Привет, друзья! С вами снова Илья. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно", где я тоже рассказываю об истории Москвы. Там информации еще больше:)
Строительство первой очереди Московского метро проходило очень сложно. Правда ли, что при возведении тоннелей станций Александровский сад, Арбатская и Смоленская чуть не обвалились жилые дома? Как удалось не останавливать движение на Старом Арбате? И почему прокладка тоннелей могла завершиться экологической катастрофой? Сегодня всё расскажу.
Угроза рынку
Работы на арбатском радиусе начались в январе 1934 года. Зима тогда была очень холодной. Чтобы оттаять грунт, строителям даже пришлось разжигать костры. Землю копали в основном лопатами. На работы партия отвела срок всего лишь в 300 дней.
Первым препятствием стал Арбатский рынок, который располагался на пути будущих тоннелей. Инженеры Вавилкин и Трейвас, которые заведовали этим участком, были уверены, что конструкции рынка спокойно переживут все работы. Но другие строители говорили, что торговая площадка непременно обвалится.
Эти слухи дошли до дирекции рынка. Начальники даже писали письмо в Моссовет. Чиновников удалось убедить, что все работы безопасны. Строители укрепили крышу с помощью железобетонных балок, а также всю конструкцию в целом. В итоге все прошло благополучно.
Как дома чуть не обвалились?
Если с рынком всё получилось довольно просто, то с домами, которые находились на поверхности непосредственно над тоннелями или рядом с ними, - нет. Проблема состояла в том, что здания были очень старыми. На момент строительства метро фундаментам исполнилось по 60-70 лет.
Изначально, инженеры не уделили должного внимания укреплению конструкции домов, поэтому при сооружении тоннелей, на зданиях начали появляться трещины, а штукатурка стала обваливаться. Жильцы были в панике. Некоторые уже собирали вещи, потому что считали, что их дом вот-вот обвалится.
По плану, многие здания хотели снести, чтобы строить тоннели было легче. Но кризис с жильём в Москве в те времена вынудил уделить больше внимания именно укреплению фундамента. Несмотря на сложные ситуации, когда начиналась осадка некоторых домов, строителям удалось сохранить все здания, которые не планировали сносить.
Трамвайная подстанция и сохранение Арбата
Большую сложность представляли работы рядом с трансформаторной подстанцией. Кроме того под землёй проходили несколько десятков электрокабелей, которые питали трамвайную сеть. Да и почвы были неблагоприятными - рыхлые пески с водой. Возможно, из-за этого после проходки первой траншеи здание подстанции дало трещину.
Она быстро достигла ширины в 3-4 см и продолжала увеличиваться. Ситуация осложнялась тем, что в соседней траншее прорвало водопровод. В итоге строители смогли ликвидировать последствия только через несколько суток. Кстати, на жителях района ситуация с подстанцией никак не повлияла. Перебоев с электричеством не было.
Сложнейшие работы проводили под современным Старым Арбатом. Траншеи там решили прокладывать закрытым способом. Был приказ сохранить движение по улице. Строители работали на глубине всего лишь в 1 метр под землей.
А в это время по улице ездили машины и трамваи. По словам инженеров, они иногда специально немного пугали строителей обвалом улицы со всеми машинами и трамваями, чтобы метростроевцы работали более добросовестно. В итоге, все было сделано идеально.
Сантиметры от трубы
Под одним из участков находилась гигантская канализационная магистраль. Она пропускала каждые сутки больше двух миллионов вёдер сточной воды. Трубы были гончарные, уложенные несколько десятков лет назад. Любое случайное повреждение могло повлечь катастрофу.
Проходка тоннелей проходила всего лишь в 1,5-2 метрах от магистрали. Предлагалось два варианта действий. Первый - выключить на время канализацию. А то, что там уже есть, спустить через водосток в Москву-реку. Второй- поменять трубу на металлическую на 100-метровом участке. Моссовет не разрешил делать ни того не другого. Первый вариант грозил экологической катастрофой, а второй требовал перекрывать движение машин и транспорта минимум на две недели.
Пришлось искать другой путь. В итоге решили, что будут перекладывать канализационную трубу не в специальной траншее, а прямо в тех траншеях, которые служили для сооружения стен тоннеля метро. Работы прошли успешно. Конечно, метростроевцы столкнулись ещё со многими трудностями, когда прокладывали тоннели. Но об этом лучше рассказывать на примере отдельных станций.
На сегодня это всё! Если вам понравилось и было интересно, то не забудьте поставить лайк и подписаться на мой блог:) Удачи!