Побывала в гостях у всамделишных реставраторов. А не таких как я, самопальных самозванцев. Специалисты одного из ведущих музеев страны показали мне свои рабочие места, и рассказали, как ведется восстановление керамики, фарфора, металла и бумаги.
Меня, как представительницу прекрасного слабого пола заворожил фарфор. Тем более, в мастерской было что посмотреть - ажурные лампады, статуэтки, крестьянки-кормилицы и кавалеры. Но многое фотографировать нельзя - это частная собственность, над которой мастера работают в свободное от работы время.
Девушка, мастер по стеклу, керамике и фарфору, рассказала что есть два подхода к реставрации. Музейный, и коммерческий. Музейный - обратимый. Утраченные части если и восстанавливаются, остаются выделенными цветом, чтобы было видно позднее вмешательство. И их легко можно убрать, чтобы посмотреть, как выглядел предмет до реставрации.
Коммерческая реставрация - это восстановление. Часто клиенты требуют, чтобы вещь стала, как новая. Долепливаются утраты, спиливается то, что нельзя восстановить... Мне показали спиленное фарфоровое дерево - восстановить отколотые листочки владельцу показалось дорого, и он приказал его удалить. Реставратор, как может, увещевает владельцев, что дух и следы истории надо сохранить... А стертая позолота еще прекраснее. Но не со всеми это работает.
Мастер посетовала, что рынок антиквариата замер. "Если лет 5 назад человек покупал лампаду, он знал, что уже через 2 недели ее можно продать дороже. Теперь это не работает. И заказов мало", - рассказывает мастер.
Труд реставратора дорог. Приклеить отбитую ручку куколке из фарфора стоит 1000-1500 рублей. С восстановлением утрат цена может стать космической. В нее входит не только стоимость дорогущих материалов, но и тонкая работа художника, его мастерство, уникальное чутье и опыт.
У реставраторов большая и невозможно интересная библиотека.
А вот суровые мужские руки с резаком колючей проволоки. Заказ от музея ВДВ. С ним работает специалист по металлу
Едкими веществами удаляется ржавчина. Потом можно сделать поверхность, изъеденную коррозией, вновь гладкой. А можно оставить такой, какая есть - в зависимости от целей и задач по конкретному предмету.
Мастер работы по бумаге сниматься отказалась. И, кажется, обиделась, когда я сказала, что бумага - самый непрочный материал:
"Все гниет. Брось железо в воду - и что с ним станет? Куча грязи. А у нас книги XI века хранятся. Дело только в условиях!".
Вот такой спонтанный поход, рассказ и фоторепортаж. Надеюсь, вам понравилось.