Найти тему

Советские мотороллеры из Тулы – какие они были и почему их производство заглохло и прекратилось?

Не знаю, как вы, а я помню советские мотороллеры очень хорошо. Недалеко от нашего дома был магазин МотоВело, или как-то он там ещё назывался, и там продавали Муравья – грузовой мотороллер. Не знаю почему, но меня всегда тянуло именно к этому Муравью, я мог по полчаса стоять возле него, трогать все его части, и когда никто не смотрел, залазил на сиденье и в грузой отсек, что заканчивалось «выгонянием» меня из магазина.

Вот такой он был, только красного цвета
Вот такой он был, только красного цвета

Сегодня я хочу рассказать вам историю появления и развития советских мотороллеров. Началось всё примерно в 1950-х годах на Тульском машиностроительном заводе. Хотя многие уверены, что эпоха советских мотороллеров началась с Тулы, которая была скопирована с итальянских мотороллеров, на самом деле всё было далеко не так.

Первый советский мотороллер был построен в связи с массовым переводом оборонных заводов в мирное русло. Война давно уже закончилась, оружием и военной техникой советская армия затарилась по самые уши, так что пришлось сворачивать предприятия, работающие на оборонку, и давать им новые, гражданские и общественно-полезные задачи. Тульскому машиностроительному заводу предложили освоить выпуск мотороллеров, взяв за основу немецкий мотороллер Goggo-roller TA200, который был вывезен после войны вместе с оборудованием из Германии. Взяв за основу аппарат немецкой фирмыHansGlasGmbH,заводчане с Тульского машиностроительного завода смогли сделать советский мотороллер, только в серию он не пошел.

Опытный вариант советского мотороллера Тула
Опытный вариант советского мотороллера Тула

Серийное производство тульских мотороллеров было налажено только в 1957 году, когда появился мотороллер Тула Т-200. Одновременно с ним на Вятско-Полянском машиностроительном заводе начали выпускать мотороллер Вятка, но это уже совсем другая история, мы сегодня разбираемся с тульскими мотороллерами.

Мотороллер Тула Т-200 получил мотор с рабочим объёмом 200 кубических сантиметров и четырёхступенчатую коробку передач. Мотор был с воздушным охлаждением принудительного типа. Надо сказать, что благодаря куче железного обвеса и маленьким вентиляционным отверстиях, летом мотороллер часто страдал от перегрева.

Мотороллер Тула Т-200 имел мощность 8 лошадиных сил, и весил при этом 155 кг. Несмотря на внушительный вес, мотороллер разгонялся до максимальных 80 км/ч. Благодаря своим техническим параметрам и лёгкости освоения, Тула Т-200 пользовался неплохим спросом, но заводчане прекрасно понимали, что аппарат «сырой» и нуждается в доработках.

Тула Т-200М
Тула Т-200М

В 1961 году появилась новая Тула, названная Т-200М, что значит «модернизированная». Новый мотороллер получил переднюю вилку толкающего типа, вместо тянущей, мотор форсировали до 9 л.с, а также появился новый масляный фильтр. Чтобы составить серьёзную конкуренцию Вятке, было решено выпустить Тулу ТГ-200 Муравей, и Тулу Т200К с коляской.

В середине 1960-х годов на Тульском машиностроительном заводе появился мотороллер ТМЗ по прозвищу «Конёк-горбунок». Новый мотороллер имел мотор 350 кубиков с высокой мощность 32,5 л.с. К сожалению, мотороллер этот так и не стал серийным.

Конёк-горбунок
Конёк-горбунок

В конце 1960-х годов завод выпусти мотороллер Турист с мотором 200 кубиков и мощностью 11 л.с. Но новый мотороллер не пользовался особым спросом, в городах люди уже хотели автомобили, а в сельской местности маленькие колёсики вязли на просёлочных тропках, да и тяжёлым он был для преодоления даже лёгкого бездорожья.

В начале 1980-х годов появился мотороллер Тулица и Тулица-02М. Эти мотороллеры были немного легче своих предшественников, но всё равно, слишком тяжёлыми, 140 и 134 кг соответственно.

Спрос на новые модели так и не появился, так что единственным продуктом, который покупали стабильно, долгое время был Муравей, да и того в 1996 году сняли с производства, закончив тем самым историю тульских мотороллеров.

Турист
Турист

Пишите в комментариях, видели ли вы такую технику во времена СССР, и не забывайте про подписку на канал!