5,8K подписчиков

ЕГЭ по химии: как быстро и правильно решить 28 задачу (объемные отношения газов)

2K прочитали

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Я продолжаю сегодня тему об оптимальных способах выполнения заданий ЕГЭ по химии, позволяющих с минимальными затратами времени и энергии достичь требуемого результата.

Вторая разновидность 28 задачи затрагивает только реакции с участием газов. Чаще всего предлагаются несложные процессы, связанные с использованием водорода, кислорода, азота, галогенов, а также газообразных соединений этих веществ. Популярны реакции гидрирования и сгорания газообразных углеводородов.

В отличие от задач на термохимию, в этой разновидности 28 задачи нужно самостоятельно составить уравнение реакции. В таблице представлены уравнения наиболее часто встречающихся в 28 задаче реакций:

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Наряду с разнообразием химизма реакций, этот тип задач отличается и разнообразием усложнений. Крайне редко, но могут встречаться задачи на избыток-недостаток, выход реакции, наличие примесей в исходных веществах.

Ниже представлено видео с типовым решением рассматриваемого типа задач (начиная со 2 минуты):

Действия, которые предлагает сделать педагог:

1. написать уравнение реакции

2. перевести данные задачи в моли

3. по уравнению реакции найти количество неизвестного вещества

4. найти массу (объем) неизвестного вещества.

Ниже я предложу свое решение этой задачи, основанное на том же принципе, что и задача на термохимию (см. предыдущую статью). Составляется пропорция, главное в которой - одинаковые размерности числителя и знаменателя. Считаю использование в данной задаче пересчета на моли и обратно ненужным, и, более того, даже вредным: увеличивается количество промежуточных расчетов, возрастает возможность количественных ошибок. Моли хороши для задач, в которых задействовано несколько реакций. Во всех остальных случаях это - "Стрелять из пушки по воробьям..."

Задача 1 (из видео)

Рассчитайте массу газа, образующегося при взаимодействии с избытком кислорода 30, 24 л (н.у.) оксида азота (2). Запишите число с точностью до десятых.

Решение.

1. 2NO+O2=2NO2

2.Пусть левая часть пропорции посвящена известному вeществу - NO, правая неизвестному веществу -NO2. В числителе левой дроби указываем данные условия задачи - 30,24 л, в знаменателе -данные из уравнения (коэффициент перед формулой NO, умноженный на молярный объем 22,4 л). В числителе правой дроби указываем данные задачи - х г, в знаменателе - данные уравнения( коэффициент перед формулой NO2), умноженный на молярную массу, 46 г) :

Здравствуйте, уважаемые читатели!-2

Откуда х= 30,24*2*46/44,8=62,1 г

Задача 2 (из видео)

Какой объем кислорода требуется для полного сгорания 10 л ацетилена?

Решение:

1. 2С2Н2+5О2=4СО2+2Н2О

2. Пропорция (левая часть - посвящена С2Н2, правая - О2):

Здравствуйте, уважаемые читатели!-3

Откуда х=10*5/2=25 л

Задача 3.

При раз­ло­же­нии нит­ра­та меди(II) об­ра­зо­ва­лось 12 л ок­си­да азота(IV). Чему равен объём об­ра­зо­вав­ше­го­ся кислорода? Объёмы газов из­ме­ре­ны при оди­на­ко­вых условиях.

Решение.

1. 2Cu(NO3)2=2CuO+4NO2+O2

2. Пропорция(левая часть - для NO2, правая часть - для О2):

Здравствуйте, уважаемые читатели!-4

х= 12/4=3 л.

Задача 4.

Рассчитайте мак­си­маль­но воз­мож­ный объём (н. у.) аммиака, ко­то­рый может быть по­лу­чен ис­хо­дя из 40 л во­до­ро­да и 30 л азота? Ответ ука­жи­те в лит­рах с точ­но­стью до десятых.

Решение.

1.N2+3H2=2NH3

2. Поскольку в условии даны объемы двух исходных веществ, это - задача на избыток-недостаток. Это усложнение можно решить как устно, так и письменно. Сделаем это письменно:

а) V(N2) (по условию)/коэффициент перед азотом по уравнению=30/1=30

V(Н2) (по условию)/коэффициент перед водородом по уравнению=40/3=13

13 меньше 30, следовательно, Н2 - в недостатке. Далее решаем по недостатку.

б) Пропорция(левая часть - для Н2, правая часть - для NH3):

40л/(3*22,4 л)= Хл/(2*22,4 л)

х=40*2/3=26,7л

Как можно видеть из приведенных примеров, старая добрая пропорция при грамотном ее использовании (РАЗМЕРНОСТИ ЧИСЛИТЕЛЯ И ЗНАМЕНАТЕЛЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОДИНАКОВЫ) - прекрасный инструмент для решения задач, в которых задействована только одна реакция. По самым скромным подсчетам использование пропорций вместо молей позволяет в два раза сократить объем расчетов при одновременном снижении вероятных ошибок.

В следующей статье я покажу, как аналогичным образом решать задачу 29. А кроме того, поделюсь, как можно получить в ней ответ вообще без написания уравнения реакций .

Всего доброго!