65 подписчиков

Фильм «‎Живой» - хорош или плох?

28K прочитали

Фильм Александра Велединского "Живой" вызвал неоднозначную реакцию у зрителя. Одни называют его сильной картиной о войне, а другие - чернухой. Много недоумений вызвала концовка. Она оставляет открытым вопрос был ли жив персонаж, или все действие сюжета - его предсмертные видения? Но меня больше интересуют не тонкости концовки, а смысл фильма, что он несет в себе? В статье я постараюсь в этом разобраться.

кадр из х/ф "Живой", реж. А. Велединский, 2006 г.
кадр из х/ф "Живой", реж. А. Велединский, 2006 г.

Кратко о сюжете

Главный герой Кир возвращается со второй чеченской войны искалеченным во всех смыслах. Боевые товарищи ценой своей жизни вытащили его из боя. Сам он потерял ногу и винит себя в чужой смерти. Строки из "Песни о погибшем летчике" В. Высоцкого лучше всего описывают, что чувствует герой:

Я кругом и навечно
Виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться
Я почел бы за честь,
Но хотя мы живыми
До конца долетели,
Жжет нас память и мучает совесть
У того, у кого она есть

Фильм тяжелый. Каждый кадр его, как картина, а пронзительную атмосферу подчеркивает отлично подобранная музыка. Это передает зрителю ощущение глубокого одиночества, которое испытывает сам Кир. Для примера вспомним сцену в ночном клубе, ссылку на отрывок прикреплю ниже. Во время нее мне вспомнился документальный фильм Сергея Говорухина "Прокляты и забыты" о событиях первой чеченской. Повествование строится на противопоставлении жизни людей на войне и гражданских, на тот момент вкусивших запах свободы 90-х. Кадры боевых действий, раненных солдат, отчаявшихся матерей сменяются разнузданными вечеринками в ночных клубах. Такая ассоциация возникла не на пустом месте - главные герои сильно контрастируют на общем фоне. В полной экипировке солдаты отстранено смотрят на танцующую толпу. Они чужие здесь, и в конце сцены призраки молча удаляются.

Главный герой тоже чувствует себя чужим рядом с живыми людьми - в обществе родственников, мамы, дождавшейся девушки, и даже бывших сослуживцев. Кир будто уже не принадлежит этому миру. Ему приятнее разговаривать с призраками, мертвые ему родней. За диалогами с покойными друзьями действительно интереснее наблюдать, чем за живыми. Они остроумные и цепляют своеобразной философией. Кир выбрал мертвых и вскоре отправляется к ним. В последней сцене он идет с товарищами по заснеженным горам, и рядом с ними Кир впервые счастлив за весь фильм.

Мое отношение к картине двоякое. С художественной точки зрения фильм потрясающий, но есть и обратная сторона. Товарищи Кира принесли себя в жертву во имя его спасения. Радовались бы они, увидев, как он закончил жизнь? Он умер пьяным под колесами авто, и этим обесценил их жертву. Изрядная доля ветеранов оказалась ненужной государству, иногда даже семье. Многие из них выживают, как могут, работают, любят, хранят память о покойных. Кто-то не справился с пост-военным синдром, не сумел вжиться в мирную действительность, и это трагедия. Однако хорошее, сильное кино должно быть созидательным, оно должно менять человека к лучшему. Признак воина - сила, иногда это сила суметь прожить достойно. В фильме "Живой" обратный разрушительный посыл о человеке, отказавшемся от подаренной ему жизни, о бесполезности подвига и жертвования. Он оставляет после себя пустоту и щемящее сердце, и в этом главный его недостаток. А Вы как думаете?