Найти тему
Нейропедагогика

Нейропедагогика: как построить образовательный процесс согласно нашим знаниям о работе головного мозга?

Изучение мозга - это мозг, изучающий сам себя.

Неизвестный комментатор видео про работу мозга с YouTube.

Когнитивные науки сейчас в моде и с этим трудно поспорить. Приставку нейро- используют в совершенно различных областях знаний от биологии до маркетинга:

Количество нейронаук поражает воображение? Но все эти направления объединяет материальная основа - человеческий мозг.
Количество нейронаук поражает воображение? Но все эти направления объединяет материальная основа - человеческий мозг.

Можно долго вести дискуссию на тему "Мы - это наш мозг", но факт остается фактом: процессы познания, обработки и хранения полученной информации организованы в головном мозге человека.

Именно поэтому я считаю, что изучение накопленных сведений о процессах работы мозга важно для любого преподавателя. Курсы физиологии, возрастной и общей, психологии, возрастной и общей, сокращаются в учебных планах педагогических специальностей, а обучение очень часто ведется по старым учебникам и преподавателями, не следящими за последними тенденциями в сфере Cognitive Science.

С другой стороны, существует огромное количество практикующих преподавателей, которые методом проб и ошибок выработали свои собственные методики обучения, успешно применяют их на практике и получают достойные внимания результаты.

Таким образом возникает разрыв между исследователями и преподавателями, устранить который и призвана нейропедагогика.

Так что же такое нейропедагогика?

Нейропедагогика, или образовательная нейронаука - это область человеческого знания, призванная объединить когнитивную нейронауку, нейробиологию развития, педагогическую психологию, образовательные технологии и педагогику и ответить на главный вопрос: как сделать образовательный процесс эффективным? Также эта наука позволяет решать такие задачи, как обучение детей с СДВ и СДВГ, с дислексией, дискалькулией. Для этого образовательная нейронаука проводит теоретические и прикладные исследования образовательного процесса, активно используя методологический инструментарий нейронаук (например, методы визуализации работы головного мозга).

-2

Рост популярности наук о мозге привел к тому, что эту тему стали эксплуатировать невежественные (или попросту нечестные) бизнесмены, создавая свои "обучающие" продукты на основании широко распространенных мифов о работе головного мозга (например, широко распространенные приложения для "развития мозга" для смартфонов и планшетов, эффективность которых никак не доказана, но которые взламывают нашу систему вознаграждения). Отделить зерна от плевел (а также мух от котлет) также призвана нейропедагогика.

В статьях этого блога я попробую и развеять мифы, и подробнее описать результаты нейропедагогических исследований, а также при вести примеры педагогических технологий, которые действительно имеют нейронаучное обоснование. Stay tuned!