Человек растущий, стремящийся к Вечному, всегда движется от разно-совести к Едино-совести, от много-божия к Единому Богу. Достигая Единого Бога, он уже не может поклоняться то коммунистической, то националистической, то буржуазной, то общественной, то индивидуалистической, то религиозной, то атеистической совести. Невозможно всю жизнь менять святыни. Если святыни меняются, значит они не святыни и не стоют поклонения. В лучшем случае они — ступень на пути к Истинной Святыне — к Единой Совести, в худшем — болото, в котором человека держат подлые мира сего, или в котором его держат его собственные страхи и выгоды.
Совесть неразрывно связана с сердцем человека, а значит с жалостью, которая исходит из сердца. Жалость же возникает в нашем сердце тогда, когда мы сознаём, чтó происходило или происходит с каким-то человеком или существом, к какому страданию привело или может привести происходящее с ним и чéм это страдание может закончиться. И если мы способны представить и вообразить весь ужас происходящего и грядущего, жалость переполняет нас и непослушание ей кончается для нас угрызениями Совести.
*Зная такое душевное устройство, всевозможные политические и религиозные обманщики всегда сочиняли какие-нибудь были или небылицы о страданиях и мученичествах борцов за какую-то идею или веру. Когда человек слышит эти были и небылицы, в нём пробуждается жалость. Как только человек чувствует жалость — боль сердца — он оказывается беспомощным перед упрёками своего сознания, его начинает мучить Совесть, и единственное, чéм он может постоянно избавляться от этих мучений — это стараться вкладывать посильную лепту своих собственных страданий в череду страданий мучеников и страстотерпцев. А политики уже направляют эту лепту в нужное им русло. С одной стороны это плохо, — но для кого ? — для ни во чтó неверящих нечестивцев. С другой стороны это хорошо, — но для кого ? — для наивной, верящей души. Если верящая душа способна страдать от ложной жалости, которая идёт снизу и управляется корыстолюбцами, она будет страдать и от Истинной Жалости, которая идёт Сверху и управляется Всеблагим Богом. Так, веря одному и обманываясь, веря другому и обманываясь, веря третьему, четвёртому и обманываясь, человек наконец приходит к вере Вечному и вырывается из-под власти политических религий и религиозных политик.
Совесть не может сказать человеку: «Не верь этому, не верь тому, не верь ничему и никому», — если Она будет так говорить, человек уже с юности потеряет способность верить. А потерять способность верить — это страшнее, чем быть обманутым. Если человек теряет способность верить, он не поверит потом и Богу, в Котором заключено его спасение. Поэтому Совесть терпеливо ждёт, пока человека обманет коммунистическая или национал-социалистическая партия, капиталистический рай, всевозможные общественные или индивидуалистские движения, религиозные направления или атеистические организации и т.д. Она терпеливо ждёт, пока человек дорастёт до Вечного. До тех пор Она предоставляет ему возможность обманываться и быть обманутым. И ничего здесь не поделаешь, это необходимо ради сохранения способности верить и ради воспитания убеждений, которые складываются из порывов веры и горести разочарований, из безоглядности доверия и ужасов обманутости, из надежд и отчаяния, из любви к правде и из ран, нанесённых ложью. Всё это закаляет человека, всё это растит его. Иначе человек становится уродом. Если его с детства настраивать против всех и учить подозрительности, он никому не будет верить; если его защищать от всех, он зачахнет и омертвеет.
Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни. — Прит.4,23.
Поэтому Бог прежде всего сохраняет в человеке его способность верить кому-то и жалеть кого-то. Пусть человек лучше будет жалеть политика-палача и мерзавца-священника и верить им, думая, что они святые мученики, чем, боясь быть обманутым, потеряет способность жалеть Бога и верить Пророкам, ибо это одна и та же способность, она не избирательна, она или есть или её нет, она или светит и греет или темнит и леденит. Её никогда нельзя гасить, ибо в нашу жизнь обязательно придёт тот, кто достоин веры и жалости, лишь бы мы оказались достойны веры и жалости.
Итак Совесть — есть сердце человека, а сердце — есть жалость. Поэтому коммунистической Совестью является сердце, жалеющее мучеников коммунизма; христианской Совестью является сердце, жалеющее христианских мучеников; буржуазной совестью является сердце, жалеющее мучеников буржуазных революций, потому что за торжество буржуазных идеалов тоже отдавались жизни, проливалась кровь и терпелись пытки. Там, где кто-то проливал кровь, терпел мучения, пытки и саму смерть, есть место жалости, сердцу, а значит Совести.
Только благодаря тому, что люди искренно жалели мучеников какой-то идеи или веры, только благодаря этому, и только в той мере, в какой они шли на действительные жертвы ради своей жалости, эти идеи и эти веры воплощались в жизнь. Потому что лицемерная приверженность идее или вере не помогает их воплощению в жизнь, она, в конце концов, всё разрушает.
На этом основывается всякая истинная нравственность. Истинной нравственностью мы можем признать не только Божественную нравственность, но и нравственность коммунистическую, и националистическую, и буржуазную, и религиозную, и атеистическую, и любую другую. Потому что там, где присутствует убеждённое мученичество и искренняя жалость к нему, присутствует истинная нравственность.
Мысль о том, что Совесть есть сердце, подтверждает следующий факт. Когда мы слышим слова коммунистическая совесть, то речь идёт о воспитании в людях сочувствия к мученикам коммунизма. Но для того, чтобы упрочивать в сознании людей одну идею, нужно увеличивать ненависть к другой идее, то есть воспитывать у людей без-совестное, без-сердечное, без-жалостное, без-чувственое отношение к ней и к её носителям. Так, например, если приверженцам коммунистического мировоззрения коммунистические идеи нужно принимать сердцем, то идеи национализма они должны воспринимать только разумом, хотя кто-то другой националистические идеи воспринимает сердцем, то есть своей националистической совестью.
Вóт почему одна политическая система всегда скрывает от своих подданных мучеников другой политической системы, чтобы человек не проникся к ним жалостью, не стал им сострадать, а значит не проникся к ним совестливым, сердечным, человеколюбивым, добрым отношением.
Вóт почему любая политическая система, которая хочет господствовать, всегда открывает людям знание об одних событиях и явлениях и скрывает знание других событий и явлений, направляя тем самым сознание человека, его сердечную, чувствительную часть в сторону только своей идеи, только своего учения. Причём, у всех систем есть эта метóда, и потому человек, который хочет жить согласно истине, должен хоть в какой-то степени изучать враждующие политические или религиозные системы, дабы предохранять себя от предвзятости, ограниченности и односторонности в отношении к живым людям.
Идеологи всегда знали и знают, что как только человек узнаёт о страданиях каких-то людей, о их беззащитности перед лицом насилий, лишений, обманов и смерти, ему сразу становится их жалко. Поэтому, чтобы предотвратить эту жалость, явления, могущие её породить, скрывались и скрываются.
О чём это говорит ? О том, что человек, который стремится к истинной жизни, должен тайно ради истинной любви устремляться к возвышению над всеми господствующими запретами, которые ставятся всеми политическими и религиозными системами для своих подданных. Когда человек возвышается и достигает даже только начатков непредубеждённого, Божественного Вúдения, он видит явления всеобщего страдания на Земле и проникается Божественным, всеобщим Состраданием ко всему сущему, к страдальцам любых идей и мученикам любых вер. Его сострадание уже не ограничивается и не управляется ни политическими, ни религиозными обманами. Такого человека мы называем человеком с Божественной, Неограниченной, Всеохватной, Надмировой Совестью.