Найти тему
Все для мамочек...

Как развивать эмоциональный интеллект ребенка

В развитии эмоционального интеллекта ребенка ключевую роль играют контакты ребенка с другими людьми. В первую очередь — с родителями и другими близкими ему взрослыми. Игры на развитие эмоциональной сферы здесь будут скорее вспомогательным инструментом.Итак, на развитие эмоционального интеллекта влияют следующие вещи:

  • Эмоциональные реакции родителей и ближайшего окружения.
    Для детей эмоции — первичны. Ребенок наблюдает, впитывает, повторяет за значимыми взрослыми, наблюдает отношения между ними. Опираясь на их эмоции, он оценивает, что и насколько важно/неважно, хорошо/плохо и т.п. Поэтому очень важен личный пример адекватных эмоциональных реакций, взаимной заботы, теплых взаимоотношений в семье.
  • Реакция родителей на эмоции ребенка. Очень важная вещь, от которой зависит восприятие ребенком своих собственных эмоций, его отношение к ним, способность справляться с ними.С реакцией на положительные эмоции  обычно все обстоит неплохо. А вот наша реакция на негативные эмоции малыша (гнев, страх, грусть) далеко не всегда бывает конструктивной. Это очень важный момент, к которому мы чуть позже еще вернемся.
  • Адекватное окружение. Ребенок воспринимает те модели поведения, которые он наблюдает, учится подражанием. В связи с этим очень важно, какие люди его окружают, как они реагируют на те или иные обстоятельства. За окружение ребенка ответственны родители, именно они так или иначе его формируют.Основные требования к окружению для целей развития эмоционального интеллекта: адекватность и разнообразие. Больше контактов — больше информации для анализа.
  • Живое наблюдение, анализ. Обращаем внимание на происходящее вокруг, как люди контактируют друг с другом. Обсуждаем, проговариваем их чувства.Проговариваем чувства самого ребенка в разных ситуациях. При этом отделяем эмоциональное состояние от самого ребенка. Лучше сказать ему «Ты сейчас грустишь» вместо «Какой ты грустный».
  • Обсуждение прочитанного, просмотренного.Комментируем ненавязчиво, если уместно — задаём вопросы. Почему герой так поступил? Что он чувствовал? Можно ли было по-другому? Что бы ты сделал в такой ситуации?
  • Сказки, спектакли, раскрывающие модели эффективного взаимодействия одних персонажей с другими.
  • Игры на развитие эмоциональной сферы.
  • Чтение ребенку детских книг, нацеленных на развитие эмоционального интеллекта. В качестве примера таких книг можно привести серию сказок для эмоционального интеллекта автора Корнелии Спилман.

Хотелось бы отдельно сказать о развивающих «инструментах» — сказках, спектаклях, книгах, играх. Несмотря на всю полезность, их одних недостаточно. Они могут помочь малышу понимать и принимать свои и чужие эмоции, но не смогут научить справляться с ними. Тут нужна практика. Тренировать управление эмоциями лучше всего на реальных ситуациях, когда эти самые эмоции возникают.

-2

Один из самых удобных инструментов для развития эмоционального интеллекта, который «всегда под рукой» — негативные эмоции ребенка (страх, грусть, гнев). Они возникают каждый день по нескольку раз, и каждый такой раз — это возможность для маленького человека немного продвинуться вперед в понимании себя и управлении своими эмоциями. Но — только при умелом и мудром руководстве находящегося рядом взрослого.