3K подписчиков

Подозреваемые Свидетели

Как живет община одной из самых порицаемых религиозных организаций

Как живет община одной из самых порицаемых религиозных организаций  «Нашла коса на камень, когда Свидетели Иеговы постучались в дверь психиатра».

«Нашла коса на камень, когда Свидетели Иеговы постучались в дверь психиатра». В народном фольклоре существует целый пласт как анекдотов, так и страшных историй об этой общине. Сегодня Свидетели Иеговы – самое массовое движение постхристианского толка в нашей стране. Автор «Заповедника» отправился на экскурсию в вефиль – место, где проживают самые преданные последователи этого движения, – и выяснил, как Свидетели оценивают свои взаимоотношения с внешним миром.

В день нашего приезда Свидетели Иеговы встречались с группой религиоведов, выступавших на конференции в Санкт-Петербургском Христианском университете, к которой мы присоединились.

«Так, все на месте? – крикнул энергичный мужчина лет 60. – Язычники на месте? Тогда поехали».

Группой религиоведов руководил Михаил Одинцов, доктор исторических наук, профессор, президент общественной организации «Объединение исследователей религии».

Мы понятия не имели, что нас ждет. Образ Свидетелей Иеговы складывался из статей религиоведа Александра Дворкина о коварных палачах и несчастных зомбированных жертвах. Сначала вефиль представлялся загадочным фаланстером с рисунка XIX века. Затем чем-то вроде студенческого общежития в провинциальном городе – c большим количеством кроватей, облупленными стенами и потолком, где живут забитые люди низкого роста. Перед поездкой мы раздобыли длинные юбки, краситься не стали, чтобы не вызывать раздражение у служителей культа.

У ворот вефиля нас встретил Алексей (имя изменено), мужчина средних лет в синем костюме и красном галстуке. Вообще, сложилось ощущение, что мы попали не в одну из самых спорно оцениваемых религиозных организаций, а на Белую площадь в Москве. Почти все, кто нам встречался, выглядели как менеджеры среднего звена, консультанты или финансисты. Женщины – на каблуках и с аккуратным макияжем, мужчины – в узких брюках и светлых офисных рубашках. В обращении к нам поначалу чувствовалась настороженность – вежливая уклончивость и односложные ответы, – но затем она исчезла.

Вефиль представляет собой очень ухоженный, по-европейски аккуратный коттеджный поселок. Свидетели Иеговы заняли эту территорию в Курортном районе Ленинградской области в 1992 году. Раньше здесь был пионерский лагерь. Вдоль прогулочных аллей стоят модные деревянные лавочки, есть спортивная площадка, качели, сауна и поляна для пикника. Даже специальные приспособления, чтобы готовить блины на открытом огне. Количество велосипедных парковок на квадратный километр примерно соответствует их плотности в Амстердаме. Есть японский сад и небольшой пруд. Вместо храма – так называемый Зал Царства. Он представляет собой конференц-холл с кафедрой и небольшой сценой. Рядом с каждым креслом закреплен микрофон. Любой пришедший имеет право голоса.

Фото: Катерина Кожевина
Фото: Катерина Кожевина

Для последователей этого движения существует только один ветхозаветный Бог – Иегова (или Яхве). Христос же Богом не является, но является Сыном Бога, которому тот даровал бессмертие. Учение о триединстве божества Свидетели Иеговы относят к разряду ересей. Основная их цель – спасение, собственное и других людей. Причем спасение возможно только в рамках созданной ими корпорации, Царства Божьего.

Согласно представлениям Свидетелей Иеговы, Царство Божье (или небесное царство) напоминает государство. У него есть верховный правитель – в лице Иеговы и правитель-наместник – Иисус. Как написано на официальном сайте jw.org, «Когда человек умирает, он перестает существовать (Псалом 146:4; Экклезиаст 9:5, 10). Бог не мучит людей в огненном аду». Однако с помощью воскресения он сможет вернуть к жизни миллионы, которые согласятся следовать по его пути. Остальные просто будут уничтожены.

Движение Свидетели Иеговы представляет собой строго иерархичную систему, где все подчинено работе для выполнения миссии. Именно поэтому, согласно исследованиям социолога религии Романа Лункина, в начале 90-х в составе Свидетелей Иеговы было много технической интеллигенции, бывших партийных работников, которые после развала СССР утратили смысл существования и находились в поисках новой истины, идеологии. Будучи своеобразным государством в государстве, Свидетели Иеговы призывают своих адептов отказаться от отмечания любых праздников (в том числе дня рождения), дней воинской славы, а также от голосования на выборах, обучения в вузах, членства в общественных организациях, приветствия государственных флагов и гимнов. То есть фактически Свидетели Иеговы открыто проявляют свою нелояльность по отношению к государству и нормам социального этикета.

