеловека/людена/метагома, как и тот факт, что война образов двух версий (реально – трех) постчеловека уже идет полным ходом.

С одной линии фронта - «усовершенствованный» машинными технологиями и деталями Homo sapiens и его «партнер» - человек с химерной генетикой (и с экстраординарными возможностями), с другой - эволюционно продвинутый (точнее – рожденный очередным ароморфорзом[1]) Homo sapiens supra-mental[2], или как его назовут еще… (а может уже не Homo, а Metahomo - метагом – т.е. «за-человек», постчеловек, или Играющий – Homo ludens).

Кроме того, «машинно-белковый супермен» в некотором смысле начинает спектр от киборога до робота (в некотором – потому как роботы в принципе продукт параллельных киборгам технологий). Заметим, роботы уже градуированы по шкале от «глупого» до «умного», включая узкоспециализированных, в том числе и для утех нижней чакры. К этому «машинно-белковому» типу примыкает и субъект со встроенными/выращенными органами. Это уже предмет генетических и близких им био-нано-технологий.

Чем может закончиться сия техно-белковая и генно-модифицированная линии эволюции – описано в 1971 году Станиславом Лемом в повести «Путешествие двадцать первое» из цикла «Звёздные дневники Йиона Тихого».

То, что именно этот путь как магистральный, выбран «западными партнёрами» по когнитивно-цифровому проекту будущего, не оставляет сомнений: Голливуд заполонил экраны киногероями с химерной генетикой, киборгами и прочими «железными человеками»… Однако же, продвигается и образ некоего сверхчеловека, чьи сверх- или паранормальные способности (ясновидение, «восьмое чувство», телепортация и пр.) есть следствие уникальности «особого генотипа», мутации или симбиоза с коллективным разумом мидихлориан, либо итог приобретенного в результате психо-травмы/стресса «дара».

И, как уже говорилось ранее, остается за кадром третий вариант – результат либо эволюции, либо ароморфоза – Metahomo ..., как более развитый вид (подвид, по Б.Ф. Поршневу) в популяциях Homo sapiens.

Ответ на вопрос о существовании Человека иного для нас очевиден, даже если он замалчивается или критикуется, исходя из той или иной парадигмы или видения глобальных процессов[3]

Прямые тому свидетельства есть (умолчим пока о личном опыте «контакта»). Взять хотя бы постулирование с 2008 г. (а реально с конца 1990-х гг.) темы и постановку задач по психоинжинирингу и рекрутингу «бойцов» «инновационного спецназа» (см. работы А.Денисова и Е. Денисовой, 2009…). Пока лишь вкратце: психоинжиниринг связан, по определению А.Денисова, с обретением (наличием) в сознании т.н. «сегмента 5» (и далее - 6), ответственного за возникновение активности сознания, связанной в свою очередь, с генерацией новых классификаторов квазипсихической активности отдельных слоев сознания… Основана такая активность сегмента 5 на первичности операции синтеза, а не анализа, как обычная интеллектуальная активность Хомо сапиенсов, обладающих сегментами сознания с 1-го по 4-й.

Подробнее, надеюсь, мы сумеем рассмотреть контуры тех, кто умеет, опять же, по А.Денисову: создавать, изменять и разрушать психические пространства.

Кроме работ А. Денисова и Е. Денисовой, наиболее продвинутым в этой сфере считается Сергей Переслегин и группа его коллег («Знаниевый реактор», «Конструирование Будущего» etc), так что мы будем порой ссылаться на их наработки и достижения.[4]

В заявленной же в заголовке теме уже есть намек на ответ, и этот ответ, в отличие от западной школы футурологов/фантастов etc , вполне явлен, и уже давно. Речь о тех, кто идет на смену Хомо сапиенса, и это метагомы или людены, как считается, созданные прозорливыми умами Аркадия и Бориса Стругацких[5]... Надо бы сказать: не «созданные», но «выявленные».

Поскольку ко времени написания книг «Жук в муравейнике» (1979-80 гг.) и «Волны гасят ветер» (1985-86 гг.), где в последней повести и появляется собственно дефиниция «людены», а в США Тимоти Лири, экспериментируя с ЛСД, сформулировал позднее постулаты о семи уровнях сознания [6], которые можно сопоставить, как со способностью люденов у Стругацких проживать некие иные формы («уровни») существования/реальности, причем с действием другого метаболизма и другой физиологии, так и с постулируемыми Денисовым в работах по нетократии «сегментами сознания 5 и 6».

Итак, насколько ожидаемо появление человека нового, иного? Да, как ни странно, вполне ожидаемо, хоть и явно не вербализируемо.

Что по этому поводу говорит «любимая всеми» античная мифология?

Хорошим тоном является ссылка на первого исторически достоверного древнегреческого поэта и рапсода Гесиода[7] (др.-греч. Ἡσίοδος; VIII—VII века до н. э.), донесшего до нас, среди прочего, эволюцию сверхбожественных сил и божественных существ, описанную в поэме «Теогония» /«Феогония» («происхождение богов»).

