by @YAACU
28 мая Верховный Суд России выпустил Пленум № 13, в котором разъяснил применение судами норм Бюджетного кодекса, связанный с исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.
Нам хотелось бы выделить в данном документе несколько важных, наш взгляд, моментов:
1. Основное правило в отношении соответствующей категории исполнительных документов заключается в том, что их исполнение производится в специальном порядке, установленном главой 24.1 БК РФ.
Общий порядок, предусмотренный Федеральным законом «Об исполнительном производстве», не применяется.
То есть обращаться к судебным приставам с этими исполнительными документами не стоит, т.к. в этом случае в возбуждении исполнительного производства будет отказано.
Как отмечено в Пленуме,
«Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств»
Данная правовая позиция уже нашла отражение в практике кассационных арбитражных судов, которой подтверждена законность отказов судебных приставов в возбуждении исполнительных производств по исполнительным документам, предусматривающим обращение взыскание на денежные средства бюджетной системы (см., например, постановление АС МО от 15 июля 2019 г. по делу № А40-261614/2018)
2. Взыскателем следует направлять документы на исполнение в соответствующий финансовый орган (Минфин России, Минфин субъекта, муниципальное финуправление) либо органы Казначейства.
Куда именно – зависит от требований исполнительного документа.
Стоит отметить, что требования о взыскании за счет казны возмещения вреда, причиненного действием или бездействием должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, должны быть исполнены в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган.
При этом в течение этого срока, а также за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются, индексация взысканных судом денежных сумм не производится.
Так, недавно апелляционный арбитражный суд отменил решении суда первой инстанции о взыскании с ФССП в пользу коммерческой организации процентов за пользование денежными средства в связи с неисполнение судебного решения о взыскании с Российской Федерации в лице ФССП убытков за счет казны (постановление 9 ААС от 28 июня 2019 г. по делу № А40-284294/18)
Органы Федерального казначейства занимаются исполнением исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Казначейства, а в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям недостаточно для исполнения их денежных обязательств – то и с главных распорядителей бюджетных средств (министерств, ведомств), в чьем ведении находятся казенные учреждения - за счет средств соответствующего бюджета.
Если речь идет об исполнении судебного акта по денежным обязательствам должника, возникшим из государственных (муниципальных) контрактов, то казначейский порядок исполнения, в отличие порядка, предусмотренного для взыскания возмещения вреда, не является основанием для освобождения этого должника от уплаты процентов, начисляемых по правилам статьи 395 ГК РФ, в том числе и в течение срока нахождения исполнительного документа на исполнении в органе Федерального казначейства или соответствующем финансовом органе.
3. Как следует из Пленума, казначейский порядок применяется и при исполнении судебных актов, возлагающих на федеральные казенные учреждения, органы государственной обязанность по возврату из федерального бюджета плательщикам излишне уплаченных сумм налогов и сборов, таможенных платежей и пошлин, начисленных на них пеней, штрафов и иных платежей, уплаченных в федеральный бюджет.
Однако, на практике не все суды видят основания для применения казначейского порядка к требованиям о возврате излишне уплаченных налогов и сборов.
Так, апелляционный арбитражный суд подтвердил законность решения суда первой инстанции, признавшего неправомерным отказ судебного пристава в возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу с требованием об обязании должника – Управление Росреестра - устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченной государственной пошлины. Суды пришли к выводу о том, что данное требование носит… неимущественный характер, а потому должно исполняться судебным приставом в порядке главы 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (постановление 15 ААС от 1 августа 2019 г. по делу № А53-15899/2019).
https://t-do.ru/pristavy - Суровый пристав
https://t-do.ru/SiloBZ - Силовой Блок Замкадья
https://t-do.ru/pristavy_day - Суровые будни ФССП