В вефиле живут волонтеры, которые занимаются в основном переводческой деятельностью, регулируют поставки богословской литературы и координируют деятельность Залов Царств по всей стране. Попасть сюда – большая честь. Со слов нашего экскурсовода Алексея, из регионов делегируют самых преданных последователей.

По разным источникам, в России насчитывается от 110 000 до 350 000 Свидетелей Иеговых. Управленческий и переводческий центр (вефиль) находится в Ленинградской области. Всего на территории вефиля проживают 400 человек, среди них 15 иностранцев.

Фото: Катерина Кожевина
Фото: Катерина Кожевина

Через некоторое время к нашей группе присоединился элегантный мужчина, который всем дружелюбно улыбался. Его представили как юриста, который будет следить за ходом беседы и накладывать вето на нежелательные вопросы. Правда, этим правом он так и не воспользовался.

Буржуазный лоск поселку добавляли крытые переходы. Зимой, чтобы не продрогнуть под промозглым питерским ветром, Свидетели Иеговы могут перемещаться от столовой к своим рабочим местам, жилым корпусам и Залу Царств по длинным стеклянным коридорам. На стеклах изображены черные птицы, чтобы отпугивать голубей и воробьев, иначе те могут врезаться в стекло.

В столовой в день нашего приезда приготовили запеченную в фольге красную рыбу, спаржу, курицу и другую пищу, которую подают на бизнес-ланчах в хороших отелях. Едят Свидетели Иеговы все в одном зале в одно время. Блюда приносят официанты. Пищу «делят» между всеми, кто сидит за столом (примерно 10 человек), – каждый по очереди накладывает себе из общей посуды. Нас посадили за один из таких столов. Во время обеда ненавязчиво завязалась беседа о Бродском – за день до нашего приезда в вефиле был литературный вечер, на котором читали стихи. Также здесь частенько проходят музыкальные встречи. Во многих помещениях, куда нас заводили (даже в сауне), стояло фортепиано. Я осторожно завела разговор о вере.

Сидящая рядом дама средних лет уверенно заявила, что Свидетели Иеговы – это неопротестанты. Вообще о себе новые знакомые говорили спокойно, не кичились положением «избранных», не пытались нас завербовать и задавали трезвые вопросы о социологии. После окончания трапезы нас деликатно предупредили, что сейчас состоится коллективная молитва, мол, «не пугайтесь, что все вдруг вскочат со своих мест».

Фото: Катерина Кожевина
Фото: Катерина Кожевина

После обеда в небольшом зале с нами встретились представители руководства общины в России. Они рассказывали, что Свидетели Иеговы придерживаются политического нейтралитета, так как верны «небесному правительству». Сегодня, как и в советское время, чувствуют себя под постоянным наблюдением, жалуются на преследования. Я спросила, что они сами думают о причинах такого поведения со стороны государственных органов. В первую очередь звучат причины идеологические: «Мы не желаем участвовать в политической борьбе, не проявляем лояльности действующей власти». Даже во времена нацистской Германии, со слов наших собеседников, Свидетели Иеговы отказывались произносить известное всем приветствие, за что массово отправлялись в концлагеря и приговаривались к расстрелу. Среди прочего была брошена фраза: «Вы слышали такое выражение – "пятая колонна"? Так вот, это религиозное движение считают пятой колонной». Надо сказать, что Свидетели Иеговы чувствуют себя на переднем крае борьбы за права религиозных меньшинств. На столе среди книг, распространяемых общиной, лежат светские сборники статей, посвященные вопросам свободы совести в стране.

Свидетели Иеговы говорят о преследованиях скорее не с воинственной яростью, а с обидой – «мы ведь граждане России. Мы любим и уважаем нашу культуру, в конце концов, платим налоги в бюджет». Свою асоциальность объясняют тем, что ничего не должно отвлекать человека от служения Богу.

Иеговисты не приветствуют, когда молодые люди поступают в университеты. Но осуждается не получение высшего образования как такового, а то, что этот процесс сопровождается отрывом от семьи, – «неокрепшие умы отходят от веры, попадая в другое окружение». Кстати, в вефиле можно жить только до тех пор, пока у вас не появятся собственные дети. Вероятно, потому, что дети часто становятся для родителей новым маленьким божеством.

Руководители вефиля говорили про множество стереотипов, связанных со Свидетелями Иеговы. Их бытование объясняют «особенным» образом жизни: фанатичным следованием своей проповеднической миссии, замкнутым существованием, отказом от празднования дней рождения, любых других праздников. Даже печально подмечают: «Иисус был настолько странным, что его распяли. Мы очень точно следуем примеру Иисуса». Этим же стереотипам, считают наши собеседники, подвержены и прокуроры, когда ведут уголовные дела. «Они ведь тоже люди».

