Если вы видите балерину, то можете определить художника с вероятностью 90%.
Дега выбрал своей темой в живописи изображение моющихся женщин, балерин и скачущих лошадей. Всю жизнь он стремился запечатлеть мгновение, изобразить движение. Это отличает его от других импрессионистов, которые тоже пытались изобразить миг, передать впечатление (impression), но ловили его в основном на открытом воздухе, писали пейзажи.
Всю жизнь он стремился к совершенству, к передаче точнейших движений. Нередко он перерисовывал картины на протяжении 10-20 лет. Иногда даже приходилось красть и выкупать уже проданные или подаренные работы.
Скульптуру "Четырнадцатилетняя танцовщица" Дега мял десятки раз. Может, ему нравился процесс работы, может, он был фанатичный педант.
Про эту скульптуру художник говорил: «Если бы мне дали полную шапку бриллиантов, то это не доставило бы мне той радости, которую я испытал, когда сломал ее ради удовольствия начать все сначала…»
А про процесс создания живописи вот что: "Что нужно сделать в живописи? Если бы я это знал, я бы давно уже сделал. Я всю жизнь пробую".
Однако, скульптуру нещадно ругали критики: это обезьяна, она не пропорциональна, где Дега видел таких уродливых танцовщиц?
«Голубые танцовщицы» - картина, сделавшая его знаменитым, хотя и ее ругали критики. Увидеть ее мы можем в Пушкинском музее 😉
Дега не сильно расстраивался из-за критики в свой адрес. Он отвечал, что только глупец может ждать похвалы от того, кто сам не может ничего создать. Он был остер на язык, и его фразочки часто разлетались на цитаты.
Например, про обучение художников Дега говорил: "Нужно снова и снова копировать старых мастеров, и только после того, как вы покажете себя хорошим копиистом, вам можно разрешить сделать с натуры редиску."
На картине "Голубые танцовщицы" изображены 4 балерины за кулисами, а быть может, это одна балерина во время движения. Необычен для того времени ракурс изображения – сверху, как будто художник подсмотрел, что происходит за сценой. Изображение размыто - мы даже не можем рассмотреть лица. Так Дега передает их движение, легкое и ускользающее. .
Есть версия, что это не 4 балерины, а одна в разные мгновения танца. Как мультик.
А вы как думаете?
Такая интерпретация подходит ко многим изображениям танца Дега.
И самая знаменитая моющаяся женщина Дега. Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – “это всё равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину”. Это не натурщицы, они не позируют. Это просто женщины, которых подловили за обыденным занятием.
Хотя на самом деле некоторые из них и есть натурщицы. Просто позировали они совершенно по-другому. Дега просил их просто ходить по мастерской и расчесываться, заниматься своим обычным туалетом.
Обнаженные женщина Дега не стесняются, не кокетничают, ни стараются соблазнить. Именно этим Дега привлекала эта тема с тазиком.
А вот и автопортрет художника.
Не сохранилось никакой информации о любовных романах Дега, неизвестно и о связях с танцовщицами и натурщицами. Видимо, этот красавчик целиком и полностью посвятил себя искусству...