Найти тему

Фильмы-эксплуататроы: как за копейки изобразить блокбастер

Каждый любитель кино наверняка слышал такое словосочетание, как «эксплуатационное кино». Можно просто экспло. Отзываются о нем в основном с неприязнью, самые популярные ассоциации — низкобюджетный трэш и эротика. На любой фильм с подобным контентом критики с удовольствием лепят этот ярлык. В принципе, не без этого, но в экспло есть и много чего еще. И это вовсе не так плохо, как принято считать. Сегодня поговорим о том, что собой представляет эксплуатационное кино, так ли оно плохо, почему от него никуда не деться и надо ли деваться. Итак…

     Погнали!
Погнали!

Что это?

Для начала — это не жанр. Это огромное количество жанров, о которых вы, скорее всего, не слышали, хотя образцы некоторых из них видели точно. Многие ли знают, например, что такое слэшер? Только фанаты хоррора. Так вот, слэшер — ужастик про маньяка, который охотится на подростков, вырезая уединившуюся где-нибудь компанию за одну ночь. «Кошмар на улице Вязов», «Хэллоуин», «Крик»… Да, все это экспло. Даже самые преданные фанаты этих циклов не подозревают об истинном жанре любимых фильмов.

     Майк Майерс. Половина хорроров восьмидесятых вышла благодаря его успеху
Майк Майерс. Половина хорроров восьмидесятых вышла благодаря его успеху

А как насчет олдскульного «видеосалонного» боевика «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо»? Классика жанра bikersploitation — кино о байкерах. Большая часть экспло-жанров называется именно по этому принципу: carsploitation (фильмы о машинах, гонках и так далее, вроде экранизаций видеоигры Need for speed), junglesploitation (фильмы о приключениях в джунглях — в принципе, первый «Хищник» в эту категорию вполне попадает), sexploitation (ну, вы поняли), punxploitation (фильмы о панках), warsploitation (стандартные боевики в антураже реальных военных конфликтов)… Кстати, последний жанр неплохо прижился в России. Только в американских образцах, вдохновленных «Апокалипсисом сегодня» и ранними фильмами Оливера Стоуна, действие происходит в основном в Азии (Вьетнам, Камбоджа, Корея, Афганистан), а наши истории вроде «Военной разведки» рассказывают о Великой Отечественной и холодной войнах.

     Фильмы о Рэмбо — классика warsploitation
Фильмы о Рэмбо — классика warsploitation

Еще некоторые жанры достойны отдельного внимания. Например, есть группа «национальных» жанров — жанровый ярлык получает любое кино, снятое в определенной стране. Thaisploitation, ozsploitation (австралийское кино, главным фильмом которого считается «Безумный Макс»), turksploitation… Какое-то оправдание есть только в последнем случае, так как турецкое кино состоит в основном из контрафактных ремейков западных блокбастеров. «Человек, который спас мир» — ремейк «Звездных войн», «Маленькая Айша и волшебные гномы в стране мечты» — собственная версия «Волшебника страны Оз» 1939 года и все в таком духе. Кстати, на этом же основании можно ввести термин indsploitation. Еще в этой группе есть еврокрайм — европейское криминальное кино (отдельные, особо удачные его образцы вроде «Признания комиссара полиции прокурору Республики» и «Прощай, полицейский!» показывали в СССР). И еврохоррор тоже есть. Особенно можно выделить джалло — мрачные, готичные и кровавые итальянские триллеры про маньяков, популярные в семидесятые. Именно на них сделали себе имя Дарио Ардженто, Лючио Фульчи и еще некоторые известные в сфере хоррора режиссеры.

Если отойти от «национальной» группы, в первую очередь вспоминаются пеплумы — фильмах на античные и библейские темы. Пожалуй, это самый необычный экспло-жанр. Прочие «эксплуатэйшены» снимаются на копейки, а в жанре пеплума часто встречаются настоящие блокбастеры с термоядерным бюджетом и явным стремлением его продемонстрировать: масштабные бои, сотни статистов, длительность не меньше двух с половиной часов… «Клеопатра» 1963 года вообще стала самым дорогим фильмом в истории (с учетом инфляции). А забрала она эту позицию у другого пеплума — «Бен-Гура» Уильяма Уайлера. А другой «Бен-Гур», вышедший в 1927 году, стал самым дорогим проектом немого кино. Впечатляет? Впрочем, и в этом жанре есть низкобюджетные поделки.