Гесиод, как и положено поэту, в поэтической же форме изложил уже существующую в его время некую совокупность верований и воззрений античной Греции о происхождении и родословии богов с прелюдией о Музах, воспевании Зевса etc. Также в «Теогонии» упоминается легенда о ящике Пандоры.

 Продолжение  Линия: Будущее, Постчеловек, Психоинжиниринг “Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы”. Псалтирь 82:6.-2

Поэтапно Гесиод повествует о зарождении мира, затем - о титанах, после - богах-олимпийцах и, наконец, о героях (людях, или людях со смешанной с богами генетикой). Смеем напомнить (ибо общеизвестно), что по Гесиоду, ка принято считать, в Начале был Хаос[8], потом появилась Гея (Земля), Тартар (Подземный мир, своего рода Аид для богов, "туманный" и ужасный, ибо его страшатся даже сами боги) и Эрос[9] (Притяжение, Гравитация). Однако отметим, что Гея и Океан рождены после Хаоса, а не из него. Ибо сам Хаос - это уже как-то структурированное пространство. А вот Хаосмос и есть изначальный "не-порядок". Также добавим, что в историю культуры вошел некорректно трактуемый термин "Эрос", не имеющий к понятию "Любовь" никакого отношения. Вот "Эрот" - да, тот, рожденный от Афродиты и от неизвестного отца (список претендентов есть в Википедии), отвечает за те самые отношения.

От Хаоса же рождается Ночь - Нюкта и Мрак - Эреб. Ночь рождает Эфира и День от Эреба. Гея же рождает Урана и нимф. От брака Геи с Ураном рождаются первые боги — титаны («простирающиеся»): шесть братьев - Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер - Фетида, Феба, Мнемозина, Тейя, Фемида, Рея, вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов - Прометея, Гелиоса, Селену, Эос (Аврору) и других.

Также от этого союза Гея родила циклопов и гекатонхейров.

Затем развертывается интрига: Уран прячет своих детей в недрах Земли, а младший из титанов Кронос по совету/просьбе матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость, и занял место верховного бога титанов. Из крови Урана родились эринии («гневные», богини мести), гиганты и нимфы. Пока член Урана плавал по морю, вокруг него образовалась пена (и пристала к берегу Кипра), из которой потом появилась Афродита, или Киприда (дочь Кипра).

Далее рождаются различные боги, из которых стоит упомянуть мойр (богини судьбы, которые родились до олимпийцев, а, значит, последние были им подвластны), и т. д. Также появляются различные божества-реки. Далее повествуется о рождении новых богов[10] Реей от Крона: Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Крон, зная, что в соответствии с пророчеством он будет свергнут одним из своих детей, глотает их одного за другим, но самого младшего — Зевса — Гея прячет на острове Крит, а вместо Зевса подкладывает Крону камень.

Затем повествуется о рождении новых богов (Афина, Фебос, Арес и т. д.), о титаномахии (битве олимпийских богов с титанами за власть над миром, кому интересно – кратко вся интрига изложена в Яндекс Дзен), и героях, которые должны будут спасти богов от гигантов.

По сути дела, как считают специалисты, «Гесиод - систематизатор известных ко времени его жизни древнегреческих мифов. Не являясь их автором, Гесиод одним из первых записал мифы и придал им некую логическую стройность».

Наибольшую известность в культуре, благодаря, в том числе и версиям древнегреческой мифологии для детей, получили олимпийские боги - дети Кроноса и Реи - Гестия, Деметра, Гера, Аид (Гадес), Посейдон и Зевс, а также их потомки - Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Пантеон олимпийцев возглавил Зеус/ Зевс.

Придется ради полноты картины вернуться к началу.

Хаос, у Гесиода как бы взявшийся ниоткуда, имеет вполне определенное происхождение из Мглы/Тумана/ «Потенции» – Calligo (лат.) в сочинении Гая Юлия Гигина «Мифы». В свою очередь, Ночь и День, Эреб и Эфир рождаются не от Хаоса, а от его связи с Мглой. По мнению русского философа А.Ф. Лосева, подобная схема Гигина делает конструкцию более стройной и указывает, что источник Гигина был более поздним, нежели поэма Гесиода.

Мы же заметим, что такая схема вполне соответствует ведийской модели генезиса Вселенной, Земли и жизни (понятно, в своей, ведийской же, терминологии), но также «дешифруется» и сквозь призму теории Времени, созданную гениальным Н.А. Козыревым.

Другое дело, что ни Гесиод, ни Гигин не экстраполируют расклад сил богов и людей/героев в будущее. Притом, что имманентно в их конструкциях "зашита" идея скорее не эволюции, но становления, и смены с течением времени «доминантного вида» в иерархии проявленного мира. То есть, подразумевается, что на смену Человеку придет Тот, кто Придет. Иной. И придет он, вероятнее всего, через интригу, подобную титаномахии, или непростым взаимоотношениям богов и людей.

