Я не видела, чтобы возле этой .картины подолгу стояли люди. Думаю, что это потому, что они не рассмотрели её внимательно. А если бы рассмотрели, то непременно бы задумались и задержались.
Я говорю о картине русского художника Михаила Васильевича Нестерова. Её название состоит их двух предложений «На Руси. Душа народа»
Художник изобразил огромную процессию, идущую вдоль широкой реки. Это религиозная процессия, так как в руках людей иконы. А впереди толпы идёт мальчик, и люди следуют за ним. Кто этот мальчик, почему толпа идёт за ним? Что этим хотел сказать Художник? Какой смысл он сюда вложил? Что хотел сказать он этой сценой? Наверное, что-то важное.
Как расшифровать это послание?
В толпе, изображённой художником Нестеровым, мы видим людей всех состояний и сословий. Это и царь в шапке Мономаха и патриарх в золочёной ризе. Тут и дворяне и простолюдины, состоятельные и нищие, церковные иерархи. Тут и юродивый, тут и раненый солдат. А кое-кого можно и даже узнать, например Толстого, Достоевского, философа Владимира Соловьёва. Так Художник представил всю Россию во всей её многоликости. И тут всё понятно. Но возникает вопрос: почему они все идут за мальчиком в крестьянской одежде? И куда он их ведёт?
Возможно, вся эта многоликая толпа и есть Русь и первая часть названия картины и указывает на это, а не является ли мальчик олицетворением души народа и не относится ли к нему вторая часть названия картины?
Умел этот Художник показать Русь красками на холсте, умел видеть её душу и душу её народа.
Нестеров Михаил Васильевич родился в 1862 году в городе Уфе, в купеческой семье. В семье было двенадцать детей, но до взрослого возраста дожили лишь двое: Миша и его старшая сестра Саша, остальные все ушли из жизни досрочно. Да и Миша чуть было не ушёл. Но что-то остановило его и он остался тут. Вот какую историю он сам о себе рассказывал:
«До двухлетнего возраста я до того был слаб и болезненный, что и не чаяли, что жив останусь. Чего-чего со мной не делали. Чем-чем не поили. И у докторов лечили, и ведунов звали, и в печку меня клали, словно недопеченный каравай, и в снег зарывали – ничего не помогало. Я чах и чах. Наконец зачах. Дышать перестал. Решили: помер. Положили меня на стол под образ а на грудь положили образок Тихона Задонского. Свечки зажгли как над покойником. Поехали на кладбище заказывать могилку. А мать так от меня не отходила, пока наши были на кладбище. Приезжают с кладбища а я и вздохнул. И отдышался. И здоровым стал"
Его родители были людьми образованными и не бедными, отдали его учиться сначала в местную гимназию в Уфе, а затем, в 14 лет отправили в училище Воскресенского в Москве. Но Миша изучал основные предметы без интереса: физика, химия и математика его совсем не интересовали. Он любил историю и литературу и очень любил рисовать. И он хотел рисовать.
Ну а когда попал Миша на выставку передвижников и впервые увидел там полотна художников, которые и сейчас известны всем: Крамской, Мясоедов, Куинджи, Николай Ге, В. Маковский, то твёрдо для себя решил быть только художником. И никем иным.
Спасибо директору училища, который дал совет отцу Миши отдать сына в знаменитое Училище Живописи, Ваяния и Зодчества на Мясницкой в Москве. Отец дал своё согласие. Надо сказать, что Училище это и сейчас существует.
Много картин написано Художником, и все они были проникнуты религиозным духом. Тема Бога была главной темой его творчества до революции. После революции тему пришлось сменить. Теперь он в своих живописных трудах обратился к человеку. И каждый его портрет известных людей наполнен не меньшей духовностью, что и в изображении Христа.
Тему Нестеров сменил, но не сменил отечество, он остался в России, не уехал, как многие, за границу. Он и не мог это сделать. Даже, если бы он и уехал, то и там не смог бы сохранить свою религиозную тему. Ему бы не хватало подпитки.
Судьба не была благосклонна к Нестерову. Была любовь. Большая и взаимная. Настолько большая, что они с Машенькой против воли родителей, причём, с обоих сторон, поженились. Это был год счастья. Но он прошёл. Его любовь, его Машенька покинула этот мир сразу же после рождения их первенца и Михаил в свои 24 года остался один с маленькой дочкой Олей. Была и новая любовь, к Лёле. Тоже большая и сильная, настолько большая, что расписывая Храм в Киеве, он использовал образ Лёли при написании Святой Варвары. Но не отдали Лёлю за него, мол, она достойна лучшего мужа. А Лёля так и не вышла потом замуж, оставшись в старых девах. Возможно, из-за любви к Нестерову. Не знаю, ничего по этому поводу не нашла.
У самого Нестерова было несколько женщин вне брака, и они имели от него детей. Точно не установлено сколько, но не менее пяти. Один из его сыновей – Алёша, изображён Художником на этом полотне. Это за ним движется процессия вдоль реки Волги.
Дочь свою, Ольгу, Художник очень любил. Но она была болезненной и до 12 лет находилась у его родителей в Уфе. Затем он определил её в Киевский Институт благородных девиц. Здесь, в Институте она подхватила вирус скарлатины, болела долго и тяжело, никто не предсказывал её выздоровление. Но она выздоровела, и не без помощи сестры Михаила, которая приехала и ухаживала за больной племянницей год.
Вот такая история картины «Наша Русь. Душа народа» и её Автора Михаила Васильевича Нестерова.
Я рассказала лишь небольшую часть того, что известно об этом, а всем Читателям рекомендую, бывая в Третьяковке, заходить в довольно большой зал Нестерова. Там есть много других интересных полотен.
Я благодарю всех за внимание и поддержку