Мошенники работают откатанными схемами, выглядят все очень убедительно за счёт профессионального сленга и набора уловок.
Звонящие используют социальную инженерию: выдают себя за сотрудников банков, чтобы обманом узнать у клиентов SMS-коды для переводов или номера карт, но в основном в последнее время идет охота за смс кодами от входа в интернет или онлайн банки. Часть людей, особенно в возрасте, вообще не используют онлайн-банкинг, этим активно начали пользоваться мошенники.
Схемы добычи нужной информации самые разнообразные и они постоянно дополнятся, начиная от: с вашей карты был сделан перевод, мы звоним, чтобы подтвердить, и сообщите нам два кода из смс-сообщения, заканчивая звонками, якобы от службы безопасности или финансового мониторинга, с предупреждением о проведенных противоправных операциях с вашего счета (финансирование терроризма) с требованием предоставить паспортные данные, адрес по прописке, и кодовое слово.
Некоторые клиенты, услышав такие "страшные слова" с ходу вываливают мошенникам все свои банковские данные. Ну и естественно карточный счет у них через несколько минут обнуляется.
Все чаще звонки идут, с якобы "официальных номеров" банков или их колл-центров. Злоумышленники используют маскировку номеров под официальные номера банков, заранее узнают личные данные из купленных баз данных банковских клиентов. Которые в огромном количестве появились на рынке. Создается впечатление, что базы "сливают" сами сотрудники банков, видя какой беспредел творит их руководство, скорей всего, влияет также материальный стимул. Зарплата рядовых сотрудников не сильно больше средней по региону.
Пополняются ряды мошенников сотрудниками банковских кол-центров, из банков с отозванной лицензией и из крупных действующих банков, которые оптимизируют свои расходы. Звонить клиентам это их работа, плюс они получают премиальные с каждой выведенной от клиентов суммы.
Банки сами бы могли навести порядок, номера известны, местоположение "мошеннических" кол-центров, используя профессиональное оборудование и возможности госслужб не так и сложно, они совершают достаточно много звонков, но никто не ищет, никто в поимке мошенников не заинтересован. Это наводит на определенные мысли, что банкам возможно выгодно списание денег со счета клиентов, под шумок они видать делают и свои делишки.
Судя по всему, в случае телефонного мошенничества вернуть украденные деньги не получится. Банки не возвращают средства, потому что "якобы" не могут различить действия клиентов и мошенничество: для этого суд должен установить виновных, а полиция не в состоянии их найти, или находит их, но это сладкое слово "коррупция" делает свое дело. Так что и обращение в полицию, практически бессмысленны.
Банки сами бы могли навести порядок, номера известны, местоположение "мошеннических" колл-центров, используя профессиональное оборудование и возможности госслужб не так и сложно, они совершают достаточно много звонков, но никто не ищет, никто в поимке мошенников не заинтересован. Это наводит на определенные мысли, что банкам возможно выгодно списание денег со счета клиентов, под шумок они видать делают и свои делишки.
Теперь о главном, при поступлении подозрительного звонка, никаких данных не выдавайте, а спросите внутренний(добавочный) номер звонящего, найдите официальный телефон банка и перезвоните туда сами. Это будет гарантией, что вы позвонили все-таки в банк, а не к мошенникам. Не перезванивайте по телефонам, которые вам диктуют "сотрудники банков", вы опять попадете на них.
Не диктуйте "сотрудникам банков" никакие смс-коды, приходящие вам на телефон. Категорически. Пара продиктованных смс кодов, и ваша карта пуста.
Не говорите "сотрудникам банков" номер карты, ваши паспортные данные, адрес по прописке и кодовые слова доступа.
Для онлайн-покупок надо завести отдельную SIM-карту и виртуальную банковскую карту — такая возможность есть практически у всех крупных банков, а также у многих платёжных систем вроде «Яндекс. Денег», Киви и других. Безопаснее всего не держать на такой карте деньги постоянно, а пополнять под определённую покупку. Кроме того, виртуальную карту всегда легко закрыть и открыть новую.
Будьте начеку, возможно вы следующая жертва мошенников.
Продолжение следует...