И, как справедливо и неоднократно говорил С.Б. Переслегин, «каждый последующий шаг отрицает предыдущий, и все предыдущие шаги»[11]. Такова диалектика антиков.

Слева: Критий и Несиот. Тираноборцы (Гармонидий и Аристогитон), V век до н.э., Бронза, римская копия с др.-греческого оригинала. Справа: Скульптура - проект И.Д. Шадра для Международной выставки в Париже, 1936 год.
Слева: Критий и Несиот. Тираноборцы (Гармонидий и Аристогитон), V век до н.э., Бронза, римская копия с др.-греческого оригинала. Справа: Скульптура - проект И.Д. Шадра для Международной выставки в Париже, 1936 год.

Теперь уже видно невооружённым глазом, куда мы клоним: да, следующий за Хомо сапиенсом актор реальности грядет, или, как, мы считаем, он уже здесь.

«Ответ его (Тойво Глумова – Прим. автора) запомнился. Он испытывает неприязнь к самой идее Прогрессорства. Если можно, он не станет углубляться в подробности. Просто он, Прогрессор, относится к Прогрессорству отрицательно. И там (он показал большим пальцем через плечо) ему пришла в голову очень тривиальная мысль: пока он, размахивая шпагой, топчется по булыжнику Арканарских площадей, здесь (он показал указательным пальцем себе под ноги) какой-нибудь ловкач в модном радужном плащике и с метавизиркой через плечо прохаживается по площадям Свердловска».
Стругацкий А., Стругацкий Б. Волны гасят ветер // Знание — сила. 1985. № 6. C. 48.

Сергей Новопашин

Продолжение следует: Айсберг гасит волны

Сноски:

[1] Ароморфоз — прогрессивное резкое эволюционное изменение строения, приводящее к общему усложнению уровня организации организмов и повышению жизнедеятельности. Термин А.Н. Северцова (1866-1936), основоположника эволюционной морфологии животных.

[2] В понимание деятелей New Age, например Шри Ауробиндо.

[3] Так, ряд экспертов/аналитиков еще в 1999 году принял тезис Сергея Переслегина о «люденах США» чуть ли не в штыки «...Иными словами, я утверждаю, что в Соединенных Штатах Америки реальная власть принадлежит люденам, использующим плоды высоких психологических технологий для обеспечения функционирования насыщающей экономики...» (Переслегин С.Б. Кто хозяином здесь, 1999).

[4] При всем уважении к Виктору Прудникову (см. предыдущую публикацию), посвятившего свою работу по разбору прогрессорства и Странников в XXII веке с привязкой к веку нынешнему, его оценка С.Б. Переслегина как «темпорального прогрессора» полярна нашей оценке.

[5] А. и Б. Стругацкие. Волны гасят ветер //«Знание — сила» № 6-12,1985; № 1, 3,1986.

[6] Лири Т. Семь языков бога (частичный перевод книги «Chaos & Cyberculture».) 1995.

[7] Гесиод, считается, жил в Беотии в деревне Аскра (неподалеку от г. Фивы), и является автором двух поэм - "Труды и дни" и "Теогония". Первая поэма посвящена в большей степени морально-этическим вопросам, ибо основное содержание ее - наставление Гесиода своему непутевому брату Персу. Вторая поэма - "Теогония" - заключает в себе повествование о происхождении богов. Произведения Гесиода были крайне почитаемыми во всей Древней Греции, а сам Гесиод считался одним из великих мудрецов, наряду с Гомером и Орфеем.

[8] Ничего негативного понятие Хаос/Гаос/Гас не несет, это всего лишь «Раскрытие».

[9] Позволим акцентировать сей важный для понимания момент, повлекший в дальнейшем немало путаницы: «фрейдовский» Эрос вовсе ни Эрос, а Эрот (чувственное влечение), ибо Эрос – суть «гравитация», масштаб его «притяжения» несоизмерим с сугубо узким влечением полов. Да и в целом, Фрейд (наст.имя Сигизмунд Шломо) сознательно все перевернул с ног на голову (даже посягнув на священную для иудеев структуру Древа сефирот) , но это отдельный разговор.

[10] В верованиях Древней Греции выделяются две группы богов: титаны, - боги второго поколения и олимпийские боги, или олимпийцы - боги третьего поколения.

[11] Между делом заметим, что абсолютно бессмысленно выстраивать стратегии на основе прогнозов трендов. Так как все эти «дежурные» прогнозы и стратегии, горячо любимые госструктурами и корпорациями, становятся бесполезными при проявлении/обнаружении «черных лебедей» (по Нассиму Талебу) или «диких карт» (по Сергею Переслегину). Ибо они делают новую сборку реальности, отрицающую предыдущие реальности, тренды и пр. Древние прекрасно знали об этом, и «не парились», наведываясь по случаю к Оракулу.