Свидетели Иеговы уделяют большое внимание поддержанию своей символической солидарности – культивируют память о важных событиях в своей истории, издают книги и альбомы. В вефиле есть небольшой музей и библиотека, где хранятся древние экземпляры Библии с упоминанием имени Бога – Яхве (Иегова). В библиотеке практически нет художественной литературы. Зато есть энциклопедия «Все обо всем» и Христианская энциклопедия. Наш экскурсовод спросил, знаем ли мы, что статье «Бог» там посвящено 29 страниц, а статье о Патриархе Кирилле – 118 страниц.

Фото: Катерина Кожевина
Фото: Катерина Кожевина

Если вы зайдете на неофициальный сайт «Свидетели Иеговы в России», то вместо догматов можно будет обнаружить новости о судебных разбирательствах – как правило, по поводу обвинений в разжигании религиозной ненависти. В прошлом году официальный сайт jw.org был признан экстремистским. Периодически Свидетелям Иеговы запрещают проведение конгрессов и встреч, а на собрания иеговистов врываются сотрудники полиции и задерживают участников без объяснения причин, с изъятием богослужебной литературы. Деятельность общины официально запрещена в таких странах, как Китай, Северная Корея, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Саудовская Аравия, Иран, Ирак. В поддержку же неоднократно выступали правозащитники Московской Хельсинской группы, Совета по правам человека при президенте РФ, а также американское правительство. В ежегодных докладах Госдепартамента США о состоянии свободы совести в России говорится об ущемлении прав религиозных меньшинств, и в частности, Свидетелей Иеговы.

Постоянным камнем преткновения в отношениях государства и верующих является отказ последователей движения от переливания крови, даже ценой собственной жизни (считается, что вместе с чужой кровью человеку переходит чужая душа). В 2007 году в Санкт-Петербурге заместитель прокурора выдвинул требование, чтобы все больницы передавали в прокуратуру сведения «о каждом факте отказа Свидетелей Иеговы от переливания крови и ее компонентов», не ставя в известность пациентов. В 2013 году Европейский суд по правам человека признал это требование неправомочным, нарушающим неприкосновенность частной жизни и врачебную тайну.

Образ Свидетелей Иеговы парадоксален. Комфортный быт и европейский образ жизни сочетается с отказом от высшего образования и, казалось бы, архаичным правилом отказа от переливания крови. А также – с постоянной борьбой за свои права и свободу совести.

С одной стороны, нельзя списывать со счетов многочисленные истории о том, как Свидетели Иеговы зомбируют своих адептов, фактически изолируют их от общества, часто обрекая на нищенское существование. Хотя и к ним, безусловно, нужно относиться критически. С другой стороны, любое религиозное движение часто балансирует на грани авторитарного института и нормальной общественной организации. В этом смысле Свидетели Иеговы имеют ничуть не меньше прав на нормальное функционирование в нашей стране, чем, скажем, компания «Бизнес-молодость».

Иллюстрация: Павел Бармин
Иллюстрация: Павел Бармин

Скорее всего, прессинг Свидетелей Иеговы связан не столько с криминальным характером их действий, сколько с тем, что они фактически реализовали политический эскапизм. Хотелось бы подчеркнуть, что не стали оппозицией (иеговисты не оспаривают и не критикуют существующую власть), а именно проявили неучастие. Несмотря на то, что последователи Свидетелей Иеговы живут по определённому, собственному своду правил, они обычно не нарушают законы Российской Федерации. И возможность выбирать свою веру, и неучастие в выборах, и отказ от переливания крови, и даже передача по наследству своего имущества после смерти на нужды религии – это право гражданина, которое должно охраняться государством.

Мы пробыли в вефиле примерно пять часов. Продуманная драматургия встречи, кофе-брейк с капкейками, возможность выбрать себе литературу (из предложенного набора), постоянное сопровождение и готовность отвечать на вопросы – механизм организации встреч как в больших западных компаниях.

Катерина Кожевина

Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь 🤝 на наш канал!

----

Читайте также:

Крылья, которые нравятся мне

Городские сакли

В столице открылась первая в России клиника кризисной помощи для подростков

----

Канал ФОМ(Фонд Общественное Мнение) про политику, социологию, науку, культуру, этнографию, здоровье и многое другое. Если у вас есть интересные темы для публикаций или истории, которыми вы хотели бы поделиться, то напишите нам об этом: hello@fom.ru