     Гонка на колесницах из «Бен-Гура»-59 — официально одна из лучших сцен в истории кино
Гонка на колесницах из «Бен-Гура»-59 — официально одна из лучших сцен в истории кино

Ну, и памятные каждому фильмы о боевых искусствах, фильмы про ниндзя (и японские вроде серии «Синоби», и американские вроде «Американского ниндзя») и недавно вышедшие из моды зомби-муви (от «Ночи живых мертвецов» и «Обители зла» до каких-нибудь «Бобров-зомби» (да вот, и такое кино есть!)).

И, наконец, мокбастеры — дешевые, кое-как сделанные подделки под крупные блокбастеры, которые маскируются под пародии и сиквелы. Есть, например, «Трансформеры», а есть «Трансморферы». И все в таком духе.

И что из всего этого списка следует? А следует из него тот факт, что экспло есть совокупность жанров, каждый из которых эксплуатирует одну-две определенных темы, модных в конкретное время, с целью заработать. По сути, любое кино, пытающееся выехать на популярности известного фильма, относится к экспло. Просто термины в духе «что-то там –sploitation» придумывать уже не модно. Поэтому критики их и ругают: никаких великих истин, ничего того, что делает кино великим, там нет. Это коммерческие поделки разного качества и не более того. И, как любые коммерческие поделки, они отхватывают от высоколобых интеллектуалов много пинков за отсутствие второго дна, мордобой, обнаженку, бюджетные спецэффекты и общую тупость. Везет только пеплумам, и то через раз — «Гладиатор» Ридли Скотта стал легендой, а вот его же «Исход: цари и боги» не понравился никому. Джалло тоже хвалили (эх, были времена, когда ужастики собирали в серьезной прессе не только подзатыльники!) Но большинство экспло-фильмов все же окупаются. Почему?

Как это работает?

Очень просто работает — в кино выходит фильм в определенном жанре, набирает популярность, а все, кому не лень и у кого есть хоть какие-то деньги, старается заработать на чужой популярности. В 1978 на экраны вышел «Хэллоуин» — и потянулись на экран слэшеры. Без него не было бы «Улицы Вязов» и «Пятницы, 13-е». Выстрелила «Обитель зла» — и зомби-муви надолго воцарились на экранах: и ремейк «Рассвета мертвецов», и «Акулы-зомби», и «Зомбилэнд» — список можно продолжать долго. После успеха бондианы в Европе какое-то время был популярен жанр eurospy. Пока оригинал на устах, потомки будут плодиться. Пеплум отличился и здесь — на данный момент он возрождался трижды. Родился он благодаря «Кабирии» 1914 года, в первый раз возродился в 1950-е благодаря «Камо грядеши» 1951 года, а во второй раз — благодаря оскароносному «Гладиатору». И прожил довольно долго — эта волна завершилась только в 2016 ремейком «Бен-Гура» от Тимура Бекмамбетова

     «Обитель зла» наряду с «Гладиатором» стала одним из самых ярких примеров эксплуатационного кино в нашем веке
«Обитель зла» наряду с «Гладиатором» стала одним из самых ярких примеров эксплуатационного кино в нашем веке

Отдельно скажем о мокбастерах. Эти фильмы, как уже говорилось выше, эксплуатируют не тематику популярной картины, а ее саму, ее название, сюжет и прочее. Пример подал в 1930-е фильм «Возвращение Доктора Икс», маскирующийся под сиквел культового ужастика 1932 года «Доктор Икс». В обоих фильмах есть доктора с одинаковым прозвищем, связанные с серией убийств, и журналист, который «серию» расследует, мешая полиции. Название выглядит хорошо для сиквела, даже дата премьеры — третье августа — подобрана та же, что и у оригинала. На поток эти шедевры плагиата встали уже в шестидесятые, а окончательно осознали себя в начале девяностых вместе с «Карнозавром» Роджера Кормана — ужастиком о динозаврах, премьеру которого привязали к «Парку Юрского периода». И зрители шли на него, покупали кассеты, и все только потому, что на постере был динозавр. Но вместо шикарного кино с ящерами, нарисованными на компьютере по передовым (даже сейчас) технологиям их ждали резиновые куклы, громящие игрушечный город. Фильм окупился за счет шедевра Спилберга, который существенного вреда не получил. А через двенадцать лет за дело взялась студия Asylum, ставшая чуть ли не монополистом на рынке мокбастеров. «Война миров Герберта Уэллса», «Трансморферы», «Терминаторы»… Вы о них не слышали, но тысячи зрителей натыкаются на них в поисках популярных блокбастерах. И все они окупились за счет низкого бюджета и популярности оригинала. Зачем стараться, если можно слепить что-то на коленке и подстроить под тех, кто уже постарался? Пожалуй, мокбастеры стали апофеозом смеси творческой лени и желания заработать по-быстрому, которая и движет эксплуатационным кино.

     Кадр из «Парка Юрского периода»…
Кадр из «Парка Юрского периода»…
     …и "Карнозавра", который окупился за счет успеха оригинала и крошечного бюджета. Динозавр на постере иногда творит чудеса!
…и "Карнозавра", который окупился за счет успеха оригинала и крошечного бюджета. Динозавр на постере иногда творит чудеса!

Так что, критики правы?

Чаще всего да, к сожалению. Стандартный сюжет — одно из самых популярных обвинений, предъявляемых почти любому кино вне зависимости от масштаба и популярности. И основания на то есть. Каждый жанр, тем более построенный вокруг узкого круга тем, обречен на обилие штампов и сравнение с «прародителем». Смотрели «Хэллоуин»? Возьмите любой другой слэшер, будь то легендарная «Улица Вязов» или забытый «Отсчет тел», и наблюдайте за знакомыми сюжетными поворотами. Смотрели «Обитель зла» и «Я — легенда»? В любом стандартном зомби-муви найдете компанию героев, которые где-нибудь окопались и отстреливаются от зомби, а в крови одного из них, скорее всего, скрыт секрет спасения всего человечества. Бла-бла-бла.

     В "Легенде" вместо зомби — не менее противные вампиры. Но суть та же
В "Легенде" вместо зомби — не менее противные вампиры. Но суть та же

Но исключения есть всегда. Есть крепкие, вышедшие в народ боевики вроде «Харлея Дэвидсона…». Жанр пеплума оправдывает свое существование одной только сценой гонок на колесницах из старого «Бен-Гура» (а еще там есть морское сражение, о котором редко вспоминают). Образцы еврокрайма не зря пускали на советские экраны: у лиц, ответственных за прокат зарубежных фильмов, был хороший вкус. Это действительно умные, серьезные и при этом легкие боевики и триллеры. Да и на телевидении жанр отличился — сериал «Спрут» помнят до сих пор. А в жанре пеплума существуют сериалы «Рим» и «Спартак», о которых хотя бы слышал каждый поклонник малого экрана. Главный представитель жанра eurospy — британский сериал шестидесятых «Мстители» с Патриком Макни и Дайаной Ригг. Это тоже экспло. Коммерческие поделки можно делать по-разному, и среди них иногда встречаются шедевры. Экспло возникло естественным образом — в мире коммерческого кино оно не могло не появиться. Деться от него некуда, но нельзя сказать, что оно плохо как явление. А кое в чем оно даже хорошо — отдельные образцы заслуженно стали бессмертной классикой. Так что вперед, экспло!

     Экспло  бессмертно, как мафия, и многие считают его таким же спрутом для кино.  На самом деле это скорее среда обитания, сгенерированная зрительскими  вкусами
Экспло бессмертно, как мафия, и многие считают его таким же спрутом для кино. На самом деле это скорее среда обитания, сгенерированная зрительскими вкусами