I'l be back. Чего ждать от эпохи железяк?

На сегодняшний день практически все сферы нашей цивилизации автоматизированы в той или иной степени. Мы с Вами тяжело себе представляем свою жизнь без гаджетов, компьютеров, интернета...

Железные мозги пробрались даже в спорт, чего только стоят роботы выполняющие акробатические трюки и соревнующиеся в беге на короткие дистанции с человеком.

На сегодняшний день практически все сферы нашей цивилизации автоматизированы в той или иной степени. Мы с Вами тяжело себе представляем свою жизнь без гаджетов, компьютеров, интернета...

Не обошла стороной всеобщая автоматизация и шахматы (кстати что это для Вас спорт, искусство или наука?). Свое начало развитие "компьютерных шахмат" берет с 1769 года, когда венгерский инженер Барон Вольфганг фон Кемпелен дабы развлечь Австрийскую Королеву Марию Терезу построил машину, которая умела играть в шахматы. Но выдаваемую за машину устройство "играло" при помощи спрятанного внутри нее мастера.

Далее через полтора с лишним столетия к идее автоматизации шахматной игры подключился Алан Тьюринг, великий математик. Но поскольку на тот момент еще не существовало компьютера, который был бы способен выполнять подобные алгоритмы, то он решил сам выступить в этой роли. Следуя своим же инструкциям, Тьюринг действовал как «человек-компьютер», и у него уходило более получаса на то, чтобы совершить один ход.

Далее подключился Клод Шеннон, еще один великий математик... разрабатывались все новые и новые подходы, например алгоритм "альфа-бета", разработанный в 1958 году тремя учеными из Питтсбурга. Разработчики утверждали, что если отбросить довольно большую часть поиска вариантов, то это не повлияет на конечный результат и что самое главное в данном алгоритме используется только математика и каки-либо знаний в области шахмат не требовалось. Компьютер проанализировав один из возможных ходов давал ему оценку и переходил к другому ходу, если у последующего хода оценка была ниже предыдущего, то исследование второго хода может быть прекращено и.т.д.

В настоящий момент самая сильная компьютерная программа

Stockfish 10 имеет рейтинг ЭЛО 3551, при том что его белковый оппонент "О Великий и опасный" чемпион мира по шахматам норвежец Магнус Карлсен имеет рейтинг ЭЛО 2872. Разница огромная, это чтобы вы понимали как разница между второразрядником и гроссмейстером.

Так, что у человечества уже не будет возможности потягаться с компьютером на равных, как в свое время у Гарри Каспарова. Но оно и к лучшему, "железяки" помогают изучать шахматы, готовиться к соревнованиям, да и дают почву для размышлений программистам-разработчикам, чтобы сделать еще более совершенные алгоритмы.

На этом все друзья! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии! До новых